Мы уже отмечали, что люди не всегда используют на практике свои теоретические познания. Особенно, если это требует нестандартного, «свежего» взгляда на привычные вещи. Аксиоматика, заложенная в наши головы с самого раннего детства в виде набора штампов и стереотипов, довлеет над умами тяжёлым грузом и не позволяет выходить за рамки привычного толкования вещей.
Например, фразу «историю пишут победители» слышали если не все, то многие, и оспаривать её вряд ли кто будет. При этом «историю» в упомянутом утверждении мало кто ассоциирует с биографиями известных людей. Хотя при беспристрастном рассмотрении любая биография — точно такая же «история», как и описание других событий прошлого. Соответственно, биографии также подвержены искажениям, тенденциозному освещению и разного рода фальсификациям.
Более того, зачастую именно биографии являются самыми фальсифицируемыми «историями» в истории. И склонность людей к преувеличениям, что заставляет даже очевидцев приукрашивать происходящее либо, наоборот, выставлять его в чёрном свете, здесь играет далеко не главную роль. На первый план выходит желание неких сил поднять авторитет конкретного человека и использовать его в своих целях. Чаще всего — для влияния на общественное мнение.
При этом сами фальсификации могут быть разного уровня. Бывает даже, что и человека-то такого никогда не было, но «биография» его существует и выполняет заданные функции. Встречается и более тонкий уровень «работы», когда биография реального персонажа пишется с чистого листа, подгоняясь под цели и задачи, поставленные перед ним. Чаще же всего биографами используется незначительное «усиление» в описании произошедших событий, не меняющее смысла, но придающее им нужный эмоциональный окрас.
Например, пламенную речь Мартина Лютера на Вормсском рейхстаге, где мятежного богослова принуждали отречься от выдвинутых им «95 тезисов», обычно сводят к чеканной фразе: «На сём стою, и не могу иначе». При этом большинство исследователей признают, что фраза эта — позднейшая вставка в протокол заседания, не подтверждаемая достоверными источниками. Тем не менее известный «лютеровед» Майкл Маллетт считает, что мы «свободны верить в это», потому что Лютер наверняка «стремился выбрать более драматическую форму слов».
И таких примеров можно привести множество. Но более интересным будет сравнить биографии Лютера и его главного «оппонента» — основателя Ордена иезуитов Игнатия де Лойолы. Дело в том, что Лойола начал свою деятельность на религиозном поприще именно после того, как Лютер разворошил «осиное гнездо». С тех пор Лютер и Лойола неразделимы в истории Реформации и Контрреформации. Давайте же разберём основные вехи их непростого пути.
Оба пришли в религиозную деятельность не сразу, но в результате серьёзных физических и психологических потрясений. Согласно легенде, обучавшийся на юриста Лютер как-то попал в грозу, во время которой молния ударила совсем рядом с ним. Молодой студент испытал сильнейший «страх внезапной смерти», и сердце его обратилось к Богу. Юриспруденция была забыта, и вопреки воле отца Мартин поступил в августинский монастырь в Эрфурте. На следующий год он принял монашеский обет, а ещё через год был посвящён в священники.
В свою очередь военная карьера блестящего молодого офицера Игнасио (Иньиго) де Лойолы была прервана тяжелейшим ранением в битве при Памплоне. Лечение не помогало, и с каждым днём ему становилось всё хуже. После очередной мучительной операции врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Игнасио исповедаться. Его соборовали и причастили, но ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности, хотя и остался хромым на всю оставшуюся жизнь. Пошедший на поправку больной попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы, но в семейной библиотеке нашлись только «Жизнь Иисуса Христа» и один том «Жития святых». Он начинает читать и обнаруживает, что именно там повествуется о настоящих героях. В результате Игнасио встаёт на путь монаха и странствующего проповедника, приняв имя Игнатий.
Вдобавок и тот и другой были подвержены внезапным видениям. Лютеру неоднократно являлся дьявол — то в виде свиньи во дворе, то собаки на его постели, то в образе блуждающих огней. Лютер рассказывал, что однажды слышал дьявола под потолком кельи, «...но, поскольку я знал, что это дьявол, то не обратил на него внимания и уснул». Нечистый сорил ореховой скорлупой, с грохотом скатывал ведра по ступеням лестницы, в общем, всячески вредил и сбивал с толку. Как-то раз Лютер в сердцах даже запустил в него чернильницей, но лишь запачкал стену. Пятно от чернил на стене в замке Вартбург до сих пор показывают туристам.
Видения Лойолы были несколько иного толка: «Ум его стал возноситься ввысь, и он словно узрел Пресвятую Троицу в виде фигуры из трёх клавиш и при этом так плакал и рыдал, что не мог с собою совладать». Много раз и подолгу он «видел Христа» в виде фигуры, которая представлялась ему белым телом, «не слишком большим и не слишком маленьким, но отдельных частей её он не различал».
