В конце 63/августе 683 года мусульманская армия в Ифрикии потерпела поражение под Таудой от войска берберов, которым руководил вождь племени ауреба Аксиль. В арабских источниках он упоминается как Кусайля ибн Лямзам, а некоторые западные историки преподносят его как царя берберов. Лишь немногие мусульмане уцелели в том сражении, среди погибших был и командующий армией ‘Укба ибн Нафи‘. В результате мусульмане были вынуждены оставить Кайруан и покинуть пределы Ифрикии. Впрочем, берберам не удалось развить свой успех.

В 55/674 г. Му‘авия ибн Абу Суфьян снял с должности вали Египта Му‘авию ибн Худайджа и назначил вместо него своего соратника Масляму ибн Мухалляда аль-Ансари. Лишился должности и вали Ифрикии ‘Укба ибн Нафи‘ аль-Фихри, который правил там пять лет и основал город Кайруан, ставший опорным пунктом Халифата в Северной Африке. На тот момент Ифрикия была самостоятельной провинцией, но халиф Му‘авия объединил её с Египтом под управлением одного наместника, впервые в истории ислама.

Отставка ‘Укбы ибн Нафи‘ стала неожиданностью для мусульман в Ифрикии. ‘Укба участвовал в завоевании Египта под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса, и тот доверил ему гарнизон в Барке (на севере Ливии). Несмотря на юный возраст, ‘Укба сразу проявил себя с наилучшей стороны и за долгие годы службы заслужил доверие и любовь мусульман. Когда при халифе ‘Усмане началось завоевание Ифрикии, ‘Укба снова отличился в боях, а после отставки Му‘авии ибн Худайджа он стал вали Ифрикии.

Несмотря на заслуги ‘Укбы, новый вали Египта и Ифрикии назначил командующим армией в Ифрикии своего вольноотпущенника Абу аль-Мухаджира Динара. Причиной отставки, вероятно, было желание Маслямы ибн Мухалляда изменить жёсткую политику в отношении местного населения, которой придерживался ‘Укба. Есть мнение, что Масляма действовал по распоряжению халифа Му‘авии, который опасался независимых действий ‘Укбы. Так или иначе, но прибытие Абу аль-Мухаджира в Ифрикию привело к его конфликту с ‘Укбой, который в итоге был арестован и отпущен лишь после вмешательства Маслямы.

Абу аль-Мухаджир приказал мусульманам оставить Кайруан и разбил лагерь в двух милях к северу. Новое поселение он назвал Тикраван. Согласно некоторым источникам, он даже приказал сжечь Кайруан, хотя это представляется сильным преувеличением. ‘Укба же отправился в Дамаск и пожаловался халифу Му‘авие на то, как с ним обошёлся «бывший раб». Му‘авия с пониманием отнёсся к его жалобе и даже пообещал восстановить его в должности, но случилось это уже после его смерти. Второе назначение ‘Укбы в Ифрикию состоялось в 62/681 г., когда у власти был Язид ибн Му‘авия.

Между тем Абу аль-Мухаджир, командовавший войсками в Ифрикии, зарекомендовал себя как умелый военачальник и мудрый политик. Для того чтобы лишить византийцев поддержки берберов, среди которых было много христиан, он двинулся вглубь Атласских гор и дошёл до Тлемсена. Берберы с особым почтением относились к своим старейшинам, и поэтому Абу аль-Мухаджир пытался склонить тех на свою сторону. Среди принявших ислам был и вождь племени ауреба по имени Аксиль.

Большим успехом Абу аль-Мухаджира стало завоевание Мили (город в Алжире между Беджаей и Константиной) и победа над ромеями вблизи от Карфагена в 59/679 г. Благодаря этому мусульмане сумели закрепиться на юге полуострова Бон, в местечке Джазира Шурайк, откуда можно было угрожать непосредственно Карфагену, столице Африканского экзархата. Несмотря на это, многие арабские историки вскользь упоминали о деятельности Абу аль-Мухаджира на посту командующего армией в Ифрикии, особо выделяя его разногласия с ‘Укбой ибн Нафи‘.

