9 джумада аль-ахира 130 года от Хиджры (14 (18) февраля 748) хорасанский вождь антиомейядского восстания Абу Муслим занял город Мерв в Мавераннахре. Наместник Хорасана Наср ибн Сайяр, не получив помощи от халифа, пытался объединить местных арабов для защиты города, но не сумел удержать его и бежал в Нишапур. Эта потеря оказалась роковой для династии Омейядов. В 749 году восставшие под предводительством Абу Муслима двинулись на центральные области Халифата. За короткое время они нанесли правительственным войскам несколько поражений и сумели захватить Дамаск. Омейядский халиф Марван ибн Мухаммад был свергнут, а на трон взошел Абу аль-Аббас ас-Саффах из рода аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба.
После смерти халифа Хишама ибн Абд аль-Малика в 125/743 в Халифате наступил политический кризис. За короткий период власть трижды переходила от одного халифа к другому, а в 127/744 Марван ибн Мухаммад, который был наместником в Азербайджане и Армении со времен Хишама, не признал халифом Ибрахима ибн аль-Валида и разгромил его сторонников. Придя к власти, Марван пытался навести порядок в государстве и даже помиловал своих политических оппонентов, но погасить огонь смуты ему не удалось. Опасаясь йеменских арабов, которые поддерживали двух предыдущих халифов, он перенес свою резиденцию из Дамаска в Харран, где были сильны позиции кайситов (племенное объединение на севере Аравии). Но эти его действия привели к возмущению выходцев из Йемена, на которых держалась власть Омейядов. Острый конфликт между северными и южными арабами вспыхнул в Ираке, Андалусии и других областях Халифата. В крупных сирийских городах начались мятежи родственников Марвана, недовольных его действиями. В Хиджазе, Ираке и Северной Африке активизировались многочисленные группы хариджитов, ряды которых пополнялись недовольными тяжелым экономическим положением. Сложилась благоприятная ситуация для действовавшего подпольно шиитского движения, во главе которого оказались не потомки Али ибн Абу Талиба, среди коих не было единства, а лучше организованные потомки аль-Аббаса, дяди Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Центром шиитской пропаганды были Ирак и Хорасан, где потомки Али ибн Абу Талиба пользовались большой популярностью. Во многом это было связано с тем, что во время завоевания Ирана аль-Хусейн ибн Али женился на дочери последнего сасанидского шаханшаха Йездигерда III — Шахрбану, и именно их потомков персы хотели видеть во главе Халифата. Долгое время руководители аббасидского призыва скрывали свои притязания на власть. Имя "богоугодного" имама не разглашалось в целях его безопасности, и это позволяло аббасидским эмиссарам вести пропаганду среди сторонников Алидов. Когда в зуль-кааде 125/743 скончался старейшина Аббасидов Мухаммад ибн Али ибн Абдуллах, во главе движения встал его сын Ибрахим.
Деятельность аббасидских эмиссаров имела наибольший успех в Хорасане, где в тот период наместником был Наср ибн Сайяр. Благодаря грамотному управлению и мягкой налоговой политике он значительно улучшил ситуацию в провинции, которая стала процветать. Но после убийства халифа аль-Валида ибн Йазида в 126 году, новый халиф Йазид ибн аль-Валид захотел сместить Насра, и тот отказался повиноваться ему. Йазид правил всего шесть месяцев, но за это время в Хорасане разгорелся конфликт между Насром и старейшиной аздитов Джудеем ибн Али аль-Кирмани. Сложившейся ситуацией воспользовался аль-Харис ибн Сурейдж, который неоднократно поднимал восстания против Омейядов. После нескольких столкновений между тремя группировками в раджабе 128/746 аль-Харис был убит. Смута в провинции была на руку Аббасидам, и в том же году Ибрахим ибн Мухаммад отправил туда своего доверенного Абу Муслима Абд ар-Рахмана ибн Муслима с инструкциями к действию. Однако аббасидские эмиссары в Хорасане не стали подчиняться Абу Муслиму. На следующий год, когда он возвращался в Хумайму, где проживал Ибрахим ибн Мухаммад, в местечке Кумис он получил послание с приказом вернуться в Хорасан и призвать всех своих сторонников к открытому восстанию. В рамадане 129/ мае 747 он прибыл в Мерв к Сулейману ибн Касиру, который до того руководил призывом в Хорасане, и передал ему тайное послание. Оповестив своих сторонников, 25 рамадана повстанцы стали открыто собирать войска для овладения Мервом.
