Почему? Наверное, именно этот вопрос задают себе размышляющие мусульмане. Почему «всё это» происходит с нами и не видно света в конце туннеля? Или же вопрос можно поставить по-другому: почему мы так изменились за последние годы, что с нами произошло «это»? Почему позволили, чтобы инстинкт потребления полностью овладел нами? Почему стали управляемыми? Давайте будет откровенны: мы сами позволили, чтобы разные идеологии и тренды управляли нашими предпочтениями и образом жизни? Образовательные реформы, модернистские идеи, различные версии сначала «политического», а потом «умеренного» ислама, борьба за права человека и, наконец, «цветные революции» — всё то, что нам представляли как рост самосознания мусульманских народов, было не более чем интеллектуальной прививкой от того, что действительно имеет значение. И мы начинали жить внутри всего этого, искренне полагая, что движемся вперед.
То есть мы стали потреблять не только технические и технологические достижения (нередко бездумно вгоняя их в рацион нашей жизни), но и чуждые нашему культурному коду идеи, которые изнутри взрывали наше мировосприятие и общественный уклад. Подтолкнув нас на путь блуждания позади «прогрессивного мира», это самое потребление лишило нас целостного взгляда на мир, который мусульманская умма веками формировала благодаря Корану. Мы стали глухи и слепы к аятам, которые организуют нашу жизнь и вдохновляют нас на творческий поиск.
Разве в последние несколько столетий мы в чём-то были первыми? Когда-то давно, в конце 14-го века, выдающийся Ибн Хальдун, предтеча блестящих социологов Нового времени, в своей «Мукаддиме» исследовал причины упадка государств и целых систем. Ну вот, сразу воскликнет кто-то, опять вспоминаем то, что было много веков тому назад. Правильно, вспоминаем, потому что Аллах призывает помнить и разуметь. И если мы уразумеем, по какой причине Ибн Хальдун затронул рассмотренные им темы, то поймем, что сегодня мы тоже должны идти в непроторенном направлении. Чтобы не стагнировать, не чувствовать упадничества, не отчаиваться.
Быть может, и нет никакой случайности в том, что «расцвет дистанционного карантина», если можно так выразиться, пришёлся на Рамадан? Быть может, в этом есть знак от Всевышнего, призыв задуматься о себе и своих близких, о перспективах уммы в целом. В кои-то веки мы могли вырваться из той безумной круговерти, в которую нас загнала современная жизнь? И вот теперь у нас есть по-настоящему уникальный шанс освободиться для поклонения Господу, погрузиться в чтение Корана и разобраться со своими мыслями и мечтаниями.
Быть может, этот месяц странствования внутри себя и в мире наших идей поможет нам лучше узнать самих себя и перестать слепо восторгаться «другими». Быть может, понимание причин того, что происходит с нами и вокруг нас, подтолкнёт нас на более дерзновенные попытки найти своё особое место в нашем стремительно меняющемся мире.
Только, размышляя о настоящем и будущем, давайте не упускать из внимания важнейшую тонкость. Пост — для Аллаха. Помните, как об этом говорится в известном хадисе кудси? Мы отказываемся от еды, от суетных разговоров и передач — для того, чтобы в нашей жизни стало больше Бога. Только через Него мы увидим выход к спасению, счастью и гармонии. «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход [из затруднительного положения] и посылает удел оттуда, откуда тот даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура 65 «Развод», аяты 2-3)
.