В начале седьмого года от Хиджры (начало лета 628 года) Абиссинию покинула последняя группа мухаджиров во главе с Джафаром ибн Абу Талибом. Заключение Худайбийского мирного договора гарантировало мусульманам защиту и позволяло им открыто призывать к исламу в Хиджазе. Поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, пожелал вернуть из далёкой страны своих сподвижников, которых он не видел больше десяти лет.

После того как Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начал открыто проповедовать ислам в Мекке, некоторые знатные курайшиты стали притеснять мусульман. Тех из верующих, кто был побогаче и имел влиятельных родственников, они запугивали тем, что они лишатся своего положения в обществе, а бедняков и рабов они избивали и пытали. Не имея возможности помочь своим ученикам, в раджабе пятого года от начала пророчества Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил мусульманам переселиться в Абиссинию. Негус Аксума Сахама (в мусульманской традиции — Асхама ибн Абджар) был добропорядочным христианином, и мусульмане надеялись, что он позволит им свободно исповедовать религию Всевышнего.

Поначалу в Абиссинию отправились одиннадцать или двенадцать мужчин и четыре женщины. Среди них были Усман ибн Аффан и его жена Рукайя, дочь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Хузайфа ибн Утба и его жена Сахля, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Мусаб ибн Умайр и Абд-ар-Рахман ибн Ауф, а руководил группой Усман ибн Мазун. Курайшиты хотели помешать беглецам, но спохватились поздно, когда они уже были далеко в море.

Спустя несколько месяцев, в шаввале того же года, часть мухаджиров вернулась в Мекку, где гонения на мусульман были пуще прежнего. Узнав о том, что аксумский царь благосклонно отнёсся к мусульманам, притесняемые мусульмане стали небольшими группами уезжать в Абиссинию. Всего Мекку покинули 82 или 83 человека, не считая их детей, и принадлежали они к разным домам курайшитов. В этот раз амиром мусульман был Джафар ибн Абу Талиб, двоюродный брат Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Раздосадованные язычники отправили в Аксум посольство с щедрыми дарами. Послы курайшитов Амр ибн аль-Ас и Абдаллах ибн Рабиа предварительно имели беседы с влиятельными священниками, заучившись их поддержкой. Представ перед негусом, Амр обвинил мусульман в том, что они исповедуют новую религию и говорят страшные вещи про Христа.

Священники стали выражать возмущение и посоветовали царю выслать беглецов из страны, но Сахама пожелал выслушать самих мусульман, от имени которых заговорил Джафар ибн Абу Талиб. Он разъяснил царю суть мусульманской веры и прочёл ему аяты из суры «Марьям». Тронутый этой проникновенной речью, Сахама разрешил мусульманам жить в его стране, а послам велел забрать их подарки.

Мухаджиры основали в Абиссинии небольшое поселение и прожили в нём несколько лет, пока не услышали о переселении Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в Ясриб. Большая часть мусульман решила присоединиться к Посланнику Аллаха, и среди них были аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абдаллах ибн Джахш, Абд-ар-Рахман ибн Ауф. Несколько задержался Абдаллах ибн Масуд, но и он успел присоединиться к мусульманам до битвы при Бадре. Остальные мухаджиры остались в Аксумском царстве до седьмого года от Хиджры, когда ко двору негуса прибыл Амр ибн Умайя ад-Дамри с посланием от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Посланник Аллаха призвал аксумского царя принять ислам и отправить в Медину мухаджиров, которые оставались в его стране. Сахама принял ислам и удовлетворил просьбу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, приказав снарядить для мусульман два судна. Согласно Ибн Исхаку, их было всего 16 мужчин, четыре женщины и пятеро детей. Узнав о том, что Посланник Аллаха посватался к Умм Хабибе, дочери Абу Суфьяна, которая овдовела в Абиссинии, негус подарил ей двести или четыреста динаров и устроил в честь этого угощение.

