Ангелы — существа, отличные от людей и джиннов. Это благородные создания, полные чистоты, возвышенности и непорочности. Это достойные и богобоязненные творения, поклоняющиеся Аллаху должным образом. Они выполняют Его приказы и никогда не ослушаются Его. Из текстов Корана и сунны мы познакомимся с некоторыми из их качеств.
Слово малак, означающее ‘ангел’, образовано от корневой основы алака. Слова ма’лака и ма’лук означают ‘послание’. Слово мала’ика ‘ангелы’ образовано от них, потому что они — посланники Аллаха.
Согласно другому мнению, оно образовано от корневой основы. Слово мал’ака тоже означает ‘послание’. Выражение означает ‘передай такому-то от меня’. Отсюда и возникло слово мал’ак или малак, ведь ангелы передают послание от имени Всевышнего Аллаха.
По мнению некоторых исследователей, слово малак образовано от слова мулк, означающего ‘власть’. Тех, кто наделён какой-либо властью среди ангелов, называют малак, а среди людей — малик (царь). (Фирузабади. Басаир. Т. 4. С. 524.)
Вера в ангелов — один из столпов мусульманской веры, и убеждения человека не могут быть правильными, пока он не уверует в них. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. [Они говорят]: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» (сура 2 «Корова», аят 285)
.
Ас-Суйути в трактате «ал-Хабаик фи ахбар ал-малаик» (С. 10) приводит слова имама ал-Байхаки о том, в чём заключается вера в ангелов: «Первое — вера в их существование. Второе — признание их положения, а также вера в то, что они — рабы и творения Аллаха, которые, подобно людям и джиннам, получают приказы и обременены обязанностями. Они обладают только теми способностями, которыми их наделил Аллах. Они смертны, но Всевышний Аллах даровал им долгую жизнь, и они не умрут, пока не придёт их срок. Их нельзя описывать качествами, которые могут привести к поклонению им наряду с Аллахом Всевышним, и к ним нельзя взывать с молитвами, словно к божествам, как это делали прежние народы.
Третье — признание того, что среди них есть посланцы, которых Аллах отправляет к Своим избранникам среди людей, и что Он может посылать их друг к другу. Помимо этого, следует верить в то, что среди них есть носители трона, выстраивающиеся рядами, хранители рая и ада, записывающие деяния и гонящие облака. Обо всём этом или почти обо всём сообщается в Коране».
В этой книге подробно излагаются дошедшие до нас священные тексты, касающиеся веры в ангелов.