В этом мире всё подчиняется незыблемым законам. Можно называть их законами природы, можно — божественным замыслом или как угодно по-другому. Суть от этого не меняется. Главное здесь то, что человек «открывает» эти законы, использует их в своей научной и практической деятельности, но нарушать их он не может. И если в уголовном праве незнание законов не освобождает от ответственности, то незнание законов мироздания не отменяет их наличия и всеобщности. Соответственно, если что-то произошло вопреки одному из законов природы, это говорит нам о том, что либо сей «закон» был неправильно определён людьми и не являлся таковым, либо случилось нечто совершенно невозможное. То, что люди называют не иначе как «чудом».
Чудеса в мире иногда происходят, в этом не сомневается практически никто. Каждый человек в своей жизни сталкивался с событиями, которые невозможно объяснить с рациональной точки зрения. Весь вопрос в том, как люди объясняют их происхождение. В известном фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» есть любопытный диалог между двумя героями, оставшимися в живых после перестрелки. В нём отчетливо видна разница в понимании произошедшего между верующим и неверующим человеком:
ДЖУЛС. Мы должны быть трупами. Ты видел его пушку? Да она была больше, чем он сам.
ВИНСЕНТ. Да, нам повезло.
ДЖУЛС. Нет, это не простое везение. Это что-то другое.
ВИНСЕНТ. Может, и так.
ДЖУЛС. Это было… божественное вмешательство. ©
То есть Джулс увидел в случившемся проявление божественного присутствия в окружающем нас мире. Он считает, что «чудо» как явление, нарушающее законы мироздания, есть следствие прямого божественного вмешательства. И в этом есть свой резон, так как преодолеть установленные при сотворении мира законы может только тот, кто их установил, то есть сам Творец. Потому что Он не принадлежит к этому миру, будучи неизмеримо выше его. Человек же, как и любое другое создание, ничего подобного не может сделать по определению.
В свою очередь атеист Винсент списывает происхождение «чуда» на некое неопределённое «везение» или на ещё более неопределённую «случайность». Но что такое случайность? Большинство людей подразумевает под этим нечто, не имеющее причин. Это в корне неверно, даже с точки зрения атеистического, научного подхода, согласно которому всё в этом мире имеет материальные причины. Иначе придётся признавать факт теоретической невозможности некоторых событий, имевших место на практике. Именно к этому приходят люди, что ссылаются на фактор «случайности». По сути, они декларируют то же самое чудо, только с обратной стороны. В этом и кроется противоречие.
Рациональное мышление не позволяет оперировать категориями «необъяснимости», ведь этим нарушаются причинно-следственные связи. Появление чего-либо «из ниоткуда» противоречит самой сути материалистических принципов устройства мира. Любые же схоластические объяснения, вроде попыток воспользоваться теорией вероятности, не имеют никакого реального применения. Оперируя пусть «бесконечно малыми», но всё же «вероятностями», люди только вводят в заблуждение сами себя и окружающих, пытаясь представить невозможное возможным. Именно поэтому рассуждения о возможности человека достичь полного знания об этом мире исключительно путём рационального толкования явлений природы и размышления над окружающим средой не имеют под собой никакого основания. Ведь фактор чуда совершенно непредсказуем.
Подобные убеждения есть прямое следствие широкого распространения среди масс (я бы даже сказал — злонамеренного внедрения) философского интеллектуального метода. При этом сам по себе философский метод вполне работоспособен — при условии, что человек не ограничивается им одним в своих мыслительных процессах. Как говорил герой романа Умберто Эко «Имя розы» Вильгельм Баскервильский: «Логика может дать огромную пользу при одном условии: вовремя прибегать к ней и вовремя из неё выбегать».©
Исходя из вышесказанного, надо отбросить в сторону ложные установки и определить «случайность» как явление, причин которого мы не знаем. Так мы снимаем противоречия и устраняем неопределённость, обращая внимание на происхождение изучаемого события.
При здравом размышлении весь комплекс возможных причин можно разделить на две группы:
1. прямое божественное вмешательство, то есть собственно «чудо»;
2. результат действия законов мироздания.
Третьего не дано. И определить, к какой группе относятся причины, породившие данное конкретное событие, является первоочередной задачей исследователя.
Например, с точки зрения последователя любой авраамической религии, пророческое откровение, ниспосланное пророку, безусловно является чудом. Это прорыв некоего Знания из-за пределов нашего мира, из ниоткуда. Истинный пророк несёт людям то, чего они никогда не смогли бы постичь сами. Главное чудо любого пророка — его соприкосновение с тем, что стоит выше всего и всех, что не подчиняется законам этого мира, чего просто не может быть. В результате этого он получает частицу Божественного Знания, чудесным образом адаптированную для восприятия его людьми. В этом смысл Откровения как такового и причина его проявления — ничто иное, как чудо.
