В последнее время так много пишут и говорят о хаосе, неопределённости, асимметрии, что на это нельзя не обратить внимание. Нас убеждают в том, насколько конструктивен хаос, из которого вроде как рождается порядок. Идея сама по себе не новая, и Эдгар Морен ещё в 1977 году в своём знаменитом «Методе» писал, что Вселенная возникла не только несмотря на хаос, но внутри хаоса и благодаря ему.
Осознавая масштабность Морена, нетрудно понять, какая серьёзнейшая теоретическая база была подведена под эту концепцию. Так что журналистам вроде Тима Харфорда есть на кого ссылаться в своих утверждениях, что «если время от времени возникает обстановка, в которой нужна людская способность управления хаосом, есть резон искусственно создавать беспорядок — просто чтобы держать людей начеку». В этом даже есть свои плюсы, потому что хаос заставляет людей «быть внимательными, разбираться в ситуации» [Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему].
И всё же функционирование Вселенной основано на исключительной соразмерности, что, по словам Исаака Ньютона, не может «происходить ни от какой естественной причины». Благо, по убеждению учёного, расположение всех частиц «в бесконечном пространстве» среди других «с точностью, позволяющей им пребывать в идеальном равновесии», возможно лишь «для Божественной силы», которая «не слепа и не случайна, а весьма искусна в механике и геометрии» [Из писем преподобному доктору Ричарду Бентли].
Не будем даже проводить параллель между озвученным выдающимся английским физиком и кораническими аятами о том, что Аллах исчислил всякую вещь и что небесные тела «движутся согласно рассчитанному порядку», а лишь зададимся вопросом: каким же всё-таки образом хаос и асимметрия могут способствовать развитию? На основе чего?
Менее ста лет назад известный учёный Владимир Вернадский писал, что значительная часть «законов природы» представляет как бы «рационалистическую сетку, которую наш разум набрасывает на сложный, эмпирически научно охваченный Космос». Посему, по его признанию, в своих лекциях он пытался преподнести значение и генезис одного из «основных принципов понимания Сущего», всё глубже охватывающего научное мировоззрение — «принципа симметрии». При этом учёный отдавал дань выдающемуся Пьеру Кюри, который назвал этот принцип «основным для всех физических явлений». Хотя, по словам В. Вернадского, «новым в науке явилось не выявление принципа симметрии, а выявление его всеобщности» [Философские мысли натуралиста].
П. Кюри считал, что дисимметрическое явление всегда должно вызываться такой же дисимметрической причиной, но такое особое состояние пространства не может возникать без особых обстоятельств. Следовательно, если симметрия и порядок предусмотрены, то асимметрия и хаос видятся изменением существующей во Вселенной гармонии. В. Вернадский прекрасно иллюстрирует вмешательство такого рода. Подчеркивая, что «вся биосфера проникнута равновесием», в значительной степени создаваемым «биогенным током атомов», основой движения последних он определяет материально-энергетический обмен между живыми организмами, обитающими в биосфере. Посредством чего биосфера «неотделимо и неразрывно» связывается «с живым заселяющим её веществом» (ЖВ) на всём протяжении «геологического времени». Важнейший же нюанс тут в том, что, подобно биосфере, ЖВ тоже обладает своей особой организованностью с возможностью. Но «организованность не есть механизм», так как она находится в непрерывном «движении всех её самых мельчайших материальных и энергетических частиц», возможно, имея «свой процесс эволюции».
Так вот, одной из важнейших причин изменения этого природного процесса В. Вернадский определяет вмешательство людей в предусмотренную планетарную гармонию, например, войны, приведшие к крушению многовековых традиций и возникновению «государств, наименее демократических по своим вековым идеалам, наименее свободных». Среди моральных последствий таких войн он называет «резкое изменение государственной идеологии», отошедшей от религиозных принципов и более «не прикрывающейся идеалом единой религии для всего человечества, равенства людей». В результате идеология приобрела форму «своеобразной государственной религии или философии», оправдывающей идею «глубокого, биологического» неравенства людей [Научная мысль как планетное явление].
Говоря иными словами, хаос и асимметрия могут стать результатом действий людей, которые вмешиваются в установленный в природе порядок. Но всегда ли это так? Ведь есть гипотеза барионной асимметрии Вселенной, и были обнаружены нарушения СР-симметрии, и это открытие даже было отмечено Нобелевской премией по физике. И в какой мере, скажем так, ограниченный хаос влияет на симметричность других процессов в других сферах?
Какой хаос предусмотрен?
В коранической доктрине вселенский хаос возможен и даже неизбежен, но лишь с наступлением конца времён. Солнце взойдёт на западе, звёзды потухнут и падут со своих орбит, горы придут в движение и станут прахом, моря перельются и запылают огнём. Мы не имеем представления, будет ли это подчинено каким-то новым законам, отличным от тех, что поддерживают порядок во Вселенной в её нынешнем виде, но в конце концов земля и небеса примут новый вид и будут не похожи на прежние. В Коране об этом говорится: «В тот день земля будет заменена другой, а также небеса» (сура 14 «Ибрахим», аят 48)
.
Признаем, однако, что все вышеописанные события не произойдут по велению или желанию людей, ибо это даже близко неподвластно нам. Но вот нарушения предусмотренного Всевышним порядка на земном уровне — вполне реальны, и Коран напрямую связывает засуху, наводнения, неурожай и прочие беды, постигающие людей, с их отступлением от Божьих установлений. «Бедствия случаются на суше и на море из-за того, что люди приобретают своими руками, чтобы вкусили они часть того, что натворили, и чтобы вернулись» (сура 30 «Ромеи», аят 41)
.
То есть неправедность (в том или ином разрезе) и есть начало беспорядка (хаоса), который может проявиться в любом формате и в любой сфере, когда люди противоречат социальному порядку. Но распространение хаоса сдерживает обещание Всевышнего отложить его до назначенного срока, который не известен никому, кроме Него: «Люди были единой общиной, но впали в разногласия, и если бы не было прежде слова твоего Господа, то их разногласия были бы уже разрешены» (сура 10 «Юнус», аят 19)
.
Наверное, многие усмотрят в этих словах грозное предупреждение. Справедливый вывод. Но есть в них и нотки, вселяющие надежду. Ведь, несмотря на попытки насаждения общемирового дисбаланса, у человечества всегда остаётся шанс. Потому что мы не одиноки, и во Вселенной задействованы мощнейшие компенсаторные механизмы, направленные на сохранение и поддержание жизни. «Поистине, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то, клянусь, никто другой не удержит их. Поистине, Он — Незлобивый, Прощающий» (сура 35 «Зиждитель», аят 41)
.
Как представляется, беспорядок в нашем мире только потому и существует, что он предусмотрен Высшим Порядком, им сдерживается и в конечном итоге организуется. Наше же разумное вмешательство допустимо и оправдано лишь в том векторе, который поддерживает жизнь во всех её формах. Только так, вливаясь в поток Вселенной, мы можем достичь внешнего благополучия и внутренней гармонии.