Что такое «Матрица»? Термин был введён в оборот с выходом одноименного фильма тогда ещё братьев Вачовски. С некоторой долей условности Матрицу можно обозначить как систему управления людьми через подключение каждого человека к коммуникационной сети, посредством которой он погружается в иллюзорный, смоделированный мир. Подразумевается, что Матрица злонамеренно используется некоей тайной структурой, которая перестраивает таким образом человеческое общество для осуществления своих властных притязаний.
Матрица по определению не может состояться без соответствующего уровня развития технологий. Но машинное обеспечение — это только одно из условий, хоть и необходимое, но недостаточное. Главная составляющая любой реорганизации общества — новая идеология, которая сможет воспользоваться плодами технологической революции.
Понятно, что Матрица как социальное явление не может существовать отдельно от доминирующей в мире цивилизации. На сегодняшний день таковой является цивилизация европейская, или Западный Проект. При этом, будучи привязана к достижениям технического прогресса, Матрица должна быть атрибутом нового времени. Исходя из этих вводных, мы и должны рассматривать историю её происхождения.
Так что же взять за точку отсчёта? Мы уже знаем, что Европа, а за ней и весь остальной мир кардинально изменились в результате Реформации. Воспользовавшись изобретением Гутенберга, что позволяло тиражировать книги, а значит — распространять знания среди широких слоев населения, Мартин Лютер и его соратники запустили процесс переформатирования не только мышления, но и общественных отношений.
В докапиталистические времена принадлежность к элите определялась отнюдь не материальным благополучием, а происхождением и/или возможностью прикоснуться к знаниям. Богатство было бонусом, причём совсем не обязательным.
Александр Дюма в своём романе «Три мушкетера» показал это очень чётко. Безденежный д’Артаньян был дворянином и потому стоял на социальной лестнице бесконечно выше богатея Бонасье. Право крови возвышало его над простолюдинами, пусть и богатыми, умными и энергичными. Аналогично, человек, умеющий читать и имеющий доступ в библиотеки, возвышался над малограмотными современниками, как граф де ля Фер над своим бессловесным слугой Гримо.
Но с течением времени всё стало меняться. Не сразу и не вдруг, но совершенно неотвратимо. Сначала Лютер со своей Реформацией лишил священников монополии на Знание, а затем и Великая французская революция вывела буржуа на один уровень с аристократами. Именно тогда были заложены основы капитализма. Мир вступил в эпоху комфорта, и блага цивилизации, хоть и в усечённом, массовом виде, стали доступны всем.
Но кто, зачем и почему продвигал эти изменения? Какая сверхидея двигала поборниками нового уклада жизни? Давайте посмотрим на последовательность событий и на их результаты. Принцип cui prodest? — «кому выгодно?» — в этом мире работает с неизменным успехом. И если мы присмотримся внимательнее, то обнаружим, что буржуазная революция была целиком матриархальна.
Ведь, с точки зрения женской магии, в мужчинах нет особой необходимости. Но мужчина может быть полезен, если его цивилизовать: «Подобно огню, он хороший слуга, но плохой хозяин». И мы видим, что мужчина буржуазной эпохи утратил активную самодостаточность. Ценность его бытия сместилась во внешний мир. Он перестал притягивать, он стал притягиваться. И постепенно из хозяина превратился в чаемого матриархами слугу.
Буржуазная цивилизация решила, что мужчина должен привлекать женщин делами, ежедневной заботой, а не внешним видом и серенадами. Мужчина постепенно терял роль великолепного самца, уступая это великолепие даме. И сказалось это, прежде всего, на нарядах — на оперении. Женский костюм заиграл всеми красками, мужской же основательно полинял.
Пропали шляпы с перьями, замысловатые кружева на воротниках и отворотах рукавов. Вместо вышитых золотом и серебром ярчайших камзолов появились серые, коричневые, чёрные рединготы и сюртуки, к которым прилагались санкюлоты, то есть «длинные штаны». Короткие ботинки пришли на смену роскошным ботфортам. Павлины, ара, фламинго вдруг обернулись пингвинами и воробьями.
Но внешний вид — это отражение мира внутреннего. И там тоже всё было невесело. Приобретательство и тяга к накоплению богатств заменили щедрость и благородную беззаботность, что проистекала из пренебрежения к смерти. Экономическая целесообразность вытеснила независимость мышления. Индивидуальность сменилась коллективизмом. В военном деле всё это привело к кошмару призывных армий. Вместо рыцарей на поле боя стали выходить солдаты, одинаковые и не имеющие никакой ценности.