С другой стороны, в истории есть примеры распространения знания, имеющего некоторые черты пророческого откровения, но не связанные с непосредственным контактом человека и Бога. Так, упомянутая ранее Реформация никак не может быть названа прямым божественным вмешательством. Хотя взрывной рост популярности протестантских идей в Европе и напоминает чудо, ни Мартин Лютер, ни Кальвин, ни другие лидеры протестантизма никогда не объявляли себя пророками.
То есть Реформация — это результат не нарушения, но исполнения законов мироздания (в данном случае — законов общественного развития). Соответственно, именно знание этих законов позволит нам понять причину возникновения Реформации и её особенности. Этот принцип действителен по отношению ко всем общественно-политическим движениям и вообще ко всем сложным структурам.
Таким образом, хотя большинство событий в этом мире подчиняется существующим законам мироздания, некоторые происходят вопреки им, то есть чудесным образом. При этом надо понимать, что чудо само по себе — явление редкое и одномоментное. Оно не происходит непрерывным потоком в течении длительного по историческим меркам времени. Иными словами, по отношению к существованию какой-либо структуры чудо — это всегда первичный взрыв, начало, момент зарождения или изменения системы в результате прямого божественного вмешательства. Но дальнейшее существование любой системы, в том числе и той, что возникла благодаря чуду, всегда протекает в полном соответствии с установленными законами.
Мы уже говорили, что сложные структуры проходят четыре этапа в своём движении от начала к концу существования. В терминах, принятых для живых организмов (что являются яркими представителями сложных структур), эта последовательность выглядит как сменяющие друг друга Детство, Молодость, Зрелость и Старость. Понятно, что есть исключения, и под влиянием внешних сил или в результате собственных ошибок некоторые структуры могут банально не достичь очередного этапа. Но эти исключения лишь подтверждают правило.
Однако данная последовательность не является единственной, что описывает жизненный цикл различных систем. В первую очередь, потому что некоторые структуры в ходе своего развития претерпевают не просто возрастные изменения, но в определённые моменты меняются самым кардинальным образом. Причём совершенно не обязательно чудесным. В Теории Проектов этот процесс называется «трансформацией».
Трансформация по всем параметрам схожа со смертью, но означает не окончательное исчезновение структуры, а её радикальное изменение, вплоть до полного отрицания прежнего типа существования. В результате трансформации появляется структура, обладающая отличными относительно своей предыдущей формы внешними признаками, но имеющая с ней общую, единую суть. То есть, пройдя свой путь до конца этапа, структура в последний момент не умирает, но трансформируется. Возрождаясь в новом виде и оставаясь сама собой.
Здесь романтически настроенному читателю могут прийти в голову различные мистические символы, вроде «воскресения Иисуса» или птицы Феникс, что «возрождается из пепла». Аллюзии вполне уместные, но не следует забывать, что за любым символом всегда стоит некий образ, которому определённая группа людей придаёт особый смысл, недоступный тем, кто не прошёл соответствующее посвящение, инициацию. И, пользуясь символами, значение которых не раскрыто полностью, мы рискуем пойти на поводу у тех, кто изначально намеревался скрыть истину под тайными знаками. Этот путь чреват ошибками.
Тем более что на самом деле всё достаточно просто и прозаично. Особенно это относится к общественно-политическим движениям, аналоги которых, в силу подобия составляющих частей этого мира, можно и должно искать в самых разных сферах. Например, прототипы таких идеологических конструктов, как фашизм и коммунизм, лежат в области энтомологии. В случае с фашизмом за основу было взято устройство муравейника, а с коммунизмом — пчелиного улья. И никаких древних тайн, поэзии и символизма.
Так и для определения последовательности этапов существования системы, с учётом наличия точек трансформации, нам тоже не нужна мистика и аллегоричность. Достаточно просто посмотреть на насекомых, жизненный цикл которых состоит их четырёх этапов.
Нетрудно заметить сходство с упомянутой выше последовательностью: Детство, Молодость, Зрелость, Старость. Но, помимо сходства, есть и существенное различие, а вернее — дополнение, переводящее его на более высокий уровень. Дело в том, что в ходе индивидуального развития насекомых происходит так называемый метаморфоз, или глубокое преобразование строения организма.
Так вот, метаморфоз насекомых — это полный аналог «трансформации» в Теории Проектов. Соответственно, цикл существования насекомых можно с уверенностью определить как аналог и образец существования любой сложной структуры, которая не просто эволюционирует, но в строго определённые моменты меняется революционным образом. И если для насекомых этот цикл выражается последовательностью «яйцо — личинка — куколка — имаго», то для Глобальных Проектов он выглядит так: «исток — формализация — отрицание — возрождение».
ВСЕ ЖЕ ЧУДЕСА И СЛУЧАЙНОСТИ — ВНУТРИ.