Ибн Хишам пишет, что негус стал причиной обращения в ислам Амра ибн аль-Аса. Дело в том, что Ибн аль-Ас вместе с несколькими курайшитами находился в Аксуме, когда туда прибыл Амр ибн Умайя. Увидев своего врага, Ибн аль-Ас зашёл к негусу, преподнёс ему дорогие шкуры и попросил у него разрешение поквитаться с Амром ибн Умайей, обвинив того в убийстве знатных курайшитов. Услышав это, негус сильно ударил себя ладонью по кончику носа и сказал: «Ты просишь меня выдать тебе посланца того, на кого нисходит великий Намус, приходивший к Моисею, чтобы ты убил его!» Растерявшись, Ибн аль-Ас спросил: «О царь, неужели это действительно так?» Он сказал: «Горе тебе, Амр! Послушай меня и повинуйся ему. Клянусь Аллахом, он стоит на истине и победит тех, кто противится ему, как Моисей победил фараона и его войско». А потом он протянул руку, и Ибн аль-Ас поклялся ему принять ислам. По его собственному признанию, он вышел от негуса, изменив своё отношение к исламу, а спустя некоторое время он вместе с Халидом ибн аль-Валидом прибыл в Медину, где они стали мусульманами.

Негус Сахама умер в раджабе девятого года от Хиджры, и в тот же день Пророк, мир ему и благословение Аллаха, возвестил мусульманам о его кончине и совершил по нему заупокойную молитву (исключительный случай в практике Посланника Аллаха). О дальнейших связях между Аксумом и мусульманами известно очень мало.

Аль-Вакиди пишет, что в рабиус-сани девятого года от Хиджры, мусульмане увидели эфиопские судна недалеко от побережья Джидды. Это вызвало панику среди мусульман, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил в Абиссинию отряд из 300 человек под командованием Алкамы ибн Муджаззиза. В море их настиг сильный шторм, и они вернулись обратно.

Экспедиция Алкамы ибн Муджаззиза упоминается и Ибн Хишамом, но он сообщает, что она была ответом мусульман на убийство Ваккаса ибн Муджаззиза и случилась после похода на Зу Карад, то есть в начале седьмого года от Хиджры. В таком случае упоминание о морской экспедиции Алкамы в Эфиопию при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является ошибкой. Тем более что, согласно тому же аль-Вакиди, в 20 г. х. Умар ибн аль-Хаттаб отправил Алкаму во главе небольшой армии в Абиссинию, и они потерпели поражение на море, после чего Умар зарёкся погружать армию на корабли [Исаба 4/267].

Абиссинские пираты ещё некоторое время господствовали на Красном море и нападали на прибрежные поселения в Хиджазе, но уже в середине VII века ситуация изменилась. Завоевание мусульманами Кипра в 33/654 году ознаменовало начало эры господства Халифата на море. У абиссинцев мусульмане отбили архипелаг Дахлак, расположенные вблизи от африканского побережья. Лишившись стратегического значения в торговле между Византией и Индией, Аксумское царство пришло в упадок и со временем распалось. Историки не могут установить, когда точно это произошло, но уже в X веке Эфиопией правила династия Загве из области, расположенной южнее Аксума.

Но история негуса Сахамы и первых мухаджиров на этом не заканчивается. В небольшом посёлке Негаш, что на скалистом плато на севере Эфиопии (в 60 километрах севернее Микеле), находятся могилы пятнадцати сподвижников, умерших здесь во время хиджры.

Спустя несколько лет рядом с ними похоронили и самого негуса. В ста метрах от кладбища — старинная мечеть, которая, как считается, была построена ещё при жизни Сахамы, хотя тому нет документальных подтверждений.

В 2015 году Турецкое агентство по международному сотрудничеству начало реновацию комплекса мечети и гробницы негуса. Дорога от мечети до места захоронения мухаджиров также была благоустроена и получила название «Аллеи сподвижников». Работы были завершены в 2018 году, и теперь местные гиды увлечённо рассказывают туристам о первой хиджре в истории ислама и первом христианском царе, уверовавшем в Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.