Некоторые из тех, кто неправильно понял данный вопрос, отрицают предопределение и полагают, что Аллах — бесконечно далек Он от всего, что они говорят! — узнаёт о происходящем только после того, как это случается, и не знает обо всём сущем изначально. Они считают, что Аллах узнаёт о вещах только после их сотворения.
Измышляя великую ложь, они говорят, что Аллах ниспослал повеления и запреты, но не знает, кто покорится Ему, а кто ослушается Его, кто попадет в рай, а кто окажется в аду. По их мнению, Аллах узнаёт тех, кому уготован счастливый или несчастливый конец, только после того, как люди сами подчинятся Его шариату или отвергнут его. Эти заблудшие отказываются верить в извечное знание Аллаха и отрицают тексты Корана и сунны о том, что Аллах записал судьбы всех созданий до сотворения небес и Земли.
Впервые такие взгляды появились в конце эпохи сподвижников. Первым, кто стал проповедовать их, был Ма‘бад ал-Джухани. Его ошибочные убеждения были подхвачены главами и имамами мутазилитов — Василом ибн ‘Атой ал-Газзалом и ‘Амром ибн ‘Убайдом. В передаваемых с их слов отвратительных высказываниях проявляется неверие в сказанное Аллахом и Его посланником, мир ему и благословение Аллаха, о том, что Аллах знал обо всём сущем и записал обо всех вещах задолго до их создания.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что его последователи впадут в такое заблуждение. В достоверном хадисе, рассказанном Ибн Абу Михджаном, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я опасаюсь, что после меня моих последователей постигнут три вещи: несправедливость имамов, вера в звёзды и неверие в предопределение».
В «Муснаде» Абу Йа‘лы, «Тарихе» ал-Хатиба и «Камиле» Ибн ‘Ади приводится с достоверным иснадом хадис Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я опасаюсь двух качеств, которые появятся у моих последователей после меня: неверия в предопределение и веры в звёзды».
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, предостерёг свою общину от этого заблуждения. В хадисе Абу Хурайры, переданном ат-Табарани в сборнике «ал-Му‘джам ал-аусат» и ал-Хакимом в «Мустадраке», сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разговоры о предопределении отложены для худших из моих последователей в конце времён».
В книге «ал-Му‘джам ал-кабир» ат-Табарани приводится рассказ Абу Умамы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дела этой общины останутся умеренными, пока они не станут говорить о детях (т. е. о судьбе детей многобожников) и предопределении».
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, назвал сторонников этого учения «зороастрийцами этой общины». Известно, что зороастрийцы верят в существование двух богов: света и тьмы. Отрицающие предопределение тоже признают два созидательных начала. Более того, они считают, что каждый человек сам творит свои деяния, независимо от Аллаха. Поэтому посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал сторониться их, не навещать их, когда они болеют, и не посещать их дома. Имам Ахмад в своём «Муснаде» привёл с хорошим иснадом рассказ Ибн ‘Умара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины является те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах».
В другом хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов Ибн ‘Умара, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кадариты — зороастрийцы этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах».
Сподвижники повсюду изобличали ошибки этих заблудших, опровергали привнесённые ими порочные взгляды, предостерегали людей от общения с ними и присутствия на их собраниях. Они приводили тексты, изобличающие их ошибочные взгляды и подтверждающие правильные представления о предопределении.
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Нафи‘ о том, что какой-то мужчина пришёл к Ибн ‘Умару и сказал: «Такой-то шлёт тебе свои приветствия». Он ответил: «Я слышал, что он впал в ересь. Если это действительно так, то не передавай ему приветствий от меня, потому что я слышал, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “С этой общиной или с моей общиной случатся провалы, уродства и падение камней — всё это произойдёт с кадаритами”». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным. Он же передал рассказ Ибн ‘Умара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мою общину поразят провалы и уродства, и это произойдёт с теми, кто отрицает предопределение».
