При жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было немало сподвижников, которые знали Коран наизусть, и они пользовались уважением среди верующих. Некоторые из них записывали откровения, когда Посланник Аллаха диктовал их сразу после ниспослания, и традиция сохранила имена около сорока «секретарей Пророка», как их принято называть.

Многие сподвижники хранили у себя фрагменты Корана, а некоторые составляли свои списки, которые называли мусхаф. После смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, все они приняли участие в сложении мусхафа Абу Бакра, который знатоки Корана единогласно утвердили. Все остальные записи были уничтожены, чтобы в будущем никто из лицемеров не мог сказать, что у него есть фрагменты Корана, не вошедшие в мусхаф. Это было очень мудрое и правильное решение первых мусульман, да будет доволен ими Аллах.

Несмотря на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отводил много времени обучению Корану, не все могли безупречно рецитировать его. Учитывая различия в способностях людей, это было вполне естественно, тем более что чтение Корана незначительно, но отличается от обычной арабской речи. Слушая чтение сподвижников, Посланник Аллаха обращал внимание присутствующих на тех, кто выговаривает аяты правильно и без ошибок. В таком смысле понимаются его слова: «Кто хочет читать Коран так свежо: как он был ниспослан, пусть читает его, как Ибн Умм Абд», то есть Абдаллах ибн Масуд [Ахмад 4340, и аль-Албани в «Сильсиля сахиха» (2301) назвал хадис хорошим].

В «Сахихах» аль-Бухари (4713) и Муслима (4631) также сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Берите Коран от четырёх: Абдаллаха ибн Масуда, Салима [маули Абу Хузайфы], Муаза ибн Джабаля и Убайя ибн Каба». Первые двое из них — мухаджиры, а двое других — ансары, и они были отмечены потому, что выговаривали звуки и выдерживали паузы именно так, как обучились этому у Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Любопытно, что не все они арабы, и среди них был перс родом из Истахра — Салим ибн Макиль, мауля Абу Хузайфы. Именно его гибель в Йамаме так обеспокоила Умара ибн аль-Хаттаба, что он начал убеждать халифа Абу Бакра в необходимости утвердить единый список Корана.

mushaf800x533

По мере того как ислам распространялся в разные области Аравии и за её пределы, в каждом племени и в каждом городе поселялись мусульмане, которые обучали остальных Корану и религии Аллаха. Многие чтецы стремились попасть в Медину, чтобы послушать Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, которые считались одними из лучших знатоков Книги Аллаха. Мы не называем здесь Правдивейшего Абу Бакра, который, без сомнения, тоже был знатоком Корана и руководил молитвой мусульман во время болезни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но прожил после его смерти чуть больше двух лет.

Халиф Умар требовал от учителей обучать прежде всего Корану, чтобы каждый мусульманин осознавал место Книги Аллаха, заучивал её наизусть и соблюдал её заповеди. Постепенно вокруг нескольких сподвижников, полностью посвятивших себя преподаванию, сформировались кружки, ставшие первыми центрами исламской науки. Известно, что Убайй ибн Каб и Зайд ибн Сабит преподавали в Медине, Абдаллах ибн Масуд — в Куфе, Абу Муса аль-Ашари — в Басре, Абу ад-Дарда — в Сирии, Абдаллах ибн Аббас и Абдаллах ибн ас-Саиб (ученик Убайя ибн Каба) — в Мекке.

Десять достоверных кираатов Корана восходят к 13 сподвижникам, обучившимся непосредственно у Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Убайй ибн Каб, Муаз ибн Джабаль, Абдаллах ибн Масуд, Зайд ибн Сабит, Абу Муса аль-Ашари, Абу ад-Дарда, Василя ибн аль-Аска, Фадаля ибн Убайд, Абдаллах ибн Умар и Анас ибн Малик. Их имена упомянуты в иснадах кираатов, которые передаются изустным путём и тщательно оберегаются знатоками Корана. В них также упомянуты Абу Хурайра, Абдаллах ибн Аббас и Абдаллах ибн ас-Саиб, которые обучились Корану у Убайя ибн Каба.

Преподаванием Корана также занимались Абу Зайд аль-Ансари в Басре, Укба ибн Амир в Египте, Абу Айюб аль-Ансари и Убада ибн ас-Самит в Шаме, но кирааты тех, кто обучался у них, не получили распространения. Да будет доволен всеми ими Аллах!