Что такое предопределение?

Слово القدر кадар — отглагольное имя. Выражение означает ‘знать размер или количество чего-либо’. В арабском языке слово الدقر кадар означает ‘решение’, ‘приговор’, ‘предел чего-либо’, а слово التقدير такдир — ‘размышления по поводу решения какого-либо вопроса’ (Фирузабади. Камус. С. 591).

Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдёт во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и всё, что произойдёт, Ему было известно о том, когда и как это случится, и всё действительно происходит так, как это было предначертано Им» (Саффарини. Лавами‘. Т. 1. С. 348).

Ибн Хаджар в «Фатхе» (1/118) дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и всё происходящее является следствием Его знания, могущества и желания».

Ас-Саффарини (1/345) пишет со слов ашаритских ученых, что «предопределение — это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определённой мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и с тем, что было записано пером».

Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:

1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и всё это записано в хранимой скрижали. Размеры Земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, — всё это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.

2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано пером. Вследствие этого всё вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.

Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.

Когда имама аш-Шафи‘и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме (Байхаки. И‘тикад. С. 162):

Пускай мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.
Ты знал, каким создашь раба,
Младых и старых Ты объемлешь,
Ты одарил и отказал,
Одним помог, другим не внемлешь.
Средь них счастливый и несчастный,
Один — уродливый, другой — прекрасный.

Что такое судьба?

Слово القضاء када’ означает ‘окончательное решение’, ‘приговор’. Оно часто встречается в хадисах посланника, мир ему и благословение Аллаха, и этимологически означает ‘прерывание’, ‘разрыв’. Выражение قضى فضاء означает ‘выносить приговор’, ‘принимать решение’, а выражение قضى الشيء означает ‘доводить до конца’, ‘завершать’, ‘прекращать’. Оно употребляется и в значении ‘создавать’.

Аз-Зухри сказал: «Слово када’ в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение ‘завершение, окончание чего-либо’. Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят кудийа. Все эти значения встречаются в хадисах» (Ибн ал-Асир. Нихайа. Т. 4. С. 78).

Учёные высказывают два мнения о смысловых различиях между словами када’ и кадар.

1. Када’ — это извечное знание, предрешённое Аллахом до сотворения мира, а кадар — творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар в «Фатхе» (11/477) пишет: «По мнению учёных, када’ — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это отдельные детали и подробности того решения». В другом месте (11/149) он пишет: «Када’ — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей».

2. Второе мнение противоположно первому, т. е. кадар — это извечное решение, а када — это сотворение.

Ибн Баттал сказал: «Судьба — это то, что произошло». Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался ал-Хаттаби. В книге «Ма‘алим ас-сунан» (7/70) он пишет: «Предопределение — это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершённые Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба — это сотворение. Всевышний сказал: «Он сотворил их семью небесами за два дня» (сура 41 «Разъяснены», аят 12)».

Согласно такому толкованию, «судьба — это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение — это то, что было предрешено, а судьба — это то, что произошло и не могло не произойти» (Асфахани. Муфрадат. С. 406).

Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана: «Это дело уже предрешено» (сура 19 «Марьям», аят 21);

«Таково окончательное решение твоего Господа» (сура 19 «Марьям», аят 71);

«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (сура 2 «Корова», аят 117).

Таким образом, судьба и предопределение — взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них (предопределение) играет роль базиса, а другое (судьба) является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку.