В предыдущем параграфе мы поговорили о роли ангелов в жизни каждого человека, независимо от его отношения к вере. Мы рассказали о том, как ангелы формируют зародыши и охраняют рабов, передают им откровение и наблюдают за ними, записывают их деяния и извлекают их души. Сказанное относится ко всем людям без исключения и не является привилегией верующих.
В то же время некоторые обязанности ангелов в отношении верующих и неверующих различаются, и мы подробно рассмотрим отношение небожителей к каждой из этих групп в отдельности.
Ангелы любят верующих
Ал-Бухари (3209) и Муслим (2637) передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах возлюбил раба, то Он зовёт Джибрила: “Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его”. Потом Джибрил обращается к небожителям: “Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его”. И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители Земли».
Ангелы наставляют верующих
Ал-Бухари передал в своём «Сахихе» рассказ Хассана ибн Сабита о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, помолился за него и сказал: «О Боже, поддержи его Святым Духом».
В том же своде приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однажды Сулайман сказал: “Этой ночью я обойду сто своих женщин, и каждая из них родит мне сына, который будет сражаться на пути Аллаха”. Ангел сказал ему: “Скажи: ‘Если так будет угодно Аллаху’”, — но он запамятовал и не произнёс этого. Он обошёл своих женщин, но только одна из них [зачала] и родила ему получеловека» (т. е. уродливого ребенка — К.Э.). Потом пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы он сказал: “Если так будет угодно Аллаху”, — то не нарушил бы клятвы и шансов на исполнение его желания было бы больше». Ибн Хаджар в «Фатхе» (6/460) пишет, что в версии ал-Мугиры упоминаются семьдесят женщин, а версии Шу‘айба — девяносто. Эта версия приводится в разделе, посвященном клятвам и обетам, и ей автор отдал предпочтение. В различных версиях Муслима называются цифры шестьдесят, семьдесят и девяносто.
Таким образом, ангел дал совет пророку Сулайману и указал ему на то, что является более правильным.
Ангелы благословляют верующих
Аллах поведал нам о том, что ангелы молятся за благословение посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка» (сура 33 «Полчища», аят 56)
. Они также благословляют верующих:
«Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы тоже [благословляют вас], чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим» (сура 33 «Полчища», аят 43)
.
Ал-Бухари привёл высказывание Абу ал-‘Алийи о том, что благословение Всевышнего Аллаха — это похвала в адрес раба в присутствии ангелов. Существует мнение, что благословение Могучего и Великого Аллаха — это милость. Но между этими двумя мнениями нет принципиального противоречия.
Что же касается благословения ангелов, то это — мольба за верующих и молитва о прощении для них, и ниже мы поговорим об этом более подробно.
Деяния, за которые ангелы благословляют человека
1. Обучение людей добру
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Умамы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы, жители небес и земли, даже муравьи в своём муравейнике и даже кит благословляют того, кто обучает людей добру».
2. Ожидание коллективного намаза
В «Сахихе» Муслима (649) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, ангелы благословляют любого из вас, пока он продолжает сидеть [на том месте, где он помолился]. Они говорят: “О Боже, прости его! О Боже, смилуйся над ним!” — пока он не осквернится».
3. Моление в первом ряду
В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют молящихся в первых рядах». В версии ан-Насаи говорится: «…в передних рядах».
В «Сунане» Ибн Маджи приводится следующая версия, рассказанная со слов ал-Бары и ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют первый ряд».
4. Заполнение свободных мест в рядах молящихся
В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ ‘Аиши о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто заполняет ряды, и за то, что человек заполняет промежуток в ряду, Аллах возвышает его на одну ступень».
5. Предрассветная трапеза в день поста
Ибн Хиббан в «Сахихе» и ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусате» передали с хорошим иснадом рассказ Ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед рассветом».
6. Мольба за благословение пророка
Ахмад в «Муснаде» и ад-Дийа в «Мухтаре» передали с хорошим иснадом рассказ ‘Амира ибн Раби‘и о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб молится за моё благословение, то ангелы благословляют его, пока он не прекратит молиться за меня. Пусть же рабы благословляют меня, [сколько угодно] — много или мало».
7. Посещение больных
Абу Давуд передал со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек навещает больного вечером, то с ним выходят семьдесят тысяч ангелов, которые просят для него прощения до наступления рассвета, и он получает сад в раю. Если же он навещает больного утром, то с ним выходят семьдесят тысяч ангелов, которые просят для него прощения до наступления вечера, и он получает сад в раю».
Влияет ли на нас благословение ангелов?
Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также [благословляют вас], чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура 33 «Полчища», аят 43)
.
Из данного аята следует, что если Аллах поминает нас в высшем сонме, а ангелы молятся за нас и просят прощения, то это способствует наставлению нас на прямой путь и избавлению от мрака неверия и многобожия, грехов и ослушания. Всё это помогает нам выйти на свет, т. е. ясно разглядеть прямой путь, а достигается это посредством постижения истины — ислама, а также того, что Аллах пожелал от нас, и благодаря тому свету, который облегчает нам различить истину в делах, словах и людях.
Ангелы говорят «Аминь» после молитв верующих
Когда верующий читает молитву, ангелы говорят: «Аминь», — и благодаря этому Аллах быстрее отвечает на его просьбы. В «Сахихе» Муслима (2733) и «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу ад-Дарды о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая в его отсутствие, принимается. У его головы находится ангел, и каждый раз, когда он желает ему благое, приставленный к нему ангел говорит: “Аминь! И тебе того же!”»
Поскольку молитва, после которой произносят «аминь», заслуживает того, чтобы быть услышанной, верующему не следует призывать на себя проклятия. В «Сахихе» Муслима (920) приводится рассказ Умм Саламы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не просите для себя ничего, кроме добра, потому что после ваших слов ангелы говорят “аминь”».
Ангелы просят прощения для верующих
Аллах поведал нам о том, что ангелы просят прощения для тех, кто на земле: «Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 42 «Совет», аят 5)
.
В суре «Прощающий» сообщается, что ангелы, которые носят трон и окружают его, прославляют святость Аллаха, повинуются Ему и просят прощения для тех верующих, которые раскаиваются в грехах. Они просят спасти их от ада и ввести в рай, а также уберечь их от грехов и ослушания: «Те, которые несут трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путём, и защити их от мучений в аду. Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Поистине, Ты — Могущественный, Мудрый. Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние”» (сура 40 «Прощающий», аяты 7-9)
.
Ангелы присутствуют на собраниях верующих
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые странствуют по дорогам в поисках тех, кто поминает Аллаха. Когда же они находят тех, кто поминает Аллаха, то зовут друг друга: “Скорее, здесь то, что вы искали!” И они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба».
В «Сахихе» Муслима (2699) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и повторить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него».
В «Сунане» ат-Тирмизи встречается хадис Абу ад-Дарды о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, ангелы складывают крылья перед тем, кто ищет знания, выражая удовлетворённость тем, что он делает», т. е. подчёркивая своё смирение перед ним.
Как видим, праведные деяния сближают нас с ангелами, и если человек сумеет поддерживать в себе состояние духовного подъёма, то он возвысится до такой ступени, что сможет видеть ангелов и здороваться с ними за руку. В хадисе, переданном Муслимом (2750) со слов Ханзали ал-Усайди, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы вы всегда оставались такими, какими бываете рядом со мной или при поминании Аллаха, то ангелы здоровались бы с вами за руку на ваших постелях и на улицах».
В версии ат-Тирмизи, также переданной со слов Ханзали, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы вы всегда оставались такими, какими бываете рядом со мной, то ангелы затеняли бы вас своими крыльями».
Ангелы записывают тех, кто приходит на пятничный намаз
Есть ангелы, которые записывают только определённые деяния рабов. Так, некоторые из них записывают тех, кто приходит на пятничный намаз, одного за другим. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Днём в пятницу ангелы останавливаются у дверей мечети и записывают [входящих] одного за другим. <…> Когда имам выходит [к людям], они сворачивают свои свитки и слушают напоминание». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.
Они также записывают добрые слова, произносимые рабами. В «Сахихе» ал-Бухари (799) и других сводах приводится следующий рассказ Рифа‘а ибн Рафи‘ аз-Зураки: «Однажды мы молились позади пророка, мир ему и благословение Аллаха, и когда он выпрямился после поясного поклона, сказав: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, — один из молящихся сказал: “Господь наш, хвала Тебе, хвала большая, благая, благословенная”. Завершив намаз, он спросил: “Кто это сказал?” Тот мужчина ответил: “Я”. Он сказал: “Я увидел тридцать с лишним ангелов, каждый из которых хотел записать это первым”». Совершенно точно, что это не те два ангела, которые записывают праведные и дурные поступки раба, потому что их было свыше тридцати.
Ангелы сменяют друг друга
Речь идёт об ангелах, которые странствуют по дорогам в поисках тех, кто поминает Аллаха, и присутствуют на пятничных и коллективных намазах, сменяя друг друга. Одни из них приходят, а другие уходят, но они собираются вместе во время рассветных и послеполуденных намазов. В «Сахихах» ал-Бухари (3223) и Муслима (632) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рядом с вами пребывают ангелы, сменяющие друг друга. Одни из них приходят по ночам, а другие — днём, но они собираются вместе во время рассветного и послеполуденного намазов. Потом те ангелы, которые провели с вами ночь, поднимаются, и Господь спрашивает их: “Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?” — хотя Он лучше них осведомлён об этом. Они отвечают: “Они молились, когда мы покинули их, и молились, когда мы пришли к ним”».
Очевидно, именно эти ангелы возносят деяния рабов к Аллаху. В «Сахихе» Муслима (179) упоминается следующий рассказ Абу Мусы ал-Аш‘ари: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, встал и сообщил нам пять вещей: “Поистине, Великий и Могучий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы (т. е. чаши весов, на которых взвешивают деяния людей – К.Э.). Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью”».
Аллах подчеркнул важность рассветного намаза именно потому, что на нём присутствуют ангелы: «И читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура 17 «Ночной перенос», аят 78)
.
Ангелы спускаются к верующему, читающему Коран
Среди них есть такие, которые спускаются с небес на чтение Корана. В «Сахихе» Муслима (796) приводится следующий рассказ ал-Бары ибн ‘Азиба: «Один человек читал суру “Пещера”, как вдруг животное, находившееся во дворе его дома, испугалось чего-то, а его самого окутал туман или облако. Когда он рассказал об этом пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: “Читай, о такой-то, ибо, поистине, это было спокойствие, которое нисходит при чтении Корана”».
Передают со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что однажды ночью, когда Усайд ибн Худайр находился в сарае для сушки фиников и читал суру «Корова», его лошадь вдруг заволновалась. Он продолжил чтение, и лошадь снова заволновалась. Он снова принялся за чтение, и она опять заволновалась. Усайд рассказывал: «Я испугался, что она затопчет Йахйу, и подошёл к ней, и тут я увидел над своей головой нечто похожее на облако, в котором было что-то наподобие светильников, висящих в воздухе, но потом всё это поднялось в небо и исчезло». Наутро он пришёл к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, вчера ночью я читал Коран в своём сарае, и тут моя лошадь заволновалась». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читай, Ибн Худайр!» Усайд сказал: «Я читал, и она снова заволновалась». Он сказал: «Читай, Ибн Худайр!» Он сказал: «Я читал, и она снова заволновалась». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читай, Ибн Худайр!» Он сказал: «А потом я перестал читать. Йахйа лежал возле неё, и я испугался, что она затопчет его. Я увидел нечто похожее на облако, в котором было что-то наподобие светильников, висящих в воздухе, но потом всё это исчезло». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это были ангелы, которые слушали тебя, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!» (ал-Бухари и Муслим).
Ангелы передают Пророку приветствия мусульман
Ан-Насаи и ад-Дарими передали со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые странствуют по земле и передают мне приветствия моих последователей».
Ангелы приносят благую весть верующим
Известно, что пророку Ибрахиму они принесли весть о рождении праведного ребёнка: «Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Второпях и украдкой он направился к своей семье и принёс жирного телёнка. Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?” Тут он испугался их в душе. Они сказали: “Не бойся”, — и обрадовали его вестью о знающем мальчике» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 24-28)
.
Пророк Закария узнал от них о предстоящем рождении сына Йахйи: «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе”» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 39)
.
Ангелы приносят радостные вести не только пророкам и посланникам, но и простым верующим. В «Сахихе» Муслима (2567) упоминается рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Один человек отправился навестить своего брата, живущего в другом селении, и Аллах отправил ангела поджидать на его пути. Когда они встретились, ангел спросил: “Куда ты направляешься?” Тот сказал: “Хочу навестить моего брата, живущего в этом селении”. Он спросил: “Он тебе должен что-то?” Мужчина ответил: “Нет, просто я люблю его ради Могучего и Великого Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Я послан Аллахом, чтобы сообщить тебе, что Аллах любит тебя за то, что ты возлюбил [брата твоего] ради Него”».