То есть крестьянин и недоучившийся стряпчий Лютер идет к Богу через страх наказания и борьбу с искушениями Сатаны. Герой же войны Лойола приходит к Богу через сражения, чудесное исцеление и прямой контакт с некоей «божественной сущностью». Он заменяет подвиги ратные подвигами духовными, оставаясь при этом всё тем же рыцарем. Налицо явное противопоставление Лойолы Лютеру. Другие события жизни наших героев и особенности их мировоззрения подтверждают это мнение. Давайте сравним.
Мартин Лютер:
1. Родился 10 ноября 1483 г. в семье разбогатевшего на горных промыслах Саксонии крестьянина Ганса Людера. В 14 лет был отдан в францисканскую школу Магдебурга, по окончании которой поступил в университет в Эрфурте.
2. Стал монахом, затем — проповедником.
3. 26 мая 1521 г. осуждён Вормсским эдиктом как еретик.
4. Отрицал посредническую роль духовенства.
5. Выступал против католической церкви, о которой отзывался предельно резко. Один из его трактатов назывался «Против римского папства, основанного чёртом».
6. Опирался на Писание и предполагал личное, индивидуальное толкование священных текстов.
7. Продвигал концепцию «призвания», согласно которой труды монахов и священников, какими бы святыми они ни были, не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.
8. Апологет мирской власти против «духовной».
9. Женился сам и разрешал вступать в брак всем священникам.
10. Признавал право рукоположения за любым членом Церкви, так называемое «посланничество снизу».
11. Отрицал призывание и помощь «святых».
12. Разработал «Большой» и «Малый» Катехизис.
13. Резко выступал против иудаизма.
14. Болел хроническими заболеваниями.
15. Не воевал.
16. Умер 18 февраля 1546 г.
Игнатий де Лойола:
1. Родился 23 октября 1491 г. в Испании. Происходил из обедневшего дворянского рода. После смерти матери его какое-то время воспитывала местная крестьянка, жившая по соседству. В 13 лет оказался в семье королевского советника, где воспитывался в соответствии с рыцарскими традициями.
2. Стал проповедником, затем — монахом.
3. 24 июня 1521 г. приходит к необходимости «служения Богу».
4. Утверждал посредничество католического священства.
5. Всю свою жизнь посвятил укреплению власти Ватикана, признавая папу римского «наместником Христа на земле» и «викарием святого Петра».
6. Требовал следования папским указам, приказам Генерала и старших членов Ордена.
7. Противопоставлял мирское духовному и считал, что священники стоят выше мирян и простецов.
8. Считал, что духовенство стоит выше светских властей.
9. Дал обет целомудрия. Сторонник целибата.
10. Признавал преемственность пастырского служения, особое «посланничество свыше».
11. Обращался с мольбами к умершим «святым».
12. Разработал «Духовные упражнения» и Устав Ордена.
13. В антисемитизме замечен не был.
14. Был слаб здоровьем в результате ранения.
15. Воевал.
16. Умер 31 июля 1556 г.
Сходство и различия можно увидеть без особого труда. Лойола и Лютер похожи друг на друга как зеркальные отражения, как Инь-Янь. Словно двуликий Янус, они похожи задачами, что ставили перед собой, и биография Лойолы, его цель, его миссия и убеждения являются диаметральной противоположностью жизни и деятельности Лютера.
С точки зрения Теории Проектов это совершенно неудивительно, принимая во внимание, ради чего оба они труждались в этом мире. Ведь Орден иезуитов, главное детище Лойолы, создавался именно как инструмент борьбы Святого Престола с протестантами, лицом которых был никто иной, как Лютер.
Старый алхимический принцип гласит: «Лечи подобное подобным». Его в полной мере использовали католические «лекари» в борьбе с протестантизмом, который они считали болезнью, раковой опухолью, поразившей христианский мир. По этому принципу и был подобран антагонист Лютера, подобный ему и противостоящий ему. Биография же Лойолы, без сомнения, «подгонялась» и «правилась», чтобы усилить эффект подобия и, соответственно, эффективность «лечения».
Результат, надо признать, был потрясающим. Католический мир восстал со смертного одра, и это — прямой результат тех мер, того «лечения», что были предприняты в середине XVI века высшими католическими иерархами. Но кто был тем «лекарем», что нашёл и приготовил «лекарство» в виде иезуитов? Откуда он получил необходимые знания и где нашел ингредиенты для своего снадобья? Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо присмотреться к поистине титанической фигуре человека, что запустил в мир альтер-эго Мартина Лютера — Игнатия де Лойолу с его верными иезуитами.
ЭТО БЫЛ ПАПА РИМСКИЙ ПАВЕЛ III.
Читайте по теме: Орден иезуитов. Как всё начиналось? , Иезуиты и их метод. Стать всем для всех