В 518/1124 году проповедник из Суса Мухаммад ибн Тумарт принял приглашение жителей Тинмеля и основал там новый рибат. Тинмель располагался в труднодоступной долине в Высоком Атласе, в трёх переходах от Агмата, что сделало Ибн Тумарта ближе к другим берберским племенем и практически неуязвимым для альморавидов. В Тинмеле вождь альмохадов, провозгласивший себя обетованным Махди, установил жёсткие порядки, которые обеспечили сплочённость и дееспособность его общины.
Мы уже писали о том, что в начале 515/1121 года эмир Али ибн Юсуф запретил Мухаммаду ибн Тумарту проповедовать в Марракеше. Проповедник некоторое время оставался на кладбище за чертой города, но после очередного предупреждения со стороны людей эмира отправился в Агмат. Там он продолжил свою проповедь, критикуя власти и призывая людей к покаянию, и выбрал для этого небольшую мечеть за городом. Однако его деятельность быстро привлекла внимание наместника альморавидов, и сторонники Ибн Тумарта посоветовали ему уехать в горы, где ему будет легче скрываться от преследований.
Ибн Тумарт решил вернуться в родной Сус, и его путь лежал через Высокий Атлас, где традиционно проживали берберы масмуда. Абу Бакр ас-Санхаджи, один из сподвижников Ибн Тумарта, подробно описывает его деяния в Тифнуте, Тинмеле, Тамадгусте и других поселениях, где Ибн Тумарт делал остановки. Он читал вдохновенные проповеди, призывая объединиться против альморавидов и бороться против несправедливости. Добравшись до земель племени харга в Антиатласе, Ибн Тумарт вместе со своими учениками поднялся в горную деревню Игилиз, что между Тарудантом и Талиуином. Попасть туда можно было только по узкой тропе, на которой даже всадник должен был спешиться, и Ибн Тумарт приступил к реализации следующей части своего плана.
В середине рамадана 515/конце ноября 1121 года он прочитал проповедь, в которой упомянул о пришествии Махди, который наполнит землю справедливостью после того, как она была наполнена притеснениями и нечестием. А потом он сказал: «Мы видим, что правители вершат несправедливости, и земля наполнилась нечестием, и приблизился конец времён, и имя у меня такое же, и происхождение мое такое же, и поступки мои такие же!» Когда он завершил свою вдохновенную речь, Абд аль-Мумин ибн Али аль-Куми и другие ученики собрались вокруг него и сказали: «Все эти качества есть только у тебя. Ты и есть Махди». Они присягнули ему, и их было десять человек, которые стали его ближайшими сподвижниками.
Согласно Ибн Абу Зару, это произошло в середине рамадана 515 года. Ибн Изари относит первую присягу к событиям 518 года, что совпадает с рассказом Абу Бакра ас-Санхаджи о присяге под деревом, которая случилась после того, как Ибн Тумарт и его сторонники перебрались в Тинмель. Так или иначе, но в Игилизе Ибн Тумарт начал проповедовать единобожие в том виде, в котором он воспринял его от мутакаллимов. Обвинив факихов Магриба в антропоморфизме, он стал называть их муджассима, а своих последователей — муваххидами (альмохадами). Его проповеди взбудоражили страну берберов, и люди приезжали в Игилиз, чтобы послушать Ибн Тумарта и получить благословение.
Вскоре произошло первое столкновение между последователями Ибн Тумарта и отрядом альморавидов, который отправил в Игилиз вали Суса. Повстанцы одержали свою первую победу и захватили первую добычу. А потом была победа над войском, которое пришло со стороны Агмата во главе с Абу Исхаком Ибрахимом ибн Таяштом, братом эмира Али ибн Юсуфа. После поражения от арагонцев при Кутанде Ибрахим был возвращён из Аль-Андалуса в Магриб, а когда началось восстание Ибн Тумарта, ему было поручено усмирить мятежников. Но сторонники Ибн Тумарта внезапно напали на лагерь альморавидов, и те бросились бежать, побросав свои вещи и животных. Это случилось в шабане 516/октябре 1122 года, после чего ещё больше племён поддержало его призыв и отказалось посылать налоги в Марракеш.
Не имея возможности выманить повстанцев из гор, альморавиды начали укреплять выходы из Атласских гор. Для них было важно сохранить контроль над транссахарским торговым путём, который соединял Сиджильмасу (к востоку от Антиатласа) с Аудагостом и Томбукту. Одновременно они пытались переманить на свою сторону племена масмуда, которые проживали в Высоком Атласе. Но время для таких политических шагов было упущено, и альмохады агрессивно действовали против племён, которые поддерживали лемтунов и отказывались признать власть Махди. В одном из сражений против племени хаскура сторонники Ибн Тумарта потерпели поражение, но гораздо чаще им сопутствовал успех.
В течение трёх лет Ибн Тумарт осуществлял свой призыв из Игилиза, пока в 518/1124 году ему не предложило поддержку племя хазмира, проживавшее в Тинмеле. Они отправили к нему послов, которые обещали ему поддержку своего народа и отметили, что из Тинмеля легче поддерживать связи с другими племенами берберов. Ибн Тумарт принял их приглашение и вместе со своими последователями отправился в Тинмель, где ему оказали хороший приём. Но вскоре он заметил, что многие местные жители относятся к его людям с недоверием. Они везде носили с собой оружие и не расставались с ним, даже когда приходили в мечеть. Тогда Ибн Тумарт решил не рисковать и покончить с ними, прежде чем они решат избавиться от него. Он убедил их не приходить на проповеди с оружием, и однажды, когда они потеряли бдительность, альмохады напали на них и перебили почти всех мужчин. Согласно альмохадской хронике, в тот день они убили в Тинмеле 15 тысяч человек и разделили между собой их женщин и их имущество. Также был казнён некий факих из Ифрикии, который ранее примкнул к альмохадам. Он упрекнул Ибн Тумарта за вероломное убийство жителей Тинмеля и был распят за то, что усомнился в непогрешимости Махди.
