Вот и наступил рамадан, месяц благодати, Божьей щедрости, милости и прощения. В эти славные дни наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был щедр, как вольный ветер. Это качество всегда было присуще ему, но в рамадане особенно. А значит, и наш рамадан должен проходить под девизом щедрости и даяния. Ведь как сказано в Коране: «Те, которые убереглись от своей алчности, суть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9)
.
Всё так и есть, алчность и скупость действительно присущи нашей человеческой природе. Нафс то и дело пытается удержать нас от даяния. Стоит захотеть расстаться с чем-то, как он встаёт в позу, сопротивляется, начинает паниковать — тем больше, чем серьёзнее и масштабнее предстоящие «убытки». Потому что нафс близорук и материалистичен до мозга костей. Он в каждом нашем даянии видит потерю, лишения. У него нет дальновидности, которая помогла бы ему увидеть блистательную награду, что ждёт нас там, за горизонтом, за пределами земной жизни, в чудесном месте под названием Рай. И он инстинктивно противится, словно животное, у которого пытаются отобрать корм.
А тут ещё приходит вечный пособник нашего нафса — шайтан, который не дремлет и поддерживает его во всех скверных начинаниях, во всех достойных порицаниях инициативах. Он встаёт рядом с нафсом и вопрошает, притворяясь добрым и искренним советчиком, в то время как он нам лютый враг до скончания времён: «Зачем отдавать? Ведь это твоё! И ты мог бы потратить эти средства на то-то и то-то. А помнишь, ты хотел приобрести вот это? Если положить эти средства в общую копилку, то ты быстрее это купишь. Ты ведь нуждаешься — и в том, и в этом…» И вместе они наседают на тебя и наседают, стараясь удержать от благого дела, которое принесёт тебе большую награду — если, конечно, ты сумеешь одолеть этих двоих и заставить их замолчать.
Даяние похоже на прыжок над пропастью, когда тебе очень, прямо позарез нужно попасть на ту сторону. Прыгать страшно. Тем страшнее, чем шире пропасть. Чем дольше ты стоишь у края, чем дольше сомневаешься, тем сложнее прыгнуть. Но когда ты всё-таки отталкиваешься и переходишь в состояние свободного полёта, несмотря на одолевающие тебе страх и сомнения, и в конце концов приземляешься на той стороне, тебе охватывает чувство, которое непохоже ни на что на свете: «Как глупо было сомневаться. Как глупо было бояться. Как же здесь хорошо! Почему я не сделал этого раньше?!» И больше никаких страхов, только этот трепещущий, живой, согревающий тебя изнутри восторг, это ощущение лёгкости и осознание того, что ты сделал единственно правильный выбор и отдал то, что должен был отдать.
Ты проявил щедрость, потому что это твой долг человека и мусульманина. Ты сделал то, что в твоих силах, чтобы кому-то помочь. Ты выразил благодарность Создателю за то, чем Он тебя наделил.
Ты прыгнул. Ты свободен. Ты счастлив.