В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится следующий рассказ ‘Абд ал-Вахида ибн Сулайма: «Однажды в Мекке я встретился с ‘Атой ибн Абу Рабахой и сказал ему:
— Абу Мухаммад, жители Басры говорят, что предопределения нет.
— Сынок, ты читаешь Коран? — спросил он.
— Да, — ответил я.
— Тогда прочти суру «Украшения», — сказал он.
Я прочёл:
— «Ха. Мим. Клянусь ясным писанием! Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, — быть может, вы уразумеете. Поистине, он находится у Нас в матери писания (т. е. в хранимой скрижали). Он возвышен, преисполнен мудрости» (сура 43 «Украшения», аяты 1-4)
.
— Ты знаешь, что такое мать писания? — спросил он.
— Аллах и Его посланник лучше знают об этом, — ответил я.
— Это писание, написанное Им до сотворения небес и Земли. В нём записано, что Фараон попадёт в ад. И в нём записано: «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал» (сура 111 «Пальмовые волокна», аят 1)
. Однажды я встретился с ал-Валидом, сыном ‘Убады ибн ас-Самита, сподвижника посланника, мир ему и благословение Аллаха, и я спросил его: «Какое завещание оставил твой отец перед смертью?» Он рассказал, что отец подозвал его и сказал: «Сынок, бойся Аллаха и знай, что ты не сумеешь бояться Его, пока не уверуешь в Него и пока не уверуешь в то, что всё хорошее и плохое предопределено. Если ты умрёшь без этих убеждений, то попадёшь в ад, ведь я слышал, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, первым, что создал Аллах, было перо. Он сказал ему: “Пиши!” Оно спросило: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдёт во веки вечные”». Ат-Тирмизи (2155) назвал эту версию хадиса малоизвестной.
Учёные — в том числе имамы Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад — однозначно указали на неверие тех, кто не признаёт извечного знания Аллаха. Сегодня тех, кто отрицает извечное знание Аллаха, практически нет. Имам ас-Саффарини в «Лавами‘» (1/301) сказал: «Как утверждают учёные, тех, кто отрицал это, не осталось. Об их неверии говорили имам Малик, имам аш-Шафи‘и, имам Ахмад и другие учёные».
Там же приводятся слова имама ал-Куртуби: «Этой школы больше нет, и среди поздних учёных мы не знаем никого, кто причисляет себя к ней». Хафиз Ибн Хаджар ал-‘Аскалани сказал: «Современные кадариты признают, что Аллах знает о поступках рабов до того, как они случаются. Однако, в отличие от ранних мусульман, они полагают, что рабы самостоятельно совершают свои поступки, независимо от Аллаха, и хотя это учение неправильное, оно является менее опасным, чем первое». Он сказал: «Поздние представители этой школы отрицают связь между волей Аллаха и поступками рабов, не желая признавать существование связи между извечным и новым».
Ан-Навави в «Шархе» (15/154) пишет: «Последователи калама говорят, что кадаритов, разделявших эти отвратительные, лживые взгляды, больше нет. Никто из мусульман больше не считает так. В последнее время кадариты признают предопределение, но говорят, что добро исходит от Аллаха, а зло — не от Него. Аллах же премного далёк от их утверждений!»
«Кадариты признают, что Аллах создал человека и наделил его волей, однако они считают его волю потенциальной, т. е. что человек способен желать чего-либо. Но его конкретные желания они не считают сотворёнными» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 8. С. 206).
«В действительности они являются зороастрийцами-дуалистами. Более того, они хуже них, потому что дуалисты признают существование у Вселенной двух творцов, а кадариты верят в существование двух творцов у каждого индивида и каждого поступка. Более того, они считают все творения способными творить, и если бы не противоречивость их утверждений, то их неверие было бы более тяжким, чем неверие зороастрийцев.
Из их слов обязательно следует, что поступки рабов не сотворены Могучим и Великим Аллахом и не находятся в Его власти. Получается, что господство Аллаха не распространяется на них и что в Его владениях происходит то, чего Он не желает, а то, что Он желает, напротив, не происходит. Получается, словно люди не нуждаются в Могучем и Великом Аллахе и в Его помощи для совершения богоугодных поступков и для избежания грехов, и не нуждаются в Его защите от зла собственных душ и своих дурных деяний, и не нуждаются в Его руководстве для следования прямым путём» (Хаками. Ма‘аридж. Т. 2. С. 253).
Кадариты полагают, что они отрицают качества, не подобающие Аллаху. Они считают, что Аллах желает, чтобы неверующий уверовал, но неверующий не желает этого. По их мнению, было бы несправедливостью, если бы Аллах Сам пожелал, чтобы неверующий стал таким, а потом наказал его за это.
Однако, как сказал комментатор вероучения имама ат-Тахави, «они попали из огня да в полымя. Избегая одних суждений, они признали правильными другие, худшие убеждения. Из них следует, что желание неверующего одерживает верх над желанием Всевышнего Аллаха, ведь если Он пожелал, чтобы неверующий уверовал, а неверующий пожелал стать неверующим, то получается, что исполнилось желание этого человека, а не Всевышнего Аллаха. Поистине, это одно из самых скверных суждений, которое не подтверждается аргументами и противоречит им» (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 277).
То, что Аллах желает, чтобы неверующий стал именно таким, не является несправедливостью, несмотря на то, что так полагают кадариты. Аргументы Аллаха убедительны, и Он вершит судьбами Своих рабов, руководствуясь мудростью, которая доподлинно известна Ему одному.
В «Сахихе» Муслима (2650) приводится рассказ Абу ал-Асвада ад-Дуали: «Однажды ‘Имран ибн Хусайн сказал мне:
— Как ты думаешь, поступки и устремления людей уже предрешены и предопределены, или же они сами вершат свою судьбу, руководствуясь тем, что принёс их пророк, и представленными им доводами?
— Нет, всё уже предрешено и завершено, — ответил я.
— Разве это не несправедливость? — спросил он.
Тут я сильно перепугался и сказал:
— Всё сущее сотворено Аллахом и находится в Его руках, и Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены.
— Да помилует тебя Аллах! — сказал он. — Я спросил тебя только для того, чтобы оценить твою сообразительность. Однажды двое людей из рода музайна пришли к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и спросили: «Посланник Аллаха, скажи, поступки и устремления людей уже предрешены и предопределены, или же они сами вершат свою судьбу, руководствуясь тем, что принёс их пророк, и представленными им доводами?» Он сказал: «Нет, всё уже предрешено и завершено, и подтверждение тому в писании Аллаха: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность и богобоязненность!» (сура 91 «Солнце», аяты 7-8)
».
В «Сунане» Абу Давуда (3699) приводится следующий рассказ Ибн ад-Дайлами: «Однажды я пришёл к Убаййу ибн Ка‘бу и сказал ему: “В мою душу закралось сомнение относительно предопределения. Расскажи мне что-нибудь, чтобы Аллах удалил это из моего сердца”. Он сказал: “Если бы Аллах подверг мучениям всех обитателей небес и земли, Он не поступил бы несправедливо, и если бы Он помиловал всех их, Его милость превзошла бы то, что они заслужили своими деяниями. И если ты потратишь гору золота величиной с Ухуд, то Аллах не примет это от тебя, пока ты не уверуешь в предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не могло постичь тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то попадёшь в ад”. После этого я посетил ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, Хузайфу ибн ал-Йамана и Зайда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое».
Воззрения кадаритов позволяют другим заблудшим критиковать их. ‘Умар ибн ал-Хайсам рассказывал: «Однажды мы плыли на корабле, и среди нас были кадарит и зороастриец.
— Прими ислам! — сказал кадарит зороастрийцу.
— Когда пожелает Аллах, — ответил тот.
— Поистине, Аллах желает этого, но шайтан не желает, — возразил кадарит.
— Аллах желает одно, а шайтан другое, и происходит то, что пожелал шайтан. Это сильный шайтан! — сказал зороастриец».
В одной из версий сообщается, что он сказал: «Лучше я останусь с тем из них, кто сильнее» (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 278).