8 джумада аль-ахира 691 года от Хиджры (27 мая (3 июня) 1292) объединенные силы султана Египта аль-Ашрафа Халила и аюбидского правителя Хамы Таки ад-Дина Махмуда II осадили крепость Ромкла на правом берегу Евфрата, где с 1148 года находился престол армянского католикоса. Название этой крепости на разных языках звучит по-разному, но переводится "римский замок". После 33-дневной осады мусульманская армия овладела крепостью, перебила армяно-монгольский гарнизон и взяла в плен 1200 человек, в том числе патриарха-католикоса Степаноса IV. После этого резиденция католикоса была перенесена в столицу Киликийского королевства Cиc, а крепость стала называться "замком мусульман".

После первого крестового похода (1096 — 1099) на территории Сирии образовалось первое христианское государство, основанное крестоносцами — Эдесское графство. В 1118 г. его правителем стал Жослен I де Куртене, который был женат на Беатрисе Киликийской, сестре киликийского князя Тороса I. В 1147 г. овдовевшая Беатриса пригласила католикоса Григора III Пахлавуни поселиться в Ромкле и построила там церкви св. Григория Просветителя и св. Марии. Католикос согласился перенести свою резиденцию из крепости Цовк, и в течение следующих полутора столетий Ромкла оставалась духовным центром всех армян. Под влиянием мусульманских культурных традиций здесь развивались школы создания миниатюр и манускриптов. В монастыре Ромклы переписывались рукописи и сочинялись новые христианские тексты.

Расположение Киликийского княжества обязывало местных правителей поддерживать добрые отношения как с Византией, так и с соседними мусульманскими государствами. Стараясь избежать конфликта с обеими сторонами, киликийские князья не упускали возможности укрепить свои позиции в регионе. Наибольшего успеха на этом поприще добился Левон II, правление которого совпало по времени с третьим крестовым походом. Поначалу киликийцам пришлось нелегко, потому что армия германского императора Фридриха Барбароссы намеревалась пройти через Киликию, что в случае неуспеха крестового похода непременно привело бы к обострению взаимоотношений с мусульманами. В ряде источников упоминается, что католикос Григор IV Тха отправил Фридриху послание c сообщением о приеме, готовящимся в его честь. Знатные армяне присоединились к армии императора, а сам Левон уже выехал навстречу Фридриху, когда до него дошло известие о гибели императора в бурных водах Салефа. Осознав значимость момента, армяне решили заслужить благосклонность мусульман и тут появилось письмо католикоса, из которого было видно, как армяне старались не допустить прохождения германских войск по киликийской земле. По завершении крестового похода Левон сумел расширить свои владения, пожертвовав добрососедскими отношения с антиохийцами, и даже провозгласил себя первым королем Киликийской Армении.

Сельджуки вполне терпимо относились к соседству с армянами, которые то склонялись к союзу с Византией, то налаживали отношения с латинскими государствами. Ситуация изменилась в середине XIII века после того, как киликийский король Хетум I отправился в Каракорум и встретился с монгольским ханом Менгу. Получив освобождение от податей и гарантии военной поддержки, он вернулся в Киликию, а на обратном пути встретился с Хулагу, который был женат на христианке и с симпатией относился к христианам. Киликийцы сделали ставку на сильного союзника, который вскоре обрушил всю свою мощь на мусульманские земли и разрушил столицу Аббасидского халифата — Багдад. В 1260 г. монгольские войска под предводительством Хулагу, в союзе с Хетумом I и его зятем, князем Антиохии Боэмундом VI, захватили Алеппо и Дамаск. Однако, отказавшись от политики балансирования, прозорливые киликийцы поступили недальновидно и в скором времени поплатились за это.

После сокрушительного поражения монголов от мамлюков в битве при Айн-Джалуте (на стороне монголов воевали армянские и грузинские отряды) для Киликийского королевства наступили тяжелые времена. Поначалу им удавалось отражать нападения сельджуков и караманидов. Но в 1266 г. в пределы Киликии вторглись войска египетских мамлюков. Началось многолетнее противостояние между мусульманскими государствами Египта и Шама и Киликийским королевством, которому оказывали поддержку монголы и крестоносцы.

В такой ситуации армянский католикос больше не мог занимать нейтральную позицию и тоже попал в жернова конфликта. Первый поход на резиденцию патриарха-католикоса в Ромкле состоялся в 1280 г. 13-тысячная армия султана Калауна при поддержке сирийского корпуса Хусамуддина начала осаду 19 мая. Султан потребовал от католикоса сдать крепость и переехать вместе с монахами в Иерусалим либо Киликию. Патриарх отказался подчиниться, но мусульмане, не имевшие осадных орудий, решили не штурмовать крепость и довольствовались разорением окрестных земель.

Между тем в 1289 г. к власти в Киликии пришел Хетум II, который, будучи францисканцем, c первых дней занимал откровенно пропапскую позицию. Надеясь на помощь Запада, он добивался принятия армянами католицизма и вступления в союз с католической церковью. С помощью Хетума II папским легатам удалось сместить неугодного им патриарха-католикоса Константина II, заменив его на более уступчивого Степаноса IV. Над исламским миром нависла угроза очередного крестового похода, что побудило султана аль-Ашраф Халила нанести упреждающий удар.

Весной 1292 г. мусульманская армия подступила к Ромкле и осадила крепость. Мамлюкский султан не повторил ошибку своего отца и взял с собой осадную артиллерию (20 пушек). Спустя месяц резиденция католикоса, которую оборонял армяно-монгольский гарнизон, пала. Весть о победе египетско-сирийского войска разнеслась по всем городам Шама. На площадях зачитывалось торжественное послание султана, которое прославляло подвиг исламских воинов и заканчивалось такими словами: "После завоевания этой крепости для нас открыта дорога к овладению всем Востоком, Малой Азией и Ираком, дабы, если пожелает Аллах, мы стали хозяевами всей земли, от восхода до захода солнца".

Киликийское королевство было последним христианским государством в материковой части Восточного Средиземноморья. Лишившись поддержки Хулагуидов после прихода к власти Газан-хана, который незадолго до этого принял ислам, киликийцы могли рассчитывать только на помощь папы. Однако напряженные отношения между Хулагуидами и египетскими мамлюками позволяли им довольно долго сохранять шаткую независимость. Киликийское королевство перестало существовать лишь в 1375 году, когда мамлюки взяли его столицу — хорошо укрепленную крепость Сис. Ныне это город Козан на территории современной Турции.