Одним из распространенных среди мусульман убеждений является непоколебимая уверенность в том, что люди на Западе боятся и не понимают ислам. Многие не сомневаются в тотальной ненависти американцев и европейцев к мусульманам. Причем зачастую эта убежденность основывается не на пережитом собственном опыте, а на «творческом осмыслении» чьих-либо рассказов и историй, из которых вытекает вполне конкретный вывод. Мол, «западные люди» не любят мусульман, потому что ничего про ислам не знают, и некие злокозненные силы очень много делают для того, чтобы истина не доходила до людей.

И это чистая правда. Но в то же время это — такой же штамп, как и многие пропагандистские поделки про «страшных мусульманских террористов», только с другой стороны зеркала.

Давайте разберемся, действительно ли на Западе™ не понимают, что такое ислам, не разбираются в его идеологии и не различают течения? Мы не будем рассматривать академическую, «исламоведческую» среду, так как специалисты по определению должны разбираться в предмете. Вместо этого мы обратим наш взор на продукт, доступный широким массам, то есть на кинематограф, на голливудские детища, не на специализированные документальные фильмы, не на малобюджетные ленты маргинальных киностудий, а на работы известных режиссеров с участием знаменитых артистов, собравшие изрядную кассу по всему миру и хвалебные отзывы критиков.

И вот тут оказывается, что те, кому надо, очень неплохо разбираются в исламе. Яркий тому пример — драматический триллер Джеффри Начманоффа «Предатель» (Traitor), премьера которого состоялась 27 августа 2008 года. Бюджет картины составил 22 млн. долларов, и фильм окупился с лихвой. Более четырех миллионов человек посмотрело его в кинотеатрах, были хорошие продажи дисков и просмотры/скачивания в интернете.

Создатели фильма очень хорошо показали особенности работы спецслужб, заточенных на борьбу с терроризмом, а также специфику деятельности различных исламских и псевдоисламских организаций. И все это на серьезном уровне понимания, без истерик и пропагандистских штампов.

Другая история о том, как умеют работать с мусульманами западные спецслужбы, хорошо описывается в шпионской драме режиссёра Антона Корбейна «Самый опасный человек» (A Most Wanted Man). Фильм, вышедший в свет в 2014 году, основан на одноимённом романе Джона ле Карре, что уже задает высокую планку. Плюс потрясающий дуэт оскароносца Филипа Сеймура Хофмана и Робин Райт, что вывело картину в разряд любимой критиками и обеспечило достойные сборы.

Посмотрев только эти два фильма, можно убедиться, что каждый «средний» американец или европеец имеет возможность разобраться в особенностях мировоззрения мусульман, понять побудительные причины, что двигают ими, увидеть разницу между различными течениями в исламской среде. И список таких произведений можно продолжать довольно долго.

Но вот что обращает на себя внимание: в вышеупомянутых фильмах ислам увязывается с работой спецслужб, и одно это уже дает повод заподозрить авторов в некой предвзятости. Поэтому имеет смысл разобрать картину другой направленности — «Голограмма для короля» (A Hologram for the King). Это американский фильм 2016 года, снятый немецким режиссёром Томом Тыквером по одноименному роману Дэйва Эггерса. В главных ролях сыграли Том Хэнкс и Сарита Чоудхури.

Это история американского бизнесмена, приехавшего в Саудовскую Аравию презентовать лично королю IT-проект своей фирмы. Она не про арабов и не про мусульман. Она — про американцев и для американцев. Но дело происходит в Саудовской Аравии, в Эр-Рияде, Мекке и строящемся в пустыне «городе будущего», среди арабов и песков, под звуки азана и чтение Корана, на фоне мечетей и творящих молитву людей. Зритель поневоле проникается «исламским колоритом» и составляет свое собственное мнение о мусульманах. Потому этот фильм и заинтересовал меня.

Если очень коротко описать сюжет, то он про проблемы современного американского (или даже западного) общества и методы их решения. Главный герой — это полное собрание современных голливудских стереотипов. Разведенный мужчина безуспешно старается дать образование дочери, ради которой он и живет. Закомплексованный и измученный нехваткой денег и постоянной переработкой, он едет в командировку в далекую страну в надежде решить свои трудности.

Там он сталкивается с чуждым ему миром (эдакая аллюзия на фантастические боевики про колонизацию других планет), в котором есть представители «земной» цивилизации, ведущие разгульный образ жизни в своих анклавах, изолированных от внешних условий. Попадаются и местные аборигены, что адаптировались к «большому городу», кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И там, внутри экзотического «инопланетного» бытия герой Тома Хэнкса находит как смысл своей жизни, так и женщину, ради которой стоит жить. Попутно решив все свои финансовые, поведенческие и чисто физические проблемы. Хеппи-энд, на котором, казалось бы, можно и поставить точку.

