Ибн Касир в «Бидайе» (1/58) пишет: «Люди разошлись во мнениях относительно превосходства ангелов над людьми. Чаще всего этот вопрос затрагивается в книгах последователей калама, где рассматриваются разногласия с мутазилитами и их единомышленниками.

Самое ранее суждение по этому вопросу, которое мне приходилось встречать, высказывал хафиз Ибн ‘Асакир в своём «Тарихе». В биографическом описании Умейи ибн ‘Амра ибн Са‘ида ибн ал-‘Аса он сообщил, что тот присутствовал на одном из собраний ‘Умара ибн ‘Абд ал-‘Азиза, и возле него была группа людей. ‘Умар сказал: «Никто не заслуживает большего почтения Аллаха, чем благородный потомок Адама». Он сослался на слова Всевышнего: «Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей» (сура 98 «Ясный довод», аят 7).

Умаййа ибн ‘Амр ибн Са‘ид согласился с ним, но ‘Аррак ибн Малик сказал: «Никто не заслуживает большего почтения Аллаха, чем ангелы. Они служат Ему в обоих мирах, и Он отправляет их к Своим пророкам». При этом он сослался на слова Всевышнего о том, что шайтан сказал: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными» (сура 7 «Ограды», аят 20). Тогда ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз спросил Мухаммада ибн Ка‘ба ал-Курази: «А ты что скажешь, Абу Хамза?» Он ответил: «Аллах почтил Адама, сотворив его Своими двумя руками и вдохнув в него от духа Своего. Он велел ангелам пасть ниц перед ним, избрал среди его потомков пророков, посланников и тех, кого навещают ангелы». Он согласился с мнением ‘Умара ибн ‘Абд ал-‘Азиза, но обосновал свою точку зрения иначе».

Пересказанная Ибн Касиром беседа ‘Умара ибн ‘Абд ал-‘Азиза и его собеседников указывает на заблуждение Тадж ад-Дина ал-Фазари, сказавшего: «Этот вопрос относится к новшествам последователей калама. Его не обсуждали ни первые поколения мусульман, ни пришедшие после них выдающиеся учёные». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 303.)

Более того, достоверно известно, что некоторые сподвижники высказывали суждения по таким вопросам. В частности, ‘Абдаллах ибн Салам сказал: «Нет создания более почитаемого Аллахом, чем Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Даже Джибрил и Микаил?» Он сказал: «Знаешь ли ты, кто такие Джибрил и Микаил? Поистине, они такие же покорные творения, как Солнце и Луна, и нет создания более почитаемого Аллахом, чем Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передал ал-Хаким в «Мустадраке», назвав его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

Как сообщается в комментарии к трактату имама ат-Тахави, посвящённому вероучению, приверженцы сунны считали, что только праведные люди и пророки превосходят ангелов, а мутазилиты отдавали предпочтение ангелам. Последователи имама ал-Аш‘ари высказывали два разных мнения: одни отдавали предпочтение пророкам и приближённым рабам (аулийа), а другие воздерживались от категорического суждения по данному вопросу. Сообщается, что некоторые из них склонялись к тому, что ангелы всё-таки превосходят людей. Это же мнение высказывали некоторые приверженцы сунны и суфии.

Шииты полагают, что их имамы превосходят всех ангелов. По данному вопросу есть и другие мнения, но ни один из авторитетных учёных не говорил, что ангелы превосходят одних пророков, но уступают другим. Сообщается, что Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, воздержался от ответа на данный вопрос. Не высказал определённого мнения и комментатор трактата «ал-‘Акида ат-тахавиййа» (С. 303).

Ас-Саффарини в «Лавами‘» (2/398) сообщил, что имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ошибается тот, кто отдаёт предпочтение ангелам». Он говорил, что каждый верующий лучше ангелов.

Предмет разногласий

Следует понимать, что разногласия о превосходстве ангелов и людей не касаются неверующих и лицемеров, потому что они сбились с пути ещё больше, чем заблудившаяся скотина: «Они подобны скотине, но ещё более заблудшие» (сура 7 «Ограды», 179).

Кроме того, когда мы говорим о превосходстве ангелов или людей, мы не имеем в виду их сущность. Речь идёт только о том, кто лучше: праведники из числа людей или ангелы? Те же, которые считают, что ангелы лучше обыкновенных верующих, полемизируют только о превосходстве пророков и ангелов.

Доводы о превосходстве праведников над ангелами

Первый довод — Аллах приказал ангелам поклониться Адаму, и, если бы не его превосходство, Он не поступил бы так: «Вот Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом”. Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился» (сура 2 «Корова», 34).

