Находясь в Турции, обратил внимание на любопытную вещь. В одном из туристических центров, после какого-то шоу, множество людей, как приезжих, так и местных, наполнило кофейню «Старбакс». Длиннейшая очередь, толпа народа явно турецкого вида с кофе в руках. Выражаясь словами героя культового фильма «Бойцовский клуб», кругом была «планета «Старбакс». И это сочетание турецкого колорита и стаканчиков с характерным логотипом производило удивительное впечатление. Ведь что бы ни происходило в мире, понятие «турецкий кофе» остаётся устойчивым и даже знаковым в определении турецкой самобытности. Türk kahvesi, turkish coffee — это символ Турции. И он явно сдаёт позиции.

Сейчас «Старбакс», пожалуй, самая популярная сеть кофеен в Турции, в которых на наших глазах происходит как экономическая, так и символическая экспансия «американского образа жизни». И символическая составляющая этого процесса гораздо важнее экономики. Ведь, как мы уже отмечали, символ — это послание группы людей, объединенных общей идеологией и целями, к остальному человечеству, несущее в себе объявление о планах и декларацию прав на территории и объекты материальной и нематериальной собственности.

«Старбакс», наряду с многими другими символами, показывает нам, насколько глубоко укоренилась американская культура в современном мире. Турки, немцы, русские, итальянцы, китайцы идут и пьют «американский» кофе. Неужели потому, что турецкий кофе хуже? Или австрийцы его неправильно варят в знаменитых венских кофейнях? Нет, всё дело в том, что, заходя в «Старбакс», «Макдональдс» или «Сабвэй», человек попадает в Америку. Помните эпизод на Сицилии из второй части «Крестного отца», когда молодой мафиозо из охраны Майкла Корлеоне кричит проезжающим на джипе американским военным: «Эй, американец! Возьми меня в Америку!» Он на своей земле, родные культура и традиции окружают его со всех сторон могучей крепостью, но он хочет в Америку. Такова притягательная сила США, такова мощь американской мечты. И со времен Дона Корлеоне мощь эта ничуть не уменьшилась, наоборот, каждый получил возможность прикоснуться к ней, не выезжая за пределы своей деревни. Хочет человек прийти к Америке или нет, Америка всё равно придёт к нему. Потому что, если не «Старбакс», то телевизор-то точно есть в каждом доме. И прикоснуться к американской культуре можно простым нажатием кнопки.

Вот тут пора остановиться на самом понятии культуры. Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Культура (лат. cultura — "возделывать, обрабатывать") — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Сходная по смыслу американская формулировка одновременно точнее и шире: "The totality of socially transmitted behavior patterns, arts, beliefs, institutions, and all other products of human work and thoughts", что можно перевести как: «Совокупность моделей поведения, искусства, убеждений, институтов и любых других продуктов человеческой деятельности и мысли, передаваемых обществом».

Культура — это не то, что нравится лично вам, это всё, что эманирует данное общество. Вообще всё. Живопись, правила дорожного движения, мартеновские печи, телешоу, строительные технологии, космические станции — всё это культура. И то, как вы на природе культурно отдохнули, это тоже культура.

То есть всё, что делает и думает конкретное общество, является его культурой. Отсюда напрямую следует, что тот, кто культурнее, тот и сильнее. И сила общества — это единственно верный показатель его культурности.

Сейчас стало общим местом упрекать американцев в «бескультурье». И то у них не так, и это не этак. Дело в том, что каждый человек считает культурой то, что нравится лично ему. Но на самом деле мнение одной критически мыслящей личности имеет очень малое значение. Культура наполняет собою пространство, измеряемое внутренним миром не отдельно взятого человека, а общества в целом. И то, как активно и массово это общество потребляет продукты культуры, это и есть его мнение о самой культуре.

Например, джинсы — безусловный феномен культуры, и влияние этого феномена на человечество громадно. Ведь то, как люди питаются или одеваются, тоже есть культура. И в массе своей человечество пользуется плодами культуры американской, как теми же джинсами. А ведь одежда и фастфуд — это только верхняя часть айсберга. Есть еще и праздники, типа Хэллоуин или Валентинов день. Есть компьютерные игры и Голливуд, авианосцы и космические шаттлы. Есть Apple и Microsoft, Илон Маск, Железный Человек и Trump Tower. Есть Amazon, E-bay и много ещё чего.

Можно сколько угодно иронизировать над пристрастием американцев к комиксам, но сегодня на одну книгу, переведённую с немецкого и изданную в США, в Германии издаётся девять переведённых с английского американских книг. Счёт 9:1 в пользу США. И вот после этого приходит понимание, почему Германия проиграла американцам две мировых войны. Казалось бы, великая держава, высочайшего уровня культура, ан нет. Америка победила, потому что была сильнее, потому что оказалась культурнее. Да, это культура иная, но от этого не менее великая.