Но, как говорится, есть нюансы. Бывшая жена главного героя, «стопроцентная американка», вроде бы выполнившая всю «обязательную программу» (вышла замуж, родила дочь, развелась и засудила мужа), не вызывает никаких положительных эмоций. Более того, ее не поддерживает даже родная дочь, вставшая на сторону отца. Случай для современного кинематографа небывалый.

Дальше — больше. По приезду в королевство главный герой знакомится с эмансипированной датчанкой и принимает приглашение на вечеринку в датском посольстве. Все как обычно, но вечеринка показана явно без какого-либо доброжелательства. По сути, это оргия, и режиссер останавливается в шаге от того, чтобы объявить европейскую подружку Тома Хэнкса развратницей и пьяницей. Опять выпадение из стереотипов.

Параллельно главный герой страдает из-за комплекса вины перед Америкой и американцами — за то, что ранее перевел производство велосипедов в Китай, в результате чего китайцы сами стали делать велосипеды не хуже. Никакой политкорректности.

В конце концов он чуть не умирает от стресса, и его спасает местный доктор. Чудесным образом доктор оказывается симпатичной женщиной-арабкой. После небольших приключений, окрашенных местными этническими и религиозными чертами, она вырезает ему опухоль на спине и всё волшебным образом меняется. Прилив сил, бодрость духа, сам король смотрит его презентацию.

И пусть китайцы перехватывают контракт, жизнь главного героя налаживается. Он остается в Саудовской Аравии, устраивается на высокооплачиваемую работу и начинает роман с докторшей (она в процессе развода). Парадоксальная ситуация, когда неудача в бизнесе приводит к успеху в жизни.

И таких тонко просчитанных «мин» по ходу действия в фильме заложено ещё много. В результате эффект от картины совершенно отличный от того, что создается проверенными штампами. По сути, это сказки тысячи и одной ночи в зеркальном отражении, и Том Хэнкс, новый Синдбад-мореход, ищет счастье в далеких землях и находит его в объятиях черноглазой красавицы, умудренной жизнью и традицией загадочного Востока. И чтобы понять, почему так получилось, надо посмотреть на создателей фильма.

Том Тыквер, продюсер, сценарист, композитор, один из самых успешных европейских кинорежиссёров нашего времени. Родился в 1965 году в немецком Вуппертале. Двукратный номинант на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, двукратный номинант на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, номинант на премии BAFTA, «Золотой глобус» и премию Европейской киноакадемии. Наиболее известные картины — «Беги, Лола, беги», «Принцесса и воин», «Парфюмер. История одного убийцы», «Облачный атлас» (совместно с сестрами Вачовски, что не так давно были братьями) и сериал «Восьмое чувство».

Том Хэнкс, актёр, продюсер, режиссёр, сценарист и писатель. Родился в 1956 году в Калифорнии. Отец — англичанин, мать — португалка. Получил две премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» за главные роли в фильмах «Филадельфия» (1993) и «Форрест Гамп» (1994), тем самым став одним из двух актёров в истории кинематографа, выигравших данную награду два раза подряд. Выступает за однополые браки и охрану окружающей среды. На выборах 2008 и 2012 годов поддерживал Барака Обаму, в 2016 году — Хиллари Клинтон.

Сарита Чоудхури родилась в 1966 году в Лондоне, в семье индийского, бенгальского и английского происхождения. Начинала свою карьеру с ролей в фильмах типа «Кама Сутра. История любви».

Итак, что мы видим? Двое главных мужчин этого фильма очень похожи. Оба — европейцы, поборники прав геев, охраны окружающей среды и демпартии США. Главная женщина фильма — англичанка индийского происхождения, жрица свободной любви под завесой восточного романтизма. И вот они показывают нам путь, каким должны пойти американские мужчины и восточные женщины. Женщины, замечу, далеко не все, а лишь самые образованные и опытные. При всем при этом фильм явно антикитайский и антиевропейский.

Смысл «Голограммы для короля» в том, что европейские интеллектуалы, «болеющие» за США, видят будущее белых американских мужчин в разрыве с Китаем, старой Европой и феминистической Америкой. Параллельно разрыв со старым патриархальным укладом предлагается «продвинутым» арабкам. В противовес Европе, где был реализован план возрождения пассионарности населения через массовый завоз «горячих», здоровых и не очень хорошо образованных мужчин в первую очередь арабского и турецкого происхождения, американцам предлагают другой путь — привнесение «истинно рыцарского» (то есть пребывающего в парадигме служения) мужского начала на благодатную почву восточного матриархата.

В этом симбиозе мужского из Америки и женского из Ближнего Востока они видят будущее. Будущее, заточенное на противостояние растущему Проекту Румскому.

И ВОЗРОЖДАЮЩЕМУСЯ ПРОЕКТУ ИСЛАМСКОМУ.