Вера в предопределение — одна из основ веры как таковой, и человек не считается верующим, пока не уверует в него. В «Сахихе» Муслима (1/157) приводится хадис ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, как Джибрил спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха, о вере, и тот сказал: «[Ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом». Тогда Джибрил сказал: «Ты сказал правду».
Есть много текстов, повествующих о предопределении Аллаха и содержащих повеление верить в него. В частности, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (сура 54 «Луна», аят 49)
;
«Веление Аллаха — решение предопределённое» (сура 33 «Полчища», аят 38)
;
«Однако [всё произошло так,] чтобы Аллах довёл до конца дело, которое уже было свершившимся» (сура 8 «Трофеи», аят 42)
;
«Он сотворил всякую вещь и предопределил её» (сура 25 «Различение», аят 2)
;
«Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил [всё сущее] и [всему] придал соразмерность, Который предопределил судьбу [творений] и указал путь» (сура 87 «Всевышний», аяты 1-3)
.
Муслим в своём «Сахихе» (2655) приводит следующий рассказ Тавуса: «Я застал нескольких сподвижников посланника, мир ему и благословение Аллаха, и они говорили, что всё предопределено. Я слышал, как ‘Абдаллах ибн ‘Умар говорил: “Всё предопределено, даже бессилие и ловкость, или ловкость и бессилие”».
Муслим (2656) также передал со слов Абу Хурайры, что однажды язычники-курайшиты стали спорить с посланником, мир ему и благословение Аллаха, по поводу предопределения, и тогда было ниспослано: «В тот день их ничком поволокут в огонь: “Вкусите прикосновение преисподней!” Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (сура 54 «Луна», аяты 48-49)
.
Аятов и хадисов на эту тему очень много, поскольку все тексты, указывающие на знание и могущество Аллаха, Его волю и сотворение Им всего сущего, одновременно указывают и на предопределённость бытия. Вера в предопределение подразумевает веру в то, что Аллаху известно обо всём и что всё сущее происходит с Его дозволения и сотворено Им. Ниже мы поговорим об этом подробнее и приведём тексты на эту тему.
Как передал Ибн Хаджар ал-‘Аскалани в «Фатхе» (11/477) со слов ар-Рагиба ал-Асфахани, предопределение, в принципе, указывает на могущество предопределяющего и на то, что предопределено и известно ему.
Всевышний Аллах обладает абсолютным могуществом, и для Него нет ничего невозможного. Среди Его имен — Ал-Кāдир (Могучий, Способный), Ал-Кадир, Ал-Муктадир (Всемогущий), а могущество — одно из Его качеств.
Слово القادر кāдир является причастием действительного залога от глагола кадара ‘мочь’, ‘быть в состоянии’.
Слово القدير кадир образовано по модели и имеет усиленный смысл. Оно означает ‘совершающий всё, что пожелает, в пределах, обусловленных мудростью, не больше и не меньше’, и этим качеством нельзя описывать никого, кроме Могучего и Великого Аллаха. Коран гласит: «Он всемогущ» (сура 46 «Барханы», 33)
.
Слово المقتدر муктадир образовано по модели от глагола اقتدر иктадара ‘мочь’, ‘быть в состоянии’, и оно имеет ещё более усиленный смысл. В Коране сказано: «…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (сура 54 «Луна», аят 55)
.
Когда имама Ахмада спросили о предопределении, он сказал: «Предопределение — это могущество Аллаха».
Ибн ал-Каййим пишет: «Имам Ахмад сказал, что предопределение — это могущество Аллаха. Ибн ‘Акил одобрил это высказывание и сказал: «Оно указывает на точность Ахмада и его глубокие познания в области основ религии». То же сказал Абу ал-Вафа, потому что отрицание предопределения подразумевает отрицание способности Господа сотворить, записать и предопределить деяния рабов».
Поэтому те, которые отрицают предопределение, не признают и могущества Всевышнего Аллаха. Шейхульислам Ибн Таймиййа сказал: «Тот, кто не следует путём наших предшественников, по сути, не признает могущества Аллаха и не считает Его Всемогущим, подобно джахмитам и их последователям, а также мутазилитам, отрицающим свободу воли и предопределение. Их слова фактически означают, что Аллах не является Всемогущим и не обладает властью, ибо власть это либо возможность, либо могущество, либо и то, и другое вместе. В любом случае, признание могущества необходимо, и тот, кто не признает за Ним истинного могущества, фактически не признает Его власть». (Ибн ал-Каййим. Шифа ал-‘алил. С. 49.)
Те, которые отрицают предопределение, не исповедуют единобожия. «Они говорят, что создавший добро не тот, кто создал зло. Те же из них, кто является мусульманином, говорят, что грехи совершаются вопреки воле Всевышнего Аллаха. Некоторые из них даже говорят, что Аллах не ведает о них. Они считают, что все действия живых существ совершаются без Его участия и не являются Его творениями. Они отрицают неотвратимость воли Аллаха и Его безграничное могущество. Поэтому Ибн ‘Аббас говорил: “Предопределение — это порядок единобожия, и тот, кто верит в единство Аллаха и предопределение, исповедует единобожие правильно, а единобожие того, кто верит в единство Аллаха и не верит в предопределение, разрушается его неверием”». (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава 8/258).
Учёные сошлись на необходимости признания предопределения и говорили о том, что верить в него обязательно. Среди суннитских учёных — выдающихся наставников и светочей, рассеивающих мрак, — нет такого, который бы не говорил об обязательности веры в предопределение и не обвинял в ереси и безрассудстве тех, кто отрицает его.
Комментируя хадисы о предопределении из «Сахиха» Муслима, имам ан-Навави (16/196) сказал: «Во всех этих хадисах содержатся ясные аргументы в пользу учения приверженцев сунны, верящих в предопределение, и из них следует, что всё хорошее и плохое, полезное и вредное происходит согласно предопределению Аллаха».
В другом месте (2/155) ан-Навави сказал: «Коран, сунна и единое мнение сподвижников, а также ранних и поздних ученых, обладающих правом принимать решения, убедительно свидетельствуют в пользу предопределения Всевышнего Аллаха».
Ибн Хаджар в «Фатхе» (11/478) пишет: «Позиция ранних учёных в целом сводилась к тому, что все дела предопределены Всевышним Аллахом. Он сказал: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (сура 15 «Хиджр», аят 21)
».