Слово «философ» давно стало синонимом понятия «умный и образованный человек». Любой мыслитель, дерзнувший хоть на шаг отойти от общепринятых штампов и стереотипов, незамедлительно записывается окружающими в «философы», хотя саму «любовь к мудрости» каждый понимает по-своему.
При этом философия по сути своей — это интеллектуальный метод постижения мира, основанный на осмыслении данных, получаемых эмпирическим путём, через наблюдение. С дальнейшим сложением полученных результатов в систему знаний о характеристиках, обобщающих понятиях и фундаментальных принципах изучаемого явления.
То есть философ, стоя у подножия горы, смотрит в облака, скрывающие вершину хребта, и пытается понять, что же там, наверху. Складывая для этого в кучки доступные ему камешки и осматривая горы более низкие, не сокрытые. Метод работающий, но лишь в пределах прямой видимости. Соответственно, философия — это только часть полноценного интеллектуального метода. Необходимое, но недостаточное условие для решения поставленных перед людьми задач.
Однако вследствие многовековых злонамеренных манипуляций именно философский интеллектуальный метод безраздельно объял собой умственные устремления большинства людей. На самом же деле этот бесконечный поход «от малого к большому» в стремлении «по капле воды воссоздать океаны» зачастую наиболее четко определяется выражением «толочь воду в ступе». Чем и занимается большинство современных мыслителей.
О происхождении философии мы уже немного говорили, сейчас же давайте обратим внимание на то, что философский метод массово применяется во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и такой специфичной, как политика. В результате объяснение причин общественно-политических процессов разнообразными политологами и обозревателями всех мастей нередко сводится к детскому «от того ветер дует, что деревья качаются». Рассмотрим конкретный пример.
25 мая 2020 года в больнице города Миннеаполис скончался чернокожий охранник и порноактёр Джордж Флойд. Причиной смерти послужило то, что при задержании белый полицейский придушил его коленом. Видео с Флойдом, прижатым к асфальту, облетело весь мир. И хотя виновный был вскоре арестован, а его коллеги отстранены от службы, происшествие вызвало волну протестов по всем Соединённым Штатам. Демонстрации возмущённых афроамериканцев привычно переросли в столкновения с полицией, хулиганство и грабежи. Во многих городах США был введён комендантский час и задействована Национальная гвардия.
Всё это впечатляет, но только своими масштабами. Подобные катаклизмы для Америки далеко не редкость. В истории США уже случались протесты чернокожего населения против произвола полиции, вполне сопоставимые по уровню с нынешними. В первую очередь заслуживают внимания «Беспорядки в Уоттсе» 1965 года, «Бунт в Детройте» 1967 года и «Лос-Анджелесский бунт» 1992 года.
«Беспорядки в Уоттсе»
11 августа 1965 года в районе Уоттс, Лос-Анджелес, вспыхнул бунт афроамериканцев, который продолжался до 17 августа.
Всё началось с того, что белый офицер полиции остановил за вождение в пьяном виде чернокожего молодого человека по имени Маркет Фрай. Однако брат задержанного вызвал на помощь свою мать, которая весьма агрессивно встала на защиту сына. На месте задержания начали собираться местные жители, в полицейских полетели бутылки и всякий мусор. Толпа не разошлась и после того, как семья Фраев была арестована и увезена в участок.
Начались поджоги и грабежи магазинов, нападения на белых водителей. Происходили стычки с полицией, блокировалась работа пожарных команд. На протяжении пяти дней в беспорядках приняли участие до 35 тысяч человек.
События широко освещались в прессе и привлекли внимание многих известных людей. Так, уже на второй день с пламенной речью по этому поводу выступил известный борец за права чёрных Мартин Лютер Кинг. В свою очередь начальник полиции Лос-Анджелеса Уильям Паркер охарактеризовал действия протестующих как поведение «обезьян в клетках».
Для подавления бунта в районе было объявлено военное положение и введён комендантский час. Южный Централ был оцеплен силами Национальной гвардии. В результате беспорядков 34 человека погибло, 1032 получили ранения, 3438 были арестованы.
«Бунт в Детройте»
23 июля 1967 года массовые беспорядки начались в Детройте. Поводом послужил рейд полиции по нелегальным барам, где собирались афроамериканцы. Столкновение полицейских с завсегдатаями одного из таких баров переросло в бунт, продолжавшийся пять дней.
По разным оценкам, в массовых беспорядках приняли участие до 10 тысяч человек. Из оружейных магазинов было украдено огромное количество винтовок и пистолетов. На улицах начались перестрелки, бандиты стреляли в пожарных, которые пытались тушить горящие дома. В ответ губернатор Джордж Ромни вызвал подразделения Национальной гвардии. В городе был введён комендантский час, запрещены продажа алкоголя и огнестрельного оружия, сокращено рабочее время.
24 июля, в соответствии с Законом о восстании 1807 года, президент Линдон Джонсон приказал использовать федеральные войска для подавления бунта. За всю историю США это единственный случай подобного рода. В Детройт вошли военнослужащие 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий. Всего в операции было задействовано около 8000 солдат Национальной гвардии, 4700 десантников и 360 полицейских. В результате 43 человека погибли, 7231 были арестованы.