Когда ‘Укба вернулся в Ифрикию во главе 10-тысячной армии в качестве нового наместника, он первым делом надел железные оковы на своего обидчика Абу аль-Мухаджира и возил его с собой в оковах. Как пишет Ибн ‘Изари, ‘Укба разрушил Тикраван и приказал людям вернуться в Кайруан, который к тому времени был заброшен. Рассказывают, что вместе с группой сподвижников, командиров и уважаемых людей он объехал вокруг города, помолившись за то, чтобы в нём всегда жили праведные люди, поддерживающие религию Аллаха.

arab-expansion-west1200x875

В отличие от Абу аль-Мухаджира, ‘Укба не желал искать благосклонности берберов и предпочёл снова предать их поселения огню и мечу. Оставив в Кайруане небольшой гарнизон под командованием Зухайра ибн Кайса аль-Баляви, он двинулся из песчаного моря Сахары в сторону Атласских гор. Не имея возможности сдержать натиск арабов, ромеи укрывались в крепостях, а берберы спасались в горах. ‘Укба же не тратил время на осаду крепостей и двигался на запад мимо городов Багай, Беджая, Тиарет, дойдя до Танжера. Историки особо упоминают сражение под Тиаретом, где армия ‘Укбы столкнулась с объединёнными силами византийцев и берберов и понесла большие потери, но всё-таки одержала победу.

Заключив мир с византийским наместником Танжера по имени Юлиан, ‘Укба направился дальше вдоль побережья. Легенды о его походе в южные области Марокко, известные как Дальний Сус, и сражении с язычниками, которые пили кровь животных, и пленённых там красавицах впоследствии облетели весь мусульманский мир. Впрочем, есть и более сдержанные описания походов ‘Укбы, из которых следует, что после Танжера он уже не встречал противников и двинулся обратно в Ифрикию.

На обратном пути, добравшись до городка Тобна (совр. Барика), ‘Укба позволил части армии вернуться в Кайруан, а сам во главе пятитысячного войска направился на юг, в сторону Тауды (римский Thabudeus), небольшого лимеса на границе империи. История умалчивает о том, почему ‘Укба разделил свою армию, возможно, он просто решил дать солдатам отдохнуть после длительного похода, полагая, что берберы больше не представляют серьёзной угрозы. Но когда арабы приблизились к Тауде, ромеи заперли перед ними ворота крепости и отправили гонца к вождю племени ауреба Аксилю, который к тому времени отрёкся от ислама и вернулся в христианство.

thouda800x484

Как пишут историки, причиной отступничества Аксиля было неуважительное отношение к нему со стороны ‘Укбы. Тот требовал от него работать вместе с остальными и даже снимать шкуру с овец. Восприняв это как оскорбление, Аксиль затаил злобу, а потом выступил против арабов, призвав под свои знамёна другие берберские племена. Ибн ‘Изари пишет, что Аксиль привёл к Тауде 50-тысячную армию. Возможно, эта цифра сильно завышена, но можно думать, что мусульманская армия по численности уступала противнику.

Сражение состоялось в местечке, которое известно как Сиди Окба (в 20 км от Бискры). Много достойных людей полегло в тот день: берберы умирали за свою свободу, мусульмане — за свою религию. Когда ‘Укба понял, что сражение проиграно, он предложил Абу аль-Мухаджиру бежать в Кайруан и принять на себя командование, но тот отказался и погиб вместе с ‘Укбой и остальными. Лишь немногие были взяты в плен берберами, и правитель Гафсы заплатил за них выкуп и отправил их в Кайруан.

Тем временем армия берберов приближалась к Кайруану, и Зухайр ибн Кайс собрал совет и предложил дать им сражение. Но силы были неравны, и большинство мусульман поддержало предложение вернуться в Египет. Зухайр с небольшим отрядом отступил в Барку, где оставался до тех пор, пока в Дамаске к власти не пришел ‘Абд аль-Малик ибн Марван. Кайруан же был занят берберами, и случилось это в мухарраме 64 г. х. (сентябрь 683 г.).

Читайте по теме: Завершение арабского завоевания Ифрикии