Всевышний Аллах сказал об ангелах, охраняющих ад: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются велений Аллаха и выполняют всё, что им велено» (сура 66 «Запрещение», аят 6)
.
Ниже я ограничусь упоминанием хадисов о двух благородных ангелах.
Джибрил заслоняет собой весь небосвод
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, дважды видел Джибрила в его ангельском обличии — в том образе, в котором его сотворил Аллах. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Он видел его на ясном горизонте» (сура 81 «Скручивание», аят 23)
;
«Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища» (сура 53 «Звезда», аяты 13-15)
, т. е. это произошло, когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был вознесён на небеса.
В «Сахихе» Муслима (177) сообщается, что однажды ‘Аиша спросила посланника, мир ему и благословение Аллаха, об этих аятах. Он сказал: «Это был Джибрил, и в том обличии, в котором он был сотворён, я видел его только эти два раза. Я видел, как он спускался с неба, закрывая собой всё пространство между небом и землёй».
Когда ‘Аишу спросили о словах Всевышнего: «Потом он приблизился и спустился» (сура 53 «Звезда», аят 8)
, она сказала: «Это был Джибрил, мир ему и благословение Аллаха. Обычно он приходил к нему в облике мужчины, но в тот раз он предстал перед ним в своём собственном обличии, закрыв собой весь горизонт» (Муслим).
В «Сахихе» ал-Бухари (4856) приводятся слова ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила, и у него было шестьсот крыльев».
Комментируя аят «Он увидел величайшие из знамений своего Господа» (сура 53 «Звезда», аят 18)
, Ибн Мас‘уд также сказал: «Он видел зелёный ковёр, закрывший собой весь горизонт». Это был тот самый ковёр, на котором находился Джибрил. Согласно Ибн Хаджару, ан-Насаи и ал-Хаким передали со слов Ибн Мас‘уда: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила на ковре, и он закрывал собой всё пространство между небом и землёй» (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 8. С. 611.).
Ибн Хаджар также сообщил, что в версии ан-Насаи слова Ибн Мас‘уда переданы следующим образом: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила. У него было шестьсот крыльев, и он закрывал собой весь горизонт».
В «Муснаде» имама Ахмада сообщается, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила в его истинном обличии, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падали самоцветы — жемчуга и яхонты». Ибн Касир в «Бидайе» (1/47) назвал иснад хадиса хорошим.
В Коране Джибрил описывается следующим образом: «Это слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке трона, почитаемого, которому там (т. е. на небесах) повинуются, доверенного» (сура 81 «Скручивание», аяты 19-21)
. Благородный посланец — это Джибрил, а Владыка трона — наш Могущественный Господь.
Крупные размеры носителей трона
Абу Давуд передал со слов Джабира, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет».
В версии Ибн Абу Хатима подчёркивается, что речь идёт о расстоянии, преодолеваемом птицей во время полёта. В замечаниях к сборнику «Мишкат ал-масабих» (3/121) иснад этого хадиса назван достоверным.
Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-аусат» передал рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, несущих трон. Его ноги на нижней земле, над его рогом — трон, а между мочкой его уха и плечом — расстояние, которое птица пролетает за семьсот лет. Этот ангел повторяет: “Пречист Ты, где бы Ты ни был”». Ал-Албани привел этот хадис в «Сахих ал-джами‘» (853).