Неспокойно. То ли в мире, то ли в нас самих. То пробуждаемся, то чувствуем безразличие ко всему. А может, просто устаем видеть и слышать то, что не можем принять и не в силах изменить? Эти избитые клише об агрессивности ислама. Эти беспрерывные попытки ангажированных таблоидов создать актуальный образ мусульманства — злобного, агрессивного, не признающего альтернативного мнения и даже не позволяющего самостоятельно рассуждать.
Наверное, любого, кто хотя бы издалека знаком с исламом, от лавины таких новостей переполняют эмоции. Переполняют они и мусульман. Но от чего — вот в чём вопрос. От неспособности адекватно ответить? Или от внутреннего неприятия того, что происходит в исламском мире? А может, просто от исчезнувшего желания в очередной раз попытаться объяснить остальным истинные причины этого?
Ситуация патовая. Но не в нашу пользу. И совсем не в пользу тех, кто становится очередной жертвой творящегося беспредела. В Египте суд приговаривает к смертной казни первого в современной истории страны законно избранного президента и более ста его сторонников. В Ливии аналогичный приговор выносят сыну убитого полковника Каддафи — и снова под циничное молчание мирового сообщества. Прочие новости больше напоминают хроники раннего средневековья, как, например: по меньшей мере двадцать человек были расстреляны в афганской провинции Баглан во время свадебного торжества.
Наиболее красочными в этом смысле получаются новости, создаваемые членами так называемого "Исламского государства". Здесь и публичные казни с участием подростков, и взрывы во время богослужений в мечетях, и теракты в местах скопления туристов. А тем временем влиятельные политики обещают, что на борьбу с этой сомнительной группировкой может уйти несколько лет. Не меньше!
Неудивительно, что у большинства нет уверенности (если не сказать наоборот) в том, что подобное не повторится снова и даже в больших масштабах. И хотя многие осведомлены о геополитической подоплеке происходящего на Ближнем Востоке, авторство (в конфессиональном ракурсе) осуществляющих взрывы и казни от этого не меняется.
Оттого и остаётся в тени смысл послания ислама, призванного сделать людей счастливыми. Бесконечные разговоры о жестокости и насилии приверженцев ислама заглушают голоса тех, кто ратует за нравственность и духовность, учит поклоняться только Аллаху и призывает к прощению и терпимости. А ведь именно в исламе многие ищут и находят то, чего так не хватает человеку в нашем жестоком мире.
Пожалуй, здесь можно сослаться на Майлса Дэвиса, признавшего, что "ему многое не нравится в официальных религиях", и если бы у него были религиозные предпочтения, то он стал бы мусульманином. Любопытно, что выдающийся музыкант испытывал симпатию к исламу, даже не зная основ этой религии. Ему вполне хватило наблюдений за образом жизни мусульман, которых в его окружении было немало.
Простота вероучения, открытость и прямота делают ислам притягательным для многих, и каждого воодушевляет что-то конкретное. Но есть и немало тех, кто относится к мусульманам с предубеждением или даже с ненавистью. Оттого так сложно переживать нашу неспособность донести до них самую главную правду, в знании которой они нуждаются.
Как же правильно реагировать на происходящее? Готовых рецептов для всех и для каждого нет. Можно укрыться в собственном мире с благородным намерением соблюдать всё предписанное Всевышним. Но насколько приемлемым этот вариант? Ведь после нас жизнь не заканчивается. Поэтому нужно активно работать в самых разных областях, каждому на своём месте, чтобы люди видели перед глазами другой ислам — образцовый, правдивый, понятный, пусть не всегда интеллектуальный, но зато всегда добрый и терпимый. И если есть понимание значимости момента и желание трудиться во благо уммы, то даже маленький шаг приобретает значение и может принести огромную пользу.