В «Сахихах» ал-Бухари (3820) и Муслима (232) приводится другой хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибрил и сказал:“Посланник Аллаха, пришла Хадиджа с сосудом, в котором еда и приправа. Когда она войдёт к тебе, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её вестью о доме из полой жемчужины в раю, где не будет ни шума, ни усталости”». В таком виде хадис передал Муслим.
Ангелы и сновидения
Ал-Бухари (1121) в главе о ночном намазе (тахаджжуд) передал следующий хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара: «При жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, если кто-либо видел сон, то рассказывал его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и я тоже хотел увидеть во сне что-нибудь, чтобы рассказать об этом посланнику, мир ему и благословение Аллаха. К тому времени я уже был взрослым юношей. При жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, я спал в мечети, и однажды мне приснились два ангела. Они взяли меня с собой и привели к аду. Он был похож на обложенный камнями колодец. Его края тоже были похожи на края колодца, и там были люди, которых я узнал. Я стал повторять: “Упаси меня Аллах от ада!” Потом нам повстречался другой ангел, который сказал мне: “Не бойся!”»
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Я увидел тебя во сне. Ангел привёл тебя ко мне в шёлковом одеянии и сказал: “Это твоя жена”. Я открыл твоё лицо и увидел тебя, а потом подумал: “Если этот [сон] от Аллаха, то так оно и будет”».
Ангелы сражаются вместе с верующими
Аллах отправил на помощь верующим многочисленное войско ангелов во время битвы при Бадре: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом» (сура 8 «Трофеи», аят 9)
;
«Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, — быть может, вы будете благодарны. Вот ты сказал верующим: “Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?” Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов» (сура 3 «Семейство `Имрана», аяты 123-125)
.
В «Сахихе» ал-Бухари (3995) приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что в день битвы при Бадре посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это Джибрил держит за голову своего коня, и на нём боевые доспехи».
Аллах разъяснил, что важнейшей целью такой поддержки является укрепление веры мусульман. Ангелы сражаются вместе с ними против врагов Аллаха, рубя им головы и пальцы: «Аллах сделал это лишь доброй вестью, дабы ваши сердца обрели покой. Победа может быть только от Аллаха. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 8 «Трофеи», аят 10)
;
«Вот твой Господь внушил ангелам: “Я с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы”» (сура 8 «Трофеи», аят 12)
;
«Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и [сделал это], чтобы ваши сердца утешились благодаря этому, а победа [приходит] только от Могущественного и Мудрого Аллаха, и дабы отсечь от неверующих одну часть или разгромить их так, чтобы они вернулись разочарованными» (сура 3 «Семейство `Имрана», аяты 126-127)
.
Во время сражения один из мусульман услышал звук удара, когда один из ангелов поразил неверующего, и голос этого ангела, когда тот подгонял своего коня. В «Сахихе» Муслима (1763) приводится следующий рассказ Ибн ‘Аббаса: «Один из мусульман в этот день усердно преследовал язычника и вдруг услышал над своей головой удар кнута и голос всадника: «Вперёд, Хайзум!» Он взглянул на стоявшего перед ним язычника, и тот упал на спину. Осмотрев его, он увидел, что у него разбит нос и рассечено лицо, словно его ударили кнутом, и всё это посинело. Придя к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, этот сподвижник из числа ансаров рассказал ему об этом. Тогда он сказал: “Ты говоришь правду. Это была помощь с третьего неба”».
Ангелы принимали участие и в других сражениях. В частности, Аллах отправил их к мусульманам во время битвы у рва: «О вы, которые уверовали! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели» (сура 33 «Полчища», аят 9)
. Упомянутые здесь воины — ангелы.
В обоих «Сахихах» и других сводах сообщается: «Когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, вернулся после битвы у рва, сложил своё оружие и искупался, к нему пришёл Джибрил, стряхивая пыль со своей головы. Он сказал: “Ты уже сложил оружие? Клянусь Аллахом, мы ещё не сложили его. Выступи против них”. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Против кого?” Джибрил показал в сторону бану курайза».
В «Сахихе» ал-Бухари (4118) приводится следующий рассказ Анаса: «Я как сейчас вижу пыль, которая поднималась по узким улицам бану ганм от шагов Джибрила, когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, выступил в поход на бану курайза».
Ангелы опекали Пророка Мухаммада
В «Сахихе» Муслима (2797) приводится следующий рассказ Абу Хурайры: «Абу Джахл спросил: “Мухаммад пачкает своё лицо землёй в вашем присутствии?” Люди сказали: “Да”. Он сказал: “Клянусь ал-Лат и ал-‘Уззой, если я увижу, что он делает это, то наступлю ему на шею или ткну его лицом в землю”. И когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, он хотел подойти к нему и наступить ему на шею. Тут он неожиданно попятился назад и начал отбиваться от чего-то руками. Его спросили: “Что с тобой?” Он ответил: “Между мной и им был ров, наполненный огнём, что-то ужасное и крылья”. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если бы он приблизился ко мне, то ангелы разорвали бы его на части”». Ал-Бухари (4958) передал этот хадис в сокращённой форме в разделе о толковании Корана.
Ангелы опекают и утешают праведников
Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы они опекали не только пророков и посланников, но и остальных праведных рабов. Одну из таких историй рассказал Ибн Касир в комментарии к словам Всевышнего «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему?» (сура 27 «Муравьи», аят 62)
: «Хафиз Ибн ‘Асакир в биографическом описании Абу Бакра Мухаммада ибн Давуда ад-Динавари, известного как ад-Даки ас-Суфи, приводит следующий его рассказ: «У меня был мул, на котором я возил людей из Дамаска в город аз-Забдани. Однажды со мной поехал какой-то мужчина, и когда мы проезжали мимо какой-то нехоженой тропы, он сказал: “Езжай по этой дороге, она короче”. Я ответил: “Там нет ничего хорошего”. Мужчина сказал: “Нет, она короче”. И мы поехали по ней. Когда мы добрались до труднопроходимого места в каком-то глубоком ущелье, где было много убитых, мужчина сказал: “Останови мула, чтобы я слез”. Сойдя на землю, он засучил рукава, собрал полы своей одежды, вытащил нож и направился ко мне. Я стал убегать, а он принялся преследовать меня. Заклиная его именем Аллаха, я сказал: “Забирай мула и всё, что есть на нём”. Он ответил: “Он и так уже мой, но я хочу убить тебя”. Я напомнил ему о наказании Аллаха, но он не внял назиданиям. Наконец, я сдался и сказал: “Прошу тебя, позволь мне совершить два раката”. Он сказал: “Поторопись”. Я начал молиться, но не смог прочесть Коран. Я не смог вспомнить ни одного слова и стоял в растерянности, а он повторял: “Давай, заканчивай”. Тут Аллах вложил в мои уста аят: “Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, и устраняет зло?” (сура 27 «Муравьи», аят 62)
. Вдруг у входа в ущелье появился всадник с копьём в руках. Он метнул копьё, поразив того мужчину в самое сердце, и тот упал замертво. Я повис на всаднике и спросил: “Заклинаю тебя именем Аллаха, кто ты?” Он ответил: “Посланец Того, Кто отвечает на мольбу нуждающегося и устраняет зло, когда тот взывает к Нему”. Я забрал своего мула и поклажу и благополучно вернулся».
Другим примером может служить история о том, как Джибрил пришёл на помощь матери Исма‘ила в Мекке. В «Сахихе» ал-Бухари (3364) приводится хадис о том, как Ибрахим привёл своего сына Исма‘ила и его мать Хаджар в Мекку, пересказанный Ибн ‘Аббасом со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это длинная история, и в ней сообщается о том, как Хаджар семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва в поисках воды. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Достигнув Марвы, она услышала какой-то звук, сказала себе: “Тише!” Она стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: “Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты помочь?” И тут на месте источника Замзам она увидела ангела, который рыл землю пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода». Потом в хадисе сообщается, что ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь находится дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не погубит его семью!»
Ангелом, который явился к ней, был Джибрил. В «Муснаде» имама Ахмада (5/121) приводится хадис Ибн ‘Аббаса, пересказавшего слова Убаййа ибн Ка‘ба: «Поистине, когда Джибрил рыл пяткой землю, мать Исма‘ила стала собирать песок, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она не тронула [Замзам], он превратился бы в ручей!”»
