Как отмечали многие знатоки хадисов, изречение «Разногласия внутри моей общины — милость» не встречается ни в одном из авторитетных сводов хадисов. Так, шейх ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/141) сказал: «Его происхождение неизвестно. Знатоки хадисов старались найти его иснад, но безуспешно».
Ал-Мунави в «Файд ал-Кадир» (1/212) пишет: «Ас-Субки сказал: “Этот хадис неизвестен знатокам хадисов, и я не встречал его ни с достоверным, ни со слабым, ни с выдуманным иснадом”. [Ас-Суйути сказал:] “Возможно, он был упомянут в некоторых книгах знатоков хадисов, которые не дошли до нас”. [Ал-Байхаки] в “Мадхале” и ад-Дайлами в “Муснад ал-Фирдаус” привели со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Разногласия между моими сподвижниками — милость”. Как мы уже говорили, разногласия между сподвижниками одного порядка с разногласиями внутри общины. Однако хафиз ал-‘Ираки назвал иснад этого хадиса слабым. Его сын Абу Зур‘а сообщил, что Адам ибн Абу Иййас передал его в “Китаб ал-‘илм ва-л-хилм” в следующей форме: “Разногласия между моими сподвижниками — милость для моих последователей”. Но это отосланное (мурсал) слабое сообщение. Похожий хадис приводится и в “Табакате” Ибн Са‘да со слов ал-Касима ибн Мухаммада».
Если иснад предания неизвестен, никто не имеет права называть его хадисом Посланника, мир ему и благословение Аллаха. В противном случае он совершает тяжкий грех, возводя навет на Аллаха и Его религию. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи передали со слов ал-Мугиры ибн Шу‘бы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Солгать от моего имени не всё равно, что солгать от имени другого. Кто солжёт от моего имени преднамеренно, тот займет свое место в Огне». Этот же хадис передан со слов многих других сподвижников в разных сводах.
Степень достоверности или слабости хадиса определяется не выразительностью изречения и не красотой его смысла, а надёжностью иснада. Улемы во все времена придавали большое значение иснаду, ведь именно наука о передатчиках хадисов стоит на страже чистоты сунны и ислама в целом. Ат-Тирмизи в «Сунане» передал слова ‘Абдаллаха ибн ал-Мубарака: «Для меня иснад — часть религии, ведь если бы не иснад, то каждый желающий говорил бы то, что желает, но когда спрашиваешь: “Кто рассказал тебе это?” — он останавливается».
Что же касается смысла слов «Разногласия внутри моей общины — милость», то он нуждается в дополнительном разъяснении. В Священном Коране много аятов, призывающих мусульман к единению и предостерегающих от разногласий. Так, Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Ал ‘Имран, 103); «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы» (ал-Ан‘ам, 159) и др.
В широком смысле разногласия не являются милостью, и это подтверждается ясным кораническим аятом: «Однако они не перестают разногласить, кроме тех, к кому был милостив твой Господь» (Худ, 118-119). В «Файд ал-Кадир» (1/209) сообщается, что имам ас-Субки сказал: «Разногласия в основных вопросах [религии] — это, несомненно, заблуждение и причина всех пороков».
Некоторые говорили: «Если разногласия — это милость, то единение — это наказание». Опровергая такой вывод, имам ан-Навави сказал: «Если что-то является милостью, то это не значит, что противоположное есть наказание, и сказать такое может только невежественный или нежелающий знать [истину]. Всевышний Аллах сказал: «По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время неё» (ал-Касас, 73). Он назвал ночь милостью, и это не значит, что день является наказанием. Это очевидно, и в этом нельзя усомниться».
Ал-Хаттаби предположил, что разногласия в общине были милостью только во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что сподвижники, расходясь во мнениях, спрашивали его, и он разъяснял им истину. Он же сказал: «Разногласия в религии делятся на три группы. К первой относятся разногласия по поводу существования и единства Творца, и отрицание Его — это неверие. Ко второй относятся разногласия относительно Его качеств и воли, и отрицание их — это ересь. Третья группа — это разногласия по второстепенным вопросам, допускающим разные толкования. Это Всевышний Аллах сделал милостью и честью для улемов, и об этом говорится в хадисе». Об этом тоже сообщил ан-Навави.
Разногласия по второстепенным вопросам возникали даже при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Так, в «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что после завершения сражения против союзников Посланник, мир ему и благословение Аллаха, громко воззвал: «Пусть никто из вас не совершает полуденный намаз, пока не дойдёт до бану курайза». Случилось так, что одни испугались пропустить намаз и совершили его до поселений бану курайза, а другие сказали: «Мы совершим намаз только там, где нам приказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, даже если его время выйдет». И Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не стал бранить ни тех, ни других. В версии ал-Бухари сообщается, что это был послеполуденный намаз. Ат-Табарани и ал-Байхаки в «Далаил ан-нубувва» передали более полное изложение этой истории, и там тоже говорится о послеполуденном намазе.
