Аллах наделил ангелов способностью перевоплощаться, принимая неангельское обличие. Так, Аллах отправил Джибрила к Марйам в облике человека: «Помяни в писании Марйам. Вот она удалилась от своей семьи к восточной [части мечети ал-Акса] и укрылась от них за завесой. Тогда Мы послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: “Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен”. Он сказал: “Поистине, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика”» (сура 19 «Марьям», аяты 16-19)
.
К пророку Ибрахиму ангелы тоже явились в человеческом обличии, и он не смог распознать их, пока они сами не открылись ему: «Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: “Мир!” Он сказал: “И вам мир!” — и поторопился, чтобы принести жареного телёнка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он не одобрил их [поведение] и испугался. Посланцы сказали: “Не бойся! Поистине, мы посланы к народу Лута”» (сура 11 «Худ», аяты 69-70)
.
К пророку Луту ангелы пришли в облике красивых юношей, и он испугался, что его соплеменники причинят им вред. Это были нечестивые люди, творившие зло и занимавшиеся мужеложством: «Когда Наши посланцы явились к Луту, он огорчился из-за них и его сердце сжалось. Он сказал: “Это тяжкий день”» (сура 11 «Худ», аят 77)
.
Ибн Касир в «Бидайе» (1/43) пишет: «Ангелы предстали перед ними в облике красивых юношей, чтобы испытать и проверить их: против народа Лута был выставлен неопровержимый довод, и Аллах схватил их хваткой Могущественного, Всемогущего».
Джибрил приходил к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, в разном обличии. Иногда он принимал облик Дихйи ибн Халифы ал-Калби — сподвижника с очень красивой внешностью, а иногда являлся в образе бедуина. Свидетелями его явлений были многие сподвижники.
В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ ‘Умара ибн ал-Хаттаба: «Как-то мы сидели около посланника, мир ему и благословение Аллаха, и тут к нам подошёл человек в белой одежде и с чёрными волосами. На нём не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив пророка, мир ему и благословение Аллаха, упёрся коленями в его колени, положил ладони на бёдра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”». В хадисе также сообщается, что он спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, о вере, ихсане, Судном часе и его признаках. А потом посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что человеком, задававшим вопросы, был Джибрил, который явился, чтобы обучить сподвижников их религии.
‘Аиша видела, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, разговаривал с Дихйёй ал-Калби, положив руку на гриву его коня. Когда же она спросила его об увиденном, он сказал: «Это был Джибрил, и он поприветствовал тебя миром» (Ахмад).
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал нам о человеке, который убил девяносто девять человек, а потом раскаялся и решил переселиться в другой город. Смерть настигла его, когда он прошёл половину пути, и из-за него ангелы милости поспорили с ангелами наказания. Разрешить их спор было доверено ангелу, который явился к ним тоже в образе человека. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда к ним пришёл ангел в человеческом обличии, и они сделали его [судьёй] между собой. Он сказал: “Измерьте расстояние от него до каждой из двух земель, и он принадлежит к тем, к кому окажется ближе”». Безусловно, они избрали его судьёй по приказу Аллаха. Следовательно, Сам Аллах отправил его к ним в образе человека. Эта история приводится в «Сахихе» Муслима (2766), в главе «О покаянии».
Как мы увидим ниже, в истории о трёх сынах Исраила — прокажённом, плешивом и слепом, ангел приходил к ним тоже в человеческом обличии.
Некоторые улемы пытались логически рассуждать о том, как перевоплощаются ангелы, и высказывали по этому поводу бесполезные мысли. Нам не стоит вдаваться в рассуждения об этих незримых вещах, потому что Аллах сообщил нам о том, что ангелы перевоплощаются, но не поведал нам о том, как это происходит. Тем людям следовало бы довольствоваться тем, чем довольствовались посланник, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, и воздержаться от того, от чего они воздержались. Если тебе интересны их суждения по данному вопросу, обратись к книге «ал-Хабаик фи ахбар ал-малаик» имама ас-Суйути (С. 261).