Вслед за Детройтом бунты начались в более чем двадцати других городах. Все эти события подробно освещались в газетах, на радио и телевидении. Кино- и фотоматериалы разошлись по всему миру. Газета Detroit Free Press даже получила Пулитцеровскую премию за репортажи с мест.
«Лос-Анджелесский бунт»
3 марта 1991 года в Лос-Анджелесе чернокожий правонарушитель по имени Родни Кинг отказался подчиниться полиции. Патрульные применили электрошокер, а затем нанесли ему множество ударов дубинками. При этом всё происходящее записал на видеокамеру гражданин Аргентины Джордж Холлидэй, «совершенно случайно» оказавшийся в нужное время в нужном месте. В дальнейшем видеозапись попала в СМИ и вызвала широкий общественный резонанс.
Окружной прокурор Лос-Анджелеса обвинил четверых полицейских в применении чрезмерного насилия, и делу был дан ход. Однако 29 апреля 1992 года жюри присяжных оправдало троих из обвиняемых.
После вынесения приговора тысячи афроамериканцев вышли на улицы. Демонстрации быстро переросли в бунт. Начались массовые поджоги, в результате которых сгорело свыше 5,5 тысяч зданий. Город окутался таким густым дымом, что власти были вынуждены закрыть Лос-Анджелесский аэропорт. Для наведения порядка пришлось принимать чрезвычайные меры, вводить в город дополнительные силы полиции и подразделения Национальной гвардии. Всего за время волнений погибло 63, ранено 2383 и арестовано более 12 тысяч человек.
Сходство в «бунтах афроамериканцев» на территории США видно невооруженным глазом. Создаётся впечатление, что все они развивались по единому сценарию. Каждый раз в событиях огромную роль играли средства массовой информации, формальные поводы для возмущения масс тоже практически одинаковы. В качестве причин, помимо конкретных проявлений жесткости полиции, всегда называются сложное финансовое положение чернокожего населения, вызванное экономическим кризисом (войной, пандемией и т. п.) и твёрдое убеждение афроамериканцев в том, что при задержаниях полиция выбирает людей по расовому признаку и применяет чрезмерную силу именно к ним.
Вот, собственно, и все озвучиваемые причины. Даже сейчас, в период ожесточенного противостояния республиканцев и демократов, на фоне пандемии коронавируса во всём мире, дипломатической и торговой войны США с Ираном и Китаем, политологи не выходят за указанные выше рамки. Трамп и его сторонники обвиняют протестующих в мародёрстве и провокациях, а противоборствующая сторона делает упор на «глубоко укоренившуюся в США дискриминацию афроамериканцев», которой пора «положить конец». Такое ощущение, что ни для тех, ни для других всего остального мира просто не существует.
Если сократить все пространные заявления политиков и прочих заинтересованных лиц, смысл их можно свести к простой констатации: «Раз бунтуют афроамериканцы, значит вся проблема в них». Или, напротив, в плохом отношении к ним. Прекрасный пример неуместного использования философского интеллектуального метода. Получается классическое «что вижу, о том пою». Мол, встали чёрные бандиты (альтернативный вариант — борцы за свободу) на защиту семейки Фраев (Родни Кинга, Джорджа Флойда), и пошло-поехало.
Между тем достаточно взглянуть на то, что происходило в то же самое время за пределами США, чтобы «чёрно-белый мир» заиграл совершенно другими красками:
• В 1965 году Америка вступает в полномасштабную войну во Вьетнаме. Линдон Джонсон и Роберт Макнамара получают реальную возможность завершить строительство Новой Римской империи вокруг Тихого океана. Тут и случаются «Беспорядки в Уоттсе».
• В 1967 году происходит «Шестидневная война» между Израилем и коалицией арабских государств. В результате США через дихотомию Израиль — Саудовская Аравия начинают контролировать ближневосточное пространство. Сразу же после этого происходит «Бунт в Детройте».
• В 1991 году рушится СССР. Мировой порядок оказывается на грани краха. В этом же году США проводят операцию «Буря в пустыне», ставшую первым шагом к оккупации Ирака и окончательному установлению гегемонии США на Ближнем Востоке. И сразу же в Лос-Анджелесе «видеолюбитель» снимает избиение Родни Кинга полицейскими.
• В 1992 году образован Европейский Союз. Незамедлительно Совет Безопасности ООН одобряет ввод «миротворцев» в Югославию, и американцы получают возможность обосноваться на Балканах, в мягком подбрюшье Европы. Тут же начинается «Лос-Анджелесский бунт».
Ну вот что тут скажешь. Впору повторить за известным российским телеведущим: «Совпадение? Не думаю».
На самом деле события такого уровня по определению не могут быть обусловлены только причинами общественного свойства. Слишком хорошо бывают организованы «стихийные» протесты афроамериканцев в США, слишком вовремя они случаются.
Могущественные силы как в самой Америке, так и за её пределами используют любые возможности повлиять на политику США, нынешнего мирового гегемона. И межрасовые взаимоотношения являются одной из немногих точек уязвимости самого мощного государства планеты. Поэтому именно в неё и бьют при необходимости конкуренты и враги Америки.
События мая-июня 2020 года из этой же серии. И чтобы разобраться в них, недостаточно философски отслеживать последовательность и внешние признаки протекания очередных протестов. Надо знать место США в этом мире.
ЗНАТЬ СПЕЦИФИКУ АМЕРИКАНСКОГО ГЕГЕМОНИЗМА.