Ал-Мунави (1/210) передал слова имама аз-Захаби: «Между имамами были большие разногласия по второстепенным вопросам и некоторым основным вопросам. Некоторые из них допускали ошибки и оступались, высказывали единичные неправильные суждения. Нам приказано следовать тем из них, кто был ближе к истине, и мы уверены, что у них была одна цель — следование Корану и сунне, и если они отступали от них, то только на основании суждений по аналогии или толкований. Если ты увидишь, что какой-нибудь правовед поступил наперекор хадису, отказался от него или интерпретировал его смысл, то не спеши обвинять его в ошибке, ведь когда ‘Али спросили: “Думаешь ли ты, что Талха и аз-Зубайр были не правы?” — он сказал: “Послушай, ты кое-чего не понял. Истину не определяют по людям. Узнай истину, и ты узнаешь тех, кто прав”. Имамы не переставали расходиться во мнениях по второстепенным и некоторым основным вопросам, но все они единодушно возвеличивали Великого Творца и признавали, что нет никого подобного Ему, что узаконенное Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, есть истина и что у них одно Писание, один Пророк и одна кибла. Они полемизировали только для того, чтобы выяснить истину, передать знание тем, кто уступает им в знании, и предостеречь тех, кто беспечен и слаб».
Подобные разногласия среди мусульман неизбежны, ведь объять религиозные знания целиком не удавалось никому, кроме Посланника, мир ему и благословение Аллаха, единственного, кто был защищён от ошибок в передаче небесного послания. Ни ни четыре имама, ни выдающиеся сподвижники, ни праведные халифы — никто не мог знать сунны Посланника, мир ему и благословение Аллаха, со всеми подробностями и разбираться во всех тонкостях шариата. Поэтому, когда имаму Малику было предложено обучать сунне и праву на основании одного свода хадисов, собранного им, он отказался поступить так. Передают, что халиф Харун ар-Рашид предложил Малику переехать в Ирак и обучить людей следованию «Муватте», как в своё время ‘Усман обучил их следованию одному списку Корана. В ответ он сказал: «Людей нельзя заставлять следовать одной “Муватте”, потому что сподвижники, да будет доволен ими Всевышний Аллах, после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разъехались по странам и рассказывали хадисы, и у жителей каждой страны есть знания» [1].
Но даже в тех случаях, когда улемы опираются на одинаковые шариатские тексты, между ними возможны разногласия, ведь возможности человеческого познания ограниченны и к тому же различаются, из-за чего каждый усваивает шариатские тексты по мере своих способностей. В трудах исследователей указано много причин, в силу которых возникают расхождения во мнениях по второстепенным вопросам. Такого рода разногласия между учёными, но не между неграмотными людьми, не порицаются, и их можно считать милостью. Они обеспечивают гибкость и приспособляемость шариата к изменяющимся социально-экономическим условиям, оберегают умму от окостенелости мышления и позволяют пользоваться облегчениями в трудных условиях. Кроме того, благодаря им мусульмане во все времена будут испытывать нужду в улемах, наследниках пророков, продолжающих их святое дело и заслуживающих великую награду и милость Господа. А лучше всего об этом известно Аллаху! [2]
Примечания
[1] См.: ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 209-210. ‘Али ал-Кари сказал: «Малик рассказывал, что Харун ар-Рашид сказал ему: “Абу ‘Абдаллах, тебе следует переехать к нам, чтобы наши дети услышали ‘Муватту’ от тебя”. Он имел в виду ал-Амина и ал-Ма’муна. Малик ответил: “Пусть Аллах сделает эмира верующих могущественным! Поистине, эти знания вышли от вас, и если вы будете поддерживать их, они будут сильными, но если вы унизите их, то они станут слабыми”. В одной из версий сообщается, что он сказал: “Перестань, эмир правоверных, и не унижай то, что возвысил Аллах. К знаниям должны идти, а не они должны приходить”. Он ответил: “Ты прав”. Согласно другой версии, он сказал: “Ты прав, шейх, это мой промах, покрой его. А вы ходите в мечеть, чтобы слушать вместе с людьми”. Потом ар-Рашид спросил: “У тебя есть дом?” Он ответил: “Нет”. Он дал ему три тысячи динаров и сказал: “Купи на них себе дом”. Малик взял их и не раздал, а когда ар-Рашид хотел встать, он сказал Малику: “Тебе следует поехать со мной, ибо я принял решение обучить людей следованию ‘Муватте’, как в своё время ‘Усман обучил их следованию [одному списку] Корана”. В ответ тот сказал: “Людей нельзя заставлять следовать одной ‘Муватте’, потому что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после его [смерти] разъехались по странам и рассказывали хадисы, и у жителей каждой страны есть знания, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Разногласия моих последователей — милость’. А что касается поездки с тобой, то это невозможно, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Медина лучше для них, если бы они только знали’. Вот ваши динары нетронутые, и если хотите, возьмите их, а если хотите, оставьте”. Он имел в виду: “Ты хочешь, чтобы я оставил Медину ради того, что ты сделал для меня, но я не предпочту мирские блага городу Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». См.: Миркат ал-мафатих. Т. 1. С. 66.
[2] См.: ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 6. С. 103-104; ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 210-212; ал-Албани. Силсила ал-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 141.