Ангелы присутствуют на похоронах праведников
Имам ан-Насаи передал со слов Ибн ‘Умара, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о Са‘де ибн Му‘азе: «Из-за его [смерти] сотрясся трон, и для него разверзлись врата небесные, и семьдесят тысяч ангелов присутствовали [на его похоронах]. Сначала его сдавило [в могиле], а потом отпустило». Хадис о сотрясении трона при смерти Са‘да ибн Му‘аза также был передан ал-Бухари (3802) и Муслимом (2466) со слов Джабира. Сведения о присутствии ангелов на его похоронах приводятся только у ан-Насаи.
Ангелы укрывают шахидов крыльями
Ал-Бухари (2816) передал со слов Джабира: «Изувеченное тело моего отца принесли к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и положили перед ним. Я хотел открыть его лицо, но мои родственники запретили мне это. Раздался женский плач, и люди сказали: “Это дочь ‘Амра (или: сестра ‘Амра)”. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Зачем ты плачешь? (или: Не плачь!) Ведь ангелы всё ещё укрывают его своими крыльями”». Ал-Бухари поместил его в главу «О том, как ангелы укрывают павших мученической смертью».
Ангелы, которые принесли ковчег Завета
Всевышний сказал: «Их пророк сказал им: “Знамением его царствия станет то, что к вам явится ковчег, в котором умиротворение от вашего Господа. В нём будет то, что осталось после семьи Мусы и семьи Харуна. Его принесут ангелы”» (сура 2 «Корова», аят 248)
. Из этого аята следует, что в тот период ангелы принесли сынам Исраила ковчег, чтобы укрепить их веру и убедить их в том, что Талут действительно был избран Всевышним Аллахом, и за ним следует следовать, и ему следует повиноваться.
Ангелы оберегают Медину и Мекку от Антихриста
Антихрист (ал-Масих ад-даджжал) сможет зайти в любой город, за исключением Мекки и Медины, потому что их охраняют ангелы. В «Сахихе» Муслима (2942) приводится хадис Фатимы бинт Кайс об истории, приключившейся с Тамимом ад-Дари. В ней сообщается, что Антихрист сказал: «Я Ахтихрист, и очень скоро мне будет позволено выйти. Когда я выйду, я за сорок дней обойду землю, останавливаясь в каждом селении, за исключением Мекки и Тайбы (т. е. Медины – К.Э,). Они запретны для меня, и каждый раз, когда я попытаюсь проникнуть в них, меня будет встречать ангел с обнажённым мечом в руке, не позволяя мне пройти. Поистине, на каждой горной тропе, ведущей в них, есть ангелы, охраняющие их». Потом посланник, мир ему и благословение Аллаха, ударив своей палкой по кафедре, сказал: «Это — Тайба! Это — Тайба! Это — Тайба!»
Ал-Бухари (7125) передал со слов Абу Бакры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Страх перед Антихристом не проникнет в Медину. В тот день у неё будет семь ворот, и у каждых ворот по два ангела».
В том же сборнике (7123) приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На горных тропах, ведущих в Медину, находятся ангелы, и не проникнут в неё ни чума, ни Антихрист».
Пророк ‘Иса спустится в сопровождении двух ангелов
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис ан-Нуваса ибн Сам‘ана о явлении Антихриста. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В это время в восточной части Дамаска, возле белого минарета, спустится ‘Иса, сын Марйам. Он спустится в двух жёлтых одеждах, положив руки на крылья двух ангелов».
Ангелы простирают крылья над Шамом
Передают со слов Зайда ибн Сабита ал-Ансари, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Блажен Шам! Блажен Шам!» Его спросили: «Посланник Аллаха, с чем это связано?» Он ответил: «Ангелы простирают свои крылья над Шамом». Шейх ал-Албани сказал: «Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи, ал-Хаким в “Мустадраке” и Ахмад в “Муснаде”. Ал-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям ал-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби, и это действительно так. Ал-Мунзири в книге “ат-Таргиб ва-т-тархиб” сообщил, что этот хадис с достоверным иснадом передали Ибн Хиббан в своем “Сахихе” и ат-Табарани».
О награде за произнесение «аминь» одновременно с ангелами
В обоих «Сахихах» сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда имам скажет: “Аминь”, вы тоже скажите: “Аминь”. Поистине, тому, кто произнесёт это одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи».
В «Сахихе» ал-Бухари (781) также сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас скажет “Аминь” одновременно с ангелами на небе, то ему будут прощены совершённые ранее грехи».
Там же (796) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если имам скажет: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, — то говорите: “Господь наш, хвала Тебе”. Поистине, тому, кто произнесёт эти слова вместе с ангелами, будут прощены совершённые ранее грехи».