Встреча бедуина с мутазилитом
Сообщается, что однажды к ‘Амру ибн ‘Убайду пришёл бедуин и сказал:
— Мою верблюдицу украли, попроси же Аллаха, чтобы Он вернул её мне.
— О Аллах, украли верблюдицу этого бедняги, хотя Ты не хотел этого. О Аллах, верни её ему! — сказал ‘Амр.
— Теперь моя верблюдица точно пропала, и я даже не надеюсь найти её.
— Почему?
— Если её украли, несмотря на то, что Аллах не хотел этого, то я не уверен, что она вернётся ко мне, если Он этого захочет, — ответил бедуин, после чего он встал и ушёл (Лалакаи. Шарх. Т. 3. С. 740).
Ответ Абу ‘Исама аль-КасталЯни кадариту
Как-то раз один мужчина спросил Абу ‘Исама ал-Касталани:
— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и ввергает в заблуждение, а потом наказывает, разве Он поступает справедливо?
— Если верное руководство принадлежит Аллаху, то Он вправе дать его, кому пожелает, и лишить его, кого пожелает, — ответил тот (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 278).
‘Абд аль-Джаббар аль-Хамадани и Абу Исхак аль-Исфарайини
Однажды кади ‘Абд ал-Джаббар ал-Хамадани, один из мутазилитских шейхов, вошел к ас-Сахибу ибн ‘Аббаду. Рядом с ним был один из суннитских имамов Абу Исхак ал-Исфарайини.
— Пречист Тот, Кто непричастен к мерзости! — сказал ‘Абд ал-Джаббар, увидев учителя.
— Пречист Тот, в Чьём владении происходит только то, что Он пожелает! — тотчас ответил учитель.
— Разве наш Господь желает, чтобы люди ослушались Его?
— А разве они ослушаются вопреки Его воле?
— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и обрекает меня на погибель, Он поступает со мной хорошо или плохо?
— Если Он лишает тебя того, что принадлежит тебе, то поступает с тобой плохо. Если же Он лишает тебя того, что принадлежит Ему, то ведь Он вправе оказать милость лишь тому, кому пожелает, — сказал учитель, и кади не смог возразить ему.
В «Тарихе» ат-Табари приводится рассказ о том, что Хишам ибн ‘Абд ал-Малик как-то пригласил Маймуна ибн Махрана, чтобы тот побеседовал с Гайланом. Гайлан сказал ему: «Хочет ли Аллах, чтобы люди ослушались Его?» Маймун возразил ему: «А разве они ослушаются вопреки Его воле?»
‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз и Гайлан ад-Димашки
Халиф ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз встретился с одним из предводителей мутазилитов Гайланом ад-Димашки.
— Гайлан, мне стало известно, что ты говоришь о предопределении, — сказал халиф.
— О эмир правоверных, люди наговаривают на меня, — ответил тот.
— Прочти мне суру «Йа син», — сказал халиф.
Тот прочёл:
— Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты — один из посланников на прямом пути. Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерёг людей, отцов которых никто не предостерёг, из-за чего они оставались беспечными невеждами. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят (сура 36 «Йа син», аяты 1-9)
.
— О нет! Клянусь Аллахом, эмир правоверных, я словно никогда прежде не читал этой суры. Будь же свидетелем, эмир правоверных, что я раскаиваюсь в том, что говорил о предопределении, — сказал Гайлан.
— О Аллах, прости его, если он говорит правду, но если он лжёт, то сделай его знамением для верующих! — сказал халиф. В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахл ас-сунна» сообщается, что эту историю пересказали ал-Аджурри в «Шари‘а» (с. 229) и Ибн Батта в «Ибане» (2/326-327).
Му‘аз ибн Му‘аз рассказывал: «Один мой друг рассказал мне, что как-то раз ат-Тайми пришёл в дом Ибн ‘Ауна и поведал ему эту историю. Тогда Ибн ‘Аун сказал: “Я видел Гайлана распятым в Дамаске”». В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахл ас-сунна» сообщается, что ‘Абдаллах ибн Ахмад пересказал данную историю без посредника между Му‘азом и Ибн ‘Ауном. Ал-Хайсами в «Маджма‘» (7/207) сообщил, что эту историю рассказал имам Ахмад, и её передатчики заслуживают доверия.
Абу Джа‘фар ал-Хатми рассказывал: «Я находился рядом с ‘Умаром ибн ‘Абд ал-‘Азизом, когда тот пригласил к себе Гайлана. До него дошли слухи, что тот говорит разные вещи о предопределении.
— Горе тебе, Гайлан, что это мне рассказывают о тебе? — сказал халиф.
— Меня оболгали, эмир правоверных! Они говорят от моего имени то, чего я не говорил.
— Что ты думаешь о знании Аллаха?
— Знание подтвердилось.
— Ты проиграл! Теперь ступай и говори, что хочешь. Знай же, Гайлан, если ты признаёшь знание Аллаха, то ты проиграл, но если ты будешь отрицать его, то станешь неверующим. Но признать его и проиграть лучше, чем не признать его и стать неверующим, — сказал халиф. — Ты знаешь наизусть суру «Йа син»?
— Да, — ответил Гайлан.
— Прочти её, — велел халиф.
— Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! — Гайлан прочёл эту суру до слов: — Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют (сура 36 «Йа син», аяты 1-7)
.
— Подожди. Что ты можешь сказать?
— Я словно не читал этого аята прежде, эмир правоверных.
— Читай дальше!
Он прочёл:
— Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них (сура 36 «Йа син», аяты 8-9)
.
— Читай дальше: «…преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. Им всё равно, предостерёг ты их или не предостерёг. Они не веруют» (сура 36 «Йа син», аяты 9-10)
, — сказал халиф.
Потом он спросил:
— Что ещё ты можешь сказать?
— Я словно никогда не читал этого аята. Я даю обет Аллаху никогда больше не говорить то, что я говорил прежде, — заявил Гайлан.
— Ступай, — велел халиф.
Когда же Гайлан ушёл, халиф сказал:
— О Аллах, если он солгал, дай ему почувствовать жар оружия!
Гайлан не говорил о предопределении при жизни ‘Умара ибн ‘Абд ал-‘Азиза. Потом к власти пришёл Йазид ибн ‘Абд ал-Малик. Он не придавал значения этому вопросу и даже не думал о нём, и тогда Гайлан снова заговорил о предопределении. Когда к власти пришёл Хишам, он велел привести к нему Гайлана.
— Разве ты не дал обет Аллаху перед ‘Умаром, что никогда не будешь говорить на эту тему? — спросил Хишам.
— Прости меня, и я клянусь Аллахом, что это больше никогда не повторится.
— Да не простит меня Аллах, если я прощу тебя. Ты знаешь суру «Открывающую»?
— Да.
— Прочти: «Хвала Аллаху, Господу миров» (сура 1 «Открывающая», аят 2)
.
— Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи (сура 1 «Открывающая», аяты 2-5)
, — прочёл Гайлан.
— Подожди, — сказал он. — О какой помощи ты просишь? О том, что во власти Аллаха и тебе не под силу? Или о том, что в твоей власти? Ступайте и отрубите ему руки, ноги и голову, а потом распните его!» (Лалакаи. Шарх. Т. 3. С. 713-715).
Кадариты, отрицающие предопределение, не имеют основания просить о помощи Аллаха, ведь они полагают, что Он не способен повлиять на поступки рабов. Они не верят, что их деяния сотворены Аллахом. Как же они просят Его о помощи в том, что считают непосильным для Него?
Они полагаются только на свои способности и поступки. Они требуют у Аллаха воздаяния и награды за свои деяния подобно тому, как работник требует зарплаты у того, кто нанял его. На самом же деле Аллах не нуждается в рабах и в их поступках. Праведные дела приносят пользу только самим рабам, и это они нуждаются в них. Вот почему люди не могут не просить Аллаха о помощи: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (сура 1 «Открывающая», аят 5)
;
«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него» (сура 11 «Худ», аят 123)
.