Крепость Килитбахир расположена на западном берегу пролива Дарданеллы, в одноимённой деревне, к югу от города Эджеабат. Название крепости переводится как «морской замóк», и она была построена по приказу султана Мехмеда II в самом узком месте пролива между Эгейским и Мраморными морями, где расстояние между двумя берегами составляет около 1200 метров. На противоположном берегу в тот же период была построена крепость Султание, ныне расположенная в центре города Чанаккале.
Согласно историку Турсун-бею, биографу султана Мехмеда II, обе крепости были построены после завоевания Константинополя и снабжены пушками для контроля над проливом. Вопреки этому мнению, Эвлия Челеби пишет, что крепость Килитбахир была построена незадолго до завоевания города в 856/1452 году.
Византийский историк Михаил Критовул, автор сочинения о деяниях Мехмеда II, сообщает, что в 867/1463 году губернатору Галлиполи и Болайыра и командующему флотом Якуб-бею было поручено построить крепости для контроля над Дарданеллами и что работы были завершены спустя два года.
Неизвестный архитектор придал крепости уникальную для фортификационных сооружений форму. Мощная стена вокруг главной башни образует в плане трилистник и соединяется с башней тремя каменными мостиками. Пространство внутри стены разделено на три полукруглых дворика, сообщающихся между собой.
Главная башня высотой 30 метров состоит из семи ярусов, разделённых деревянными помостами и соединённых системой лестниц. До 18-го века эта и другие башни крепости имели деревянные конусовидные крыши со свинцовой кровлей. Теперь на крыше располагается широкая площадка с каменными перилами диаметром 21 м.
Вокруг трилистника была протянута внешняя стена высотой четыре метра, на которой располагался боевой ход, защищённый мерлонами. Крепость имела три входа, один из которых был со стороны моря. Со стороны суши вокруг внешней стены был вырыт ров толщиной 10 метров с покатыми краями.
При строительстве главной башни и крепостных стен использовался главным образом тёсаный камень, местами использовалась бутовая кладка. Внутри стен были устроены проходы и склады для боеприпасов. На стенах хорошо различимы украшения, оформленные при помощи обожжённого кирпича.
В 1540 году завершилась очередная война между Османской империей и Венецианской республикой. Венецианцам было запрещено без разрешения заходить в турецкие порты, и по приказу султана Сулеймана для укрепления крепости была построена башня Сарыкуле и новая стена с южной стороны.
Крепость также была укреплена в 1870 году во времена султана Абдул-Азиза и в 1893-1894 годах при султане Абдул-Хамиде II. А потом была Первая мировая война и великая битва за полуостров Галлиполи, продолжавшаяся несколько месяцев и унесшая жизни более полумиллиона человек.
Крепость и береговые батареи сыграли ключевую роль в сражении 18 марта 1915 года, когда англо-французская эскадра попыталась прорвать оборонительную линию турок и форсировать Дарданеллы. Союзники лишились трёх броненосцев и отступили, а турки потеряли лишь восемь орудий на батареях.
После того как Дарданелльская операция перешла в сухопутную фазу, в долине Агадере, рядом с Килитбахиром, всего в 500 метрах от берега, был разбит госпиталь для тяжелораненых. На военном кладбище рядом с госпиталем были похоронены свыше трёх тысяч турецких солдат и офицеров.
Героическая оборона Галлиполи и спустя столетие вдохновляет турецкий народ на святое дело защиты Родины, и люди со всей страны семьями приезжают на полуостров, чтобы посетить места боевой славы и помолиться за души тех, кто остановил войска союзников на пути к Константинополю.
Среди множества памятных мест на полуострове крепость Килитбахир с её многовековой историей занимает совершенно особое место. В настоящее время внешняя стена со стороны моря практически полностью разрушена, но остальная часть стены протяжённостью около 500 метров хорошо сохранилась.
Во второй половине прошлого века крепость неоднократно реставрировалась, а последняя основательная реставрация продолжалась между 2011 и 2013 годами. В 2015 году в главной башне был основан музей, посвящённый жизни в турецкой деревне и деятельности адмирала Пири Реиса.
Деревня Килитбахир, по большей частью расположившаяся над крепостью, сама по себе тоже примечательна. Здесь сохранилась историческая мечеть, которую связывают с именем суфийского шейха Джахиди Ахмеда-эфенди (ум. 1070/1659), имевшего много последователей в Чанаккале, Бурсе и Эдирне.
Точная дата основания деревни неизвестна. Местные гиды с упоением рассказывают легенду о том, что именно здесь, на берегу Геллеспонта, находился знаменитый Песий курган — могила Гекубы, второй жены последнего троянского царя Приама и матери Париса, виновника Троянской войны.
После падения Трои Гекуба оказалась пленницей Одиссея и была уведена в рабство. По одной из версий, она бросилась в море, а по другой версии, она отомстила царю Херсонеса за убийство её сына и была забита камнями фракийцами. Образ страдающей вдовы Гекубы встречается у Данте и Шекспира.
Но в действительности история деревни вокруг крепости Килитбахир намного прозаичнее. Питьевой фонтан в деревне был установлен по приказу великого визиря Окуза Мехмеда-паши в 1023/1614 году. Предположительно к тому времени в деревне проживало около 250-300 человек.
Ранее этот фонтан причислялся к деяниям Дамата Ибрагима-паши, который умер в 1010/1061 году, что вызывало вопросы в связи с датой основания фонтана. Но я видел поставление комиссии при Министерстве культуры и туризма от 2 мая 2019 года, в котором эта ошибка была исправлена.
В 1069/1659 году Килитбахир посетил знаменитый путешественник Эвлия Челеби. Он насчитал в деревне около 75 двухэтажных домов с черепичными крышами, упомянул мечеть Хюнкара, продовольственные склады и арсенал, но вместе с тем сообщил об отсутствии в деревне хана, хаммама и рынка.
Крепость Килитбахир была открыта для посещения туристами в марте 2018 года. Мы посетили её в июне того же года, и должен признать, что она прекрасно передаёт строгий, аскетичный дух османской эпохи. Если вы приедете в Галлиполи, обязательно отведите полдня для знакомства с крепостью султана Мехмеда Завоевателя, чтобы пройтись по этим стенам, взглянуть на пролив через бойницы и прикоснуться к истории, которая писалась ушедшими в вечность и не даёт покоя живым.