Тинмель располагался в долине между горами, попасть куда можно было только по двум узким дорогам, тянувшимся на запад и на восток, в Агмат. Обе дороги были опасными и местами пролегали по деревянным мостам, без которых они становились совершенно непроходимыми. Поселение в долине альмохады обнесли высокой стеной, а на вершине горы построили цитадель. Теперь город был практически недоступен для вражеских армий, и Ибн Тумарт превратил его в урочище для всех желающих приобщиться к его учению. Для своих последователей он составил трактат «Муршида» на берберском языке, в котором были изложены основы вероучения и собраны некоторые суры из Корана. Изучение этой книги было обязательным, и тому, кто не знал её наизусть, не позволялось руководить молитвой и зарезать животных. Как пишет Ибн Абу Зар, «среди берберов масмуда эта книга о единобожии стала сродни Корану, потому что они были неграмотным народом и не разбирались ни в религии, ни в мирских делах».
Для организации жизни в рибате Ибн Тумарт разделил своих последователей на группы. Ближайшими его сподвижниками были десять человек, которые первыми присягнули ему. За ними шли пятьдесят тех, которые участвовали во второй присяге, а за ними — семьдесят тех, кто участвовал в третьей присяге. Четвёртую группу составляли студенты, изучавшие религиозные науки, пятую — младшие студенты, изучавшие Коран, шестую — близкие родственники и слуги Ибн Тумарта, седьмую — его соплеменники из харги, восьмую — его последователи из Тинмеля, девятую — из племени гадмива, десятую — из племени ганфиса, одиннадцатую — из племени хинтата. Люди из других племён объединялись в группы воинов, крестьян и малолетних, и у каждой группы был свой устав и свои обязанности. Нарушителей устава строго наказывали, а систематические нарушения карались смертной казнью.
Тем временем число сторонников Ибн Тумарта росло. Жители гор присягали на верность новому Махди, который был одним их них и увлекал их за собой проникновенными речами. Довольствуясь очень малым и уделяя много времени молитвам, Ибн Тумарт был для своих последователей воплощением знания, мужества и аскетизма. Однажды, когда отряд альмохадов захватил добычу, он приказал сжечь её, а потом сказал: «Если кто-то из вас последовал за мной ради этого мира, то у меня нет для него ничего, кроме этого, а тот, кто последовал за мной ради будущей жизни, получит свою награду у Аллаха». Но такие показательные уроки были редкостью, и гораздо чаще Махди из харги обещал своим последователям дворцы и сады, которыми владели лемтуны.
В такие обещания Ибн Тумарта верилось не всем. Его призыв расколол берберские деревни, и отсутствие единства среди его последователей беспокоило Ибн Тумарта. Он понимал, что неизбежная война с альморавидами потребует от его последователей больших жертв, и хотел очистить их ряды от маловеров и сомневающихся. Пришло время реализовать план, который Ибн Тумарт придумал вместе с Абдаллахом аль-Ваншариши, когда тот начал притворяться юродивым. После рассветной молитвы Абдаллах подошёл к Ибн Тумарту и неожиданно для всех заговорил чётко, без заикания. Он рассказал, что ночью во сне к нему спустились два ангела, которые раскрыли ему грудь, омыли его сердце и наполнили его знанием, мудростью и Кораном. Он начал читать Коран красивым голосом, и люди, которые не знали правды, начали дивиться этому. Тогда Ибн Тумарт встал и обратился к людям: «Знаете ли вы этого благовествующего шейха?» Люди сказали: «Кто это?» Он сказал: «Это наш брат из Ваншариша. Вы знаете, что он был неграмотным, не умел ни писать, ни читать. Вы знаете, что он не мог прочесть без запинки даже один аят. Но Аллах сделал его благовестником для вас и открыл ему ваши тайны, и он стал знамением Аллаха, подтверждающим правдивость нашего дела».
Люди только и говорили о том, что случилось с Абдаллахом, которого стали называть аль-Баширом. Он читал наизусть Коран, демонстрировал умение ездить верхом, чего никогда не делал прежде. А через несколько дней Ибн Тумарт заявил, что аль-Башир способен отличить правдивых людей от лжецов. Ссылаясь на хадис о том, что среди мусульман есть люди, которые говорят по внушению свыше, он настаивал на том, чтобы аль-Башир сообщил им, кто из них счастливый, а кто — несчастный. Тогда Абдаллах стал указывать на тех, кто не отличался лояльностью к Махди, называя их погибшими и несчастными. Другие же, которых он называл счастливыми, приходили в исступление и благодарили Всевышнего. По приказу Ибн Тумарта «несчастных» убивали их же соплеменники, и уже в первые дни многие десятки людей были преданы мечу. Это «очищение» началось в 519/1125 году, и впоследствие такая практика применялась и к другим племенам, которые присоединялись к альмохадам.