Успеху Абу Муслима способствовали межплеменные распри среди арабов Хорасана. Узнав о приготовлениях повстанцев, Наср ибн Сайяр обратился за помощью к наместнику Ирака Йазиду ибн Умару ибн Хубейре, но тот был занят подавлением хариджитских мятежей. Тогда он отправил послание халифу Марвану ибн Мухаммаду, в котором известил его о серьезности положения и многочисленности повстанцев, но тот не изыскал возможности поддержать его войсками. Вместе с тем он приказал арестовать Ибрахима ибн Мухаммада, и вскоре того доставили к халифу и бросили в темницу. Потеряв надежду на помощь из Дамаска, Наср попытался объединить арабские племена для борьбы с Абу Муслимом, и ему это почти удалось: мудариты, рабииты и кахтаниты заключили союз и договорились отложить споры до изгнания восставших из Хорасана. Однако все его усилия были сведены на нет из-за неприязни к Джудею ибн Али аль-Кирмани. Пригласив того на переговоры, Наср вероломно напал на его небольшой отряд и убил его, после чего тело Джудея было распято. Хорасанский наместник совершил роковую и непоправимую ошибку.
Абу Муслим не решался открыто выступить со своими сторонниками против арабов. Будучи прозорливым политиком, он попытался прежде всего расстроить соглашение между арабскими племенами. Поначалу у него ничего не выходило, но благодаря красноречию Сулеймана ибн Касира он сумел привлечь на свою сторону Али ибн Джудея аль-Кирмани. Встретившись с ним, Сулейман передал ему послание Абу Муслима: "Неужели ты не воздержишься от примирения с Насром? Ведь только вчера он убил твоего отца и распял его. Я не думал, что ты способен находиться вместе с Насром ибн Сайяром в одной мечети и молиться в ней". Охваченный жаждой отмщения, Ибн аль-Кирмани перешел на сторону повстанцев и привлек к ним кахтанитов и рабиитов.
Заручившись поддержкой арабских племен, недовольных правлением Омейядов, Абу Муслим двинулся к резиденции Насра ибн Сайяра в Мерве. Однако искушенный в интригах аббасидский эмиссар до конца не доверял своим союзникам. Этот вывод можно сделать из следующего рассказа, который приводит ат-Табари: "Али ибн аль-Кирмани отправил к Абу Муслиму послание: "Ты входи в город со своей стороны, а я со своими соплеменниками войду с моей стороны, и мы овладеем стенами". Абу Муслим же направил ему ответное послание: "У меня нет уверенности, что твоя рука и рука Насра не соединятся для борьбы против меня. Поэтому ты войди (первым) и начни сражаться с ним и его сторонниками". Али ибн аль-Кирмани вступил в город и начал сражение".
Руководитель восстания был настолько не уверен в исходе первого сражения, что не решался войти в Мерв, пока его передовой отряд не закрепился в городе. Когда Наср ибн Сайяр бежал из Мерва, Абу Муслим поселился в правительственном дворце, а повстанцы начали присягать на верность имаму из рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Наср ибн Сайяр попытался объединить племена для борьбы против Абу Муслима, но потерпел ряд поражений, бежал из Хорасана и в ноябре 748 года умер в Рейе. Не лучше сложилась судьба и у братьев Али и Усмана аль-Кирмани. После захвата Хорасана Абу Муслим посчитал, что они более не являются ему союзниками, и приказал избавиться от них под разными предлогами. Он расправился и с другими старейшинами арабов, которые помогли ему в борьбе с наместником Омейядов. Повстанцы убивали всех, кто не соглашался перейти на их сторону, и не щадили побежденных. Наступали новые времена, в Халифате менялась власть.