К числу обрядов поклонения, из-за которых не прекращается полемика между законоведами, относится и молитва тасбих. Причиной этой полемики стал хадис о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал аль-‘Аббасу ибн ‘Абд-аль-Мутталибу: «О ‘Аббас! О дядя! Не обучить ли мне тебя тому, что искупит десять видов твоих грехов: первые и последние, старые и новые, совершенные по ошибке и преднамеренные, большие и малые, скрытые и явные? Соверши молитву из четырёх ракатов и в каждом из них прочти “Открывающую Писание” и другую суру. Когда завершишь чтение Корана в начале раката, то стоя произнеси пятнадцать раз: “Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик / Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи ва ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху акбар”. Затем соверши поясной поклон и, будучи в таком положении, произнеси эти слова десять раз. Затем выпрямись и произнеси их ещё десять раз. Затем пади ниц и произнеси их ещё десять раз. Затем поднимись из земного поклона и произнеси их ещё десять раз. Затем соверши земной поклон и произнеси их ещё десять раз. Затем поднимись из земного поклона и произнеси их ещё десять раз, [прежде чем встанешь на ноги]. В каждом ракате ты произнесешь эти слова по семьдесят пять раз, и соверши таким образом четыре раката. Если можешь, совершай эту молитву ежедневно, а если не можешь, то раз в неделю, а если не можешь, то раз в месяц, а если и этого не можешь, то раз в год. Если же ты не в состоянии совершать её раз в год, то сделай это хотя бы раз в жизни».

В таком виде этот хадис передали Абу Давуд (1297), Ибн Маджа (1387), Ибн Хузайма (1216), аль-Хаким (1195), ат-Табарани в «Кабире» (11622) и аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-кубра» (4695) со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса. Хадисы об этой молитве также переданы со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра (Абу Давуд 1298, аль-Байхаки в «Шу‘аб аль-иман» 611), Абу Рафи‘ (ат-Тирмизи 482, аль-Байхаки в «Шу‘аб аль-иман» 610), Анаса ибн Малика (ат-Тирмизи 481, аль-Хаким 1191) и др.

Несмотря на многочисленность путей этого сообщения, хадисоведы разошлись во мнениях относительно его надежности и, соответственно, положения о молитве тасбих.

Согласно первому мнению, молитва тасбих не является желательной и совершать её не следует. Главный аргумент в пользу этого мнения — ненадежность вышеприведенного хадиса. Так считали Ахмад ибн Ханбаль, Ибн аль-Джаузи, Сирадж-ад-Дин аль-Казвини, ‘Али ибн аль-Мадини, аль-Укайли и др.

Ибн Кудама пишет: «Что касается молитвы тасбих, то Ахмад сказал: “Мне это не нравится”. Его спросили: “Почему?” Он ответил: “Насчёт этого нет ничего достоверного” — и он сделал неодобрительный жест рукой» [Мугни 2/98].

‘Али ибн аль-Мадини назвал этот хадис неприемлемым (мункар) [Ибн Хаджар. Итхаф аль-махара 7/484].

Мухаммад аль-‘Укайли сказал: «Относительно молитвы тасбих нет хадиса, достоверность которого была бы доказана» [Ад-Ду‘афа аль-кабир 1/124].

Ибн аль-Джаузи, говоря о различных путях передачи данного хадиса, сказал: «Достоверность ни одного из этих путей не доказана» [Мауду‘ат 2/145].

Кроме того, молитва тасбих не похожа на остальные молитвы, которые обычно совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. В частности, после второго земного поклона он обычно делал очень короткую паузу, прежде чем встать, но не усаживался надолго.

Имам ан-Навави пишет, что «желательность молитвы тасбих сомнительна, так как хадис на этот счёт слабый, а способ её совершения отличается от известного нам, и поэтому совершать её не следует» [Маджму‘ 3/547].

Кроме того, неизвестно, чтобы кто-либо из четырех имамов говорил о желательности данной молитвы. Как уже было отмечено, имам Ахмад не считал хадис об этой молитве достоверным, а что касается имамов Абу Ханифы, Малика и аш-Шафи‘и, то до нас не дошли их высказывания на этот счёт.

Согласно второму мнению, молитва тасбих не является желательной, но совершать её разрешается, так как разрешается поступать на основании слабых хадисов в том, что касается благодеяний с целью получить за них награду. Разумеется, речь идет не о каждом слабом хадисе, а лишь о тех, которые соответствуют определенным критериям. Ибн Кудама, говоря о молитве тасбих, пишет: «Ахмад не считал доказанной достоверность сообщаемого о ней хадиса и не считал её желательной. Но если человек совершит её, то в этом нет ничего плохого, так как для дополнительных обрядов и благих деяний достоверность хадиса не является обязательным условием» [Мугни 2/98].

Согласно третьему мнению, совершать молитву тасбих желательно, и так считало большинство законоведов, в том числе Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни, Ибн ас-Салях и аль-Мунзири. Дело в том, что различные версии этого хадиса усиливают друг друга, и поэтому хадис можно считать по меньшей мере хорошим.

Хафиз аль-Мунзири в «Таргибе» (1/268) пишет: «Этот хадис передан многими путями от нескольких сподвижников, и самым примерным из них является упомянутый хадис Икримы. Некоторые даже считали его достоверным, и среди них хафиз Абу Бакр аль-Аджурри, наш учитель Абу Мухаммад ‘Абд-ар-Рахим аль-Мисри и наш учитель хафиз Абу аль-Хасан аль-Макдиси».

Шамс-ад-Дин Мухаммад ибн Аби-ль-Фатх аль-Ханбали, говоря о данном хадисе, пишет: «В этом иснаде от меня и до Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все рассказчики заслуживают доверия. Мне не известно, чтобы у хадиса были какие-то отклонения или слабости. Поэтому необходимо считать его достоверным или хорошим» [Аль-Джуз ан-наджих, с. 16].

Что касается ссылки на то, что молитва тасбих непохожа на другие молитвы, то это не является веским доводом против ее совершения, потому что порядок совершения, например, праздничных молитв или молитв при затмениях, законность которых не ставится под сомнение, также отличается от обычных молитв.

Что же касается того, что никто из четырёх имамов не одобрял молитву тасбих, то это утверждение тоже неубедительно, потому что на этот счет нет никаких высказываний троих из них. Кроме того, общее мнение четырех имамов не является согласием всей мусульманской общины. Тем более что о превосходстве молитвы тасбих говорил имам ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак [Сунан ат-Тирмизи 1/606].

Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать, что из-за большого количества путей передачи хадис о молитве тасбих является хорошим или даже достоверным, и мнение о желательности данной молитвы представляется более сильным. Даже если предположить, что хадис на этот счёт слабый, многие богословы всё равно разрешали опираться на него. В любом случае разногласия из-за этой молитвы не должны разделять мусульман и становиться причиной конфликтов между ними и взаимного обвинения в ереси. А Аллах знает лучше.