Результатом такой «переквалификации» и стало современное общество потребления. Положение в обществе стало определяться не родовитостью или знанием множества языков с посвящением в таинства наук, не готовностью жертвовать жизнями, своей и чужими, ради высокой цели, а степенью богатства.
Каждый аферист и галантерейщик получил возможность войти в высшее общество. Не благодаря праву рождения или многолетней кропотливой учёбе в монастырских стенах, нет. Основополагающим критерием стал размер капитала. Мир вывернулся наизнанку, и поклонники золотого тельца вышли на первый план. Место под солнцем в общественной иерархии стало возможно просто купить. Равно как и знания — отправляя своих отпрысков учиться в университеты. За деньги.
Как следствие, человек «эпохи Просвещения» объявил себя земным демиургом, а Вселенную — механизмом. Богу поначалу отвели роль «часовщика», но потом заменили Его жёсткой детерминацией законов природы. Землю же объявили песчинкой в бесконечной вселенской ночи. С тех пор пышным цветом цветёт культ Великой Матери — Материи, везде и всюду витает дух Весны Священной — Бесконечного Прогресса.
Кроме печатного станка и прочих алхимических технологий, этому немало способствовало развитие новой модели человеческого общежития. Имеется в виду процесс расширения и усиления городов, как следствие изменения технологического уклада.
Начавшись с небольших воинских поселений, города разрослись до такого уровня, что стали диктовать свои условия окружающим территориям. Именно городские объединения ремесленников смогли дать достойный ответ стремительно возрастающему спросу на продукцию массового потребления. Горожане, эти новые кочевники, встали над капризами природы, и продукт их деятельности уже не зависел от окружающей среды. Конечно, и в городе бывает то снежок, то потоп. Но разве сравнится уровень зависимости от погодных условий горожанина и крестьянина?
Ненастье приносит горожанину неудобства, не более того. И в снег, и в жару горожанин идёт на работу — на завод, в контору, на государственную службу и там — производит то, что ждут от него люди. В том числе и окружающие города крестьяне, которые, пользуясь плодами промышленной революции, смогли резко улучшить свои агротехнологии.
Таким образом, технический прогресс и доступность базовых знаний изменили мир, в том числе позволили женщинам выйти из-под мужского начала. Никогда ещё в обозримой истории матриархат не праздновал столь оглушительной победы. Женщины смогли, заменяя мужчин механизмами и поселяясь в защищённых от капризов природы городах, стать независимыми от мужской силы.
Именно так была сформирована современная цивилизация, в основе которой лежит матриархальная парадигма, реализованная в городской культуре. Что и позволяет людям не обращать внимания на природные катаклизмы, но делает их полностью зависимыми от техногенной среды, появившейся вследствие промышленной революции.
Именно из этого складывается «общество потребления». В результате рассмотренных выше изменений у больших масс людей стали появляться материальные излишки. И общество нового формата стало много чего предлагать в обмен на эти самые излишки. Начался потребительский бум, с которым изменились сами люди. Повышение уровня потребления стало целью и предметом желания. Это и было началом Матрицы.
Дело в том, что суть Матрицы — это подмена мира реального миром виртуальным, искусственным, смоделированным. Но начинается всё с подмены истинных ценностей ложными. Мы уже видели, как матриархат сменил патриархат. На бытовом же уровне самый главный обман общества потребления — это то, что деньги якобы достаются легко. На самом деле богатство достаётся очень тяжело и лишь немногим. Но поскольку людям внушили обратное, те, у кого «мало» денег, автоматически чувствуют себя неудачниками. Отсюда рождается ущербность, появляется злоба. В злобе же человек становится неадекватным, но при этом вполне предсказуемым, а главное — управляемым. Для чего всё и делается, собственно говоря.
Так были реализованы матричные технологии управления. Оставалось только наложить на них соответствующую машинную поддержку. И средства массовой информации, начало которым положил всё тот же Гутенберг, сыграли именно эту роль. Печатные книги, газеты, затем радио с телевидением и, как вершина айсберга, сеть Интернет, стали тем коммуникатором, что подключён к каждой голове. По сути, человечество уже около ста лет живёт в той самой «Матрице», что так ярко описана в знаменитой кинотрилогии.
Но приходит время перемен. Новые технологии развиваются семимильными шагами и недалёк тот час, когда технический прогресс предложит людям очередную возможность для изменения мира, для разрушения уже существующей Матрицы.
НО КАКОВА БУДЕТ НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ?