В «Сахихе» имама Муслима (162) приводится хадис Анаса ибн Малика о восхождении пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, и в нём сообщается, что на третьем небе пророк (мир ему и благословение Аллаха) повстречался с Йусуфом: «[Врата] открылись для нас, и я встретил Йусуфа. Ему была дарована половина красоты. Он поприветствовал [нас] и прочёл добрые молитвы за меня, а потом нас подняли на четвёртое небо».
Описывая красоту пророка Йусуфа , ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Его лицо [сверкало,] как молния, и, если какая-либо женщина обращалась к нему с просьбой, он прикрывал лицо, чтобы она не впала в искушение» [Ибн Касир. Тафсир. Дар тайба. Т. 4. С. 386].
Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» пишет: «В хадисе, переданном ал-Байхаки со слов Абу Са‘ида и ат-Табарани со слов Абу Хурайры, говорится: “Я встретил самого красивого из мужчин, [когда-либо] созданных Аллахом. Он превосходил остальных людей своей красотой, как полная луна превосходит остальные светила”. На первый взгляд, из этого следует, что Йусуф (мир ему и благословение Аллаха) был красивее всех остальных людей. Но ат-Тирмизи передал со слов Анаса: “Каждый пророк, которого отправил Аллах, имел красивое лицо и красивый голос. И ваш пророк — самый красивый среди них и имеет самый красивый голос”. В таком случае в хадисе о вознесении на небеса имеется в виду, [что Йусуф был красивее всех людей], кроме [нашего] пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это подтверждается правилом: “Общий смысл высказывания не распространяется на того, кто его произнёс”. Что же касается хадиса, упомянутого в данной главе, то Ибн ал-Мунир считал, что Йусуфу была дарована половина красоты нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). А Аллах знает лучше!»
Мнение Ибн ал-Мунира можно назвать слабым, потому что хадис, на который оно опирается, не выдерживает критики. Шейх ал-Албани пишет, что он приводится в своде «аш-Шамаил ал-мухаммадиййа» имама ат-Тирмизи, но его иснад прерванный (мункати‘), а его передатчик по имени Хусам Ибн Мисакк был не просто слабым передатчиком — его хадисы почти отвергаются. Такую оценку ему дал Ибн Хаджар в «Такриб ат-такзиб» (1/157) [Албани. Асл сифа салат ан-наби салла-Ллаху ‘алайхи ва саллам. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф, 1427/2006. Т. 2. С. 569].
По мнению Абу ал-Касима ас-Сухайли, «красота Йусуфа равнялась половине красоты Адама, потому что Аллах создал Адама Своей рукой и придал ему самый совершенный и самый прекрасный облик. Никто из его потомков не может сравниться с ним по красоте, а Йусуфу была дарована половина его красоты» [Ибн Касир. Тафсир. Дар тайба. Т. 4. С. 386].
По мнению Ибн Кутайбы, дарование пророку Йусуфу половины красоты означает, что «Всевышний Аллах установил для красоты определённый предел и одарил [такой красотою] те из творений, которые пожелал: либо ангелов, либо гурий. Йусуфу была дарована половина той красоты, и он был очень красив на лицо. И ошибаются те, кто думает, что он получил половину всей красоты, а вторая половина досталась всем остальным людям» [Ибн ал-Джаузи. Кашф ал-мушкил мин хадис ас-сахихайн / Под ред. ‘Али Хусайна ал-Бавваба. Эр-Рияд: Дар ал-ватан. 1418/1997. Т. 1. С. 814]. Это мнение представляется нам наиболее убедительным. А Аллах знает лучше!
Здесь также уместно отметить, что, согласно традиции, самой красивой женщиной была Сарра, жена пророка Ибрахима. Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (6/347) передал со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Йусуфу и его матери была дарована половина красоты». Комментаторы отмечают, что здесь речь идёт о его прабабушке Сарре. А Аллах знает лучше!