Некоторые отвергли этот довод, ссылаясь на то, что ангелы поклонились Аллаху, а Адам был лишь киблой для них. Но в этом случае им было бы сказано: «Падите ниц в сторону Адама», а не «Падите ниц перед Адамом!» (сура 17 «Ночной перенос», аят 61).

Помимо того, если бы здесь речь шла только о поклонении в сторону Адама, шайтан не возразил бы против этого и не заявил бы, что он лучше Адама. Известно, что киблой могут быть даже камни, и поклонение в их сторону не означает их превосходства.

Безусловно, пав ниц перед Адамом, ангелы поклонялись и повиновались Аллаху. Тем не менее, это было проявлением почтения и уважения к Адаму.

Нам не известно, чтобы Адам кланялся ангелам, тем более что ему и его потомкам приказано не кланяться никому, кроме Господа миров. Очевидно — а лучше всего об этом известно Аллаху, — это объясняется тем, что праведные потомки Адама являются самыми благородными созданиями, и выше них нет ни одного существа, которому подобает кланяться, кроме Господа миров.

Второй довод — Иблис сказал Аллаху: «Видел ли Ты, кому Ты отдал предпочтение предо мною» (сура 17 «Ночной перенос», аят 62). Этот аят недвусмысленно указывает на то, что повеление поклониться Адаму свидетельствует о его превосходстве над Иблисом.

Третий довод — Аллах сотворил Адама Своими двумя руками, а ангелов создал словом.

Четвёртый довод — Всевышний сказал: «Я установлю на Земле наместника» (сура 2 «Корова», аят 30). Наместник превосходит тех, кто не является таковым. Ангелы пожелали, чтобы наместниками на Земле стали одни из них: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?» (сура 2 «Корова», аят 30).

Если бы наместничество не означало более высокого положения, чем то, что занимают ангелы, они не стали бы просить его для себя и завидовать человеку.

Пятый довод — Адам превзошёл ангелов знанием, когда назвал имена творений, которые не сумели назвать ангелы. Могучий и Великий Аллах спросил их об этом, и они признались, что не ведают тех имён. Коран же гласит: «Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”» (сура 39 «Толпы», аят 9).

Шестой довод — о превосходстве людей свидетельствует тот факт, что на них возложены более обременительные обязанности. Человеку свойственны такие качества, как подверженность соблазнам, желания, гнев, влечения — всё то, чего нет у ангелов.

Седьмой довод — ранние мусульмане говорили о превосходстве праведников над ангелами в присутствии многих людей, и если бы это считалось предосудительным, то им запретили бы поступать так. Но этого не произошло. Следовательно, люди разделяли это убеждение.

Восьмой довод — Аллах хвалится людьми в присутствии ангелов, когда они выполняют Его приказы и веления, например, когда они завершают обязательный намаз. В «Муснаде» Ахмада и «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Возрадуйтесь, ваш Господь распахнул врата на небе и хвалится вами перед ангелами. Он говорит: “Посмотрите на Моих рабов, они уже завершили обязательный намаз и теперь дожидаются следующего [намаза]”».

Передают со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах хвалится теми, кто стоит у ‘Арафата, перед небожителями. Он говорит им: “Посмотрите на Моих рабов, они пришли ко Мне с растрёпанными волосами, запылённые”». Иснад хадиса достоверный, его передали Ибн Хиббан в «Сахихе», ал-Хаким в «Мустадраке» и ал-Байхаки в «Сунане».

Учёные, которые отдавали предпочтение ангелам, ссылались на хадис «Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну Его про Себя, а если он помянет меня в обществе [других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше них» и т.п. Они обосновывали свою точку зрения недостатками и пороками, которые свойственны людям, их ошибками и упущениями. Помимо того, они ссылались на аят: «Я не говорю вам, что являюсь ангелом» (сура 6 «Скот», аят 50), который также указывает на превосходство ангелов над людьми.

Окончательный вывод

Исследовав данный вопрос, Ибн Таймиййа пришёл к выводу, что если принять во внимание будущее творений, то праведники из числа людей лучше ангелов. Они войдут в рай, приблизятся к Аллаху и поселятся на высоких ступенях. Милостивый Аллах поприветствует их, ещё больше приблизит к Себе и явит им Себя. Они будут наслаждаться, взирая на Его прекрасный лик, а ангелы будут прислуживать им с дозволения Его.

Если же принять во внимание их прошлое и настоящее, то ангелы превосходят людей, потому что они пребывают на небесах, не имеют тех недостатков, которые присущи потомкам Адама. Они всецело отдаются поклонению Господу, и, несомненно, их нынешнее состояние лучше, чем состояние людей.

Как заключил Ибн ал-Каййим, такое подробное изложение позволяет раскрыть тайну превосходства, совместить аргументы обеих сторон и отдать должное каждому из них. А истина лучше всего известна Аллаху!