Оказавшись в Силле, я вдруг явственно увидел, как мало современная Турция унаследовала от османской эпохи. Республиканцы не только упразднили политическую систему халифата и отказались от примата религиозного над светским, они переформатировали само турецкое общество. Чего стоит только выселение большей части православного населения в Грецию и Болгарию. Их место заняли турки, переселившиеся в Малую Азию из Греции и Македонии. Исход, начавшийся после подписания Лозаннского мира и затянувшийся на несколько лет, стал настоящей драмой для миллионов мусульман и православных. Это был тот самый случай, когда худой мир, придуманный политиками, принёс простому люду не меньше страданий, чем война.

В конце османского периода в Силле проживало несколько тысяч христиан. Поскольку сведения в источниках сильно разнятся, более точные цифры назвать трудно. Тем не менее из 28 махалля тринадцать были населены христианами. После принудительного обмена населением христианские кварталы Силле опустели, да и не только христианские, деревня на многие десятилетия утратила своё прежнее значение.

Можно много рассуждать о том, как не сладко жилось иудеям и христианам в Османской империи. Европейские историки любят писать о том, что турки ограничивали в их правах, не разрешали им поселяться рядом с мечетями, строить дома выше определенной высоты, носить оружие, свидетельствовать против мусульман в суде и т. п. При всём при этом права, которыми пользовались христиане и иудеи под покровительством султана, были несравненно больше тех прав, которыми пользуются мусульмане в нынешних европейских демократиях. Говорить о правах человека в Европе в минувшие столетия вообще не приходится.

Между тем в Османской империи христианам разрешалось даже строить церкви в своих кварталах, если это не доставляло неудобство мусульманам. Во второй половине 17-го века такую фетву издал Чаталджалы Али-эфенди, а позднее — шейхульислам Ясинджизаде Абдуль-Ваххаб-эфенди и Меккизаде Мустафа Асим-эфенди. На Балканах, в Болгарии и других областях в период османского правления были построены десятки церквей и монастырей. А в местах компактного проживания евреев строились синагоги. Например, в 1470-х годах в Салониках нашли приют первые еврейские переселенцы из Баварии, а уже в 1550 г. в городе было 22 синагоги. Позднее евреям, бежавшим из Испании, Португалии и Южной Италии, также было позволено поселиться в Салониках, и в 1613 г. в городе уже функционировало 27 синагог [Aşkın Koyuncu].

Вполне вольготно себя чувствовали и христиане в Силле. В 17-18 веках христианские семьи переселялись сюда из соседних городов Акшехира, Нигде, Кайсери и др. Несмотря на то, что в 18-м веке численность мусульманского населения деревни стала быстро рости, она по-прежнему оставалась духовным центром православия. И не только благодаря пещерным церквям, в которых монахи-отшельники уединялись еще в византийскую эпоху. Белый монастырь в Силле был местом ежегодного паломничества в Харитонов день (28 сентября по старому календарю).

Согласно преданиям, монастырь был основан Харитоном Исповедником, христианским святым родом из Икония, жившим в первой половине 4-го века. В сельджукский период монастырь был отстроен заново, и надпись на его стене хранит имена византийского императора Андроника Палеолога и султана Рума Масуда, сына Кей-Кавуса. Посещали монастырь и дервиши ордена мевлеви, для них внутри была построена небольшая мечеть, а глава ордена челеби-эфенди традиционно проводил в монастыре один день в году и посылал сюда оливковое масло. Христиане устраивали в Силле празднества и в другие памятные дни.

Путешественники, побывавшие в Силле в 18-м веке, насчитали в деревне пятнадцать церквей, большая часть их, вероятно, была высечена внутри скал. Отдельно стоящих церквей было несколько. До наших дней не сохранилась деревянная церковь, сгоревшая в 1901 г. Зато в западной оконечности деревни до сих пор стоят две церкви, одна из которых датируется 327 г., то есть относится к периоду правления Константина Великого.

Считается, что мать Константина, императрица Елена, побывала в Силле по дороге в Иерусалим. Увидав пещеры, в которых обитали первые христиане, она распорядилась построить церковь в честь архангела Михаила на холме рядом с пещерами. Местные жители называют её Большой церковью, или просто Айя-Элени.

В 1728 г. местным христианам было позволено своими силами восстановить Большую церковь, которая пострадала, вероятно, от землетрясения. В феврале 1833 г. была завершена полная реконструкция церкви по приказу султана Махмуда II. Но осенью 1841 г., при султане Абдул-Меджиде I, снова начались ремонтные работы.

Небольшая пристройка к храму в его западной части отделена от церкви стеной с дверным проемом, надпись над которым сделана на турецком языке греческими буквами (караманлидская письменность). Она содержит краткие сведения о строительстве церкви в 327 г. и её восстановлении по приказу Махмуда II в 1833 г. Отсюда по лестницам можно подняться на верхний полуэтаж, очевидно, предназначавшийся для женщин. Трудно сказать, было ли так задумано изначально или махфил был построен уже в османский период.

На одной из колонн, стоящих в центре главного зала, находится полукруглая башенка — амвон, на который можно подняться по лестнице. В греческих церквях такие возвышения предназначались для чтения Священного Писания и проповедей, и в русских церквях они тоже существовали до 17-го века. Единственный сохранившийся древнерусский деревянный амвон такого типа, построенный для Софийского собора в Новгороде, сейчас хранится в Русском музее. Амвон церкви в Силле датируется 19-м столетием.

В центре купола располагается изображение Иисуса, а вокруг него — изображения пророков Моисея, Соломона, Давида и Даниила. На парусах купола находились медальоны с изображением четырех евангелистов, которые были похищены. Библейские мотивы, а также изображения пророков и ангелов украшают и четыре свода, на которых держится церковный купол.

Иконостас церкви воссоздан по сохранившимся рисункам. Оригинальные иконы, а также мощи и алтарная завеса были украдены и вывезены из Турции. Вообще, церковь до недавнего времени находилась в запущенном состоянии и была восстановлена по инцициативе муниципальных властей в 2013 г. Есть сведения, что во время Первой мировой войны помещения церкви использовались как армейский склад и лазарет.

На высоком холме напротив Большой церкви находится небольшая капелла, выстроенная из бутового камня. Местные жители прозвали её «молочной церковью», потому что сюда приходили молиться кормящие матери, у которых было мало молока. Капелла была отреставрирована в 2012 г., и теперь в ней функционирует Музей времени.

Музей невелик и, видимо, не шибко привлекает внимание туристов. По крайней мере, попасть в него в пятницу у меня так и не получилось. Зато отсюда открывается прекрасная панорама Силле и хорошо видны пещерные поселения и Церковь успения.

Склон холма представляет собой старинное кладбище. Многие плиты покосились и подверглись эрозии. В западной части Силле было много христианских захоронений, но лишь немногие из них уцелели. Некоторые надгробные камни выставлены в церкви Айя-Элени, как образцы греческих и караманлидских эпитафий.