Очень показателен в этом плане американский, опять-таки, фильм «Чужой». Там четко показано, что иная форма жизни, будучи абсолютно отвратительной, с человеческой точки зрения, может быть гораздо более приспособленной к объективной реальности. Совокупность моделей поведения, установлений и любых продуктов деятельности «Чужого», то есть его культура, будучи абсолютно иной, в чем-то превосходит культуру человеческую, ибо только высокий уровень культуры позволяет удержаться на вершине пищевой цепочки. Однако культура людей, основанная не только на чисто физических способностях, но и на плодах технического прогресса, оказалась выше, и Чужой™, оказавшийся в человеческой среде, свою битву проигрывает.

Сила общества определяется не столько экономической, военной и дипломатической мощью, сколько культурным доминированием. Происходит так потому, что высокий уровень культуры позволяет лучше понимать реальность, а доминирование позволяет навязать свое понимание реальности другим. Культура формирует реальность вокруг себя. И если Чужой™ достигает этого, внедряя свои личинки в тело носителей иной культуры, то люди отвечают ему духовным порывом и высокими технологиями, Чужому™ непонятными и недоступными.

Таким образом, чтобы добиться победы, культура должна складываться из атрибутов вашей, а не чужой реальности. Именно в этом и состоит важность «собственной» культуры. Если общество пользуется элементами чужой культуры, то оно, по сути, встраивает в свою реальность куски реальности, которой управляет кто-то другой. Кто-то Чужой™. При этом любая культура вынуждена использовать чужие образы и достижения. Мы живем в глобализированном мире, где всё переплетено и попытка замкнуться в своих узких рамках и границах неизбежно приведет общество к застою и в конце концов гибели. Ситуация, представленная в фильме «Чужой», возможна лишь в фантастических произведениях. В реальном мире «выбросить за борт» чужую культуру целиком невозможно, даже теоретически.

Образно говоря, проникновение «личинок» неизбежно, и каждая из них работает на обеспечение культурного доминирования, то есть на строительство своей реальности. Но для того, чтобы эта новая реальность была притягательной для других, нужно, чтобы она была им понятна. Нужна некая основа для взаимопонимания. Нужны яркие, запоминающиеся образы, вспышки информации, что сыграли бы роль вех, путеводных огней, обозначая именно тот фарватер, что выбрали вы. Эту роль и выполняет «созвездие Ай-Би-Эм», «галактика Майкрософт», «планета Старбакс»©. «Американская мечта» светится в каждой их вывеске, заложена в каждый гамбургер, встроена в каждую операционную систему, в каждый смартфон. И это те личинки «Чужого», что внедрены в тело любой самостоятельной культуры на земле.

Уровень этого проникновения столь высок, что все объединяющие факторы на сегодняшний день тем или иным образом замкнуты на американские образцы. Глобальная, или поп-культура — это по своей сути культура американская. Именно поэтому «борцы с глобализацией» борются с «Макдональдсами», и в этом есть сермяжная правда. Но простые наезды трактором на кафе проблемы не решат. Более того, они привлекут повышенное внимание к тому же «Макдональдсу», работая лучше всякой рекламы. Как говорится, если вы впустили в себя дьявола, ему всё равно, смеётесь вы над ним или относитесь серьёзно.

При этом культура более высокого порядка всегда сумеет использовать элементы иной культуры в свою пользу. В свое время в Османской империи сумели из чужого обычая сделать свой собственный, глубоко национальный символ. Так появился «турецкий кофе». И это прекрасный пример того, как можно и должно управляться с «личинками» чужой культуры, развивая свою собственную.

Бороться с культурой можно только другой культурой. И если ваша культура слаба, а чужая сильна, то дело плохо. Потому что, если культура слаба, то слабы и её носители. И вера в собственную духовность ничем тут не поможет. Общество несёт в мир не чистую, возвышенную «духовность», а культуру, охватывающую собой все аспекты человеческого существования. Распространяя свою культуру, оно распространяет себя, потому что культура, как «совокупность моделей поведения, искусства, убеждений, институтов и любых других продуктов человеческой деятельности и мысли» — это общество и есть.

Поэтому добиться победы, достичь большей привлекательности своих идей и своей цели можно, только повышая свой культурный уровень, интегрируя в себя лучшие достижения других культур при полном сохранении собственного уникального культурного кода. Только комплексный подход, только всестороннее развитие.

ДРУГИХ ПУТЕЙ НЕТ.