А мне, ты думаешь, светить легко? 
(Владимир Маяковский)

Возьми на кисть росинки с розы чайной
И красный сок раскрывшейся зари.
Войди, любовь, войди, художник тайный,
Мечтай, твори (Владимир Набоков).

Каждый из нас наверняка и не раз сталкивался с людьми, от которых исходит некий духовный свет. Их внутреннее состояние, их просветленность и благородство выливаются наружу через черты лица и выражение глаз, заставляя окружающих ощущать рядом с ними чистоту, искренность, неподдельность, которые трудно поддаются описанию. Обычно таких людей называют одухотворенными.

Не оттого ли, что Аллах Всевышний при сотворении человека вдохнул в него от Своего духа (сура 15 «Хиджр», аят 29)? Или оттого, что их души не осквернены грязными помыслами и сверкают от чистейшего света веры? Ведь тот же Коран сравнивает свет в сердце верующего со свечением лампады: ее стекло подобно жемчужной звезде, а горит она от благодатного масла, которое готово возгореться даже без соприкосновения с огнём (сура 24 «Свет», аят 35).

Иными словами, их души чисты настолько, что они готовы светиться сами по себе, а после соприкосновения с Божественным светом они начинают поистине блистать. И снова мы видим, как священная книга характеризует верующих как идущих "на свету от своего Господа" (сура 39 «Толпы», аят 22).

Быть может, именно в этом фокусе можно увидеть причины света, излучаемого лицами некоторых людей. Направляясь по светлой дороге к Истине, верующий находится пред очами Господа своего. Поступая по совести и в соответствии с божьими заповедями, он не опасаясь сей открытости. Более того, оно ощущает Его присутствие и поддержку, которые проявляются столькими разными способами. Весь мир предстает перед ним в сиянии Божественного света, полный чудных красок и цветовых гамм, свидетельствующий о милости и совершенстве Творца.

Это дарит верующему радость и наполняет его сердце желанием делиться этой радостью с другими. Ведь эта милость настолько велика, что не умещается вокруг одного человека и даже вокруг тысячи. Она способна охватить и охватывает всех и вся — стоит лишь позволить ей войти в твое сердце. Это внутреннее состояние и рождает то самое свечение, которое замечают люди. И чем сильнее вера человека, чем честнее и порядочнее его поступки, тем светлее его аура.

Но в обязательном ли порядке верующие избавлены от состояния уныния, грусти или печали? Ведь очень сложно стоически переносить утерю близких, тяжелую болезнь, материальные трудности, бытовые неурядицы, отсутствие ребенка в семье или иные проблемы. Как бы ни был человек психологически готов к испытаниям такого рода, сохранить присутствие духа в такие моменты бывает невероятно трудно. И все же, все же, все же... многие не ломаются. Снова помогает вера, позволяющая свыкнуться с мыслью о том, что ничто на земле не происходит без ведома Бога.

Как красиво выразился на этот счёт американский писатель Нил Уолш, чтобы ни приключилось с Маленькой Душой — радость или печаль, особенно если это была печаль, — Маленькая Душа думала о том, что сказал ей Бог: "Помни всегда: Я посылаю вам только ангелов и никого, кроме них".

Однако не только испытания лишают человека внутреннего свечения. В конце концов, трудные времена проходят и сменяются благополучием и радостью. Гораздо большую опасность представляют чувства, скрывающиеся в самом человеке, в недрах его души. Ненависть, злоба, зависть, надменность, самолюбование — в случае расцвета этих качеств свет души начинает постепенно меркнуть. И тогда человек начинает смотреть на мир глазами Кая с обледеневшим сердцем.

Помните, как изменился герой нестареющей сказки Андерсена после того, как в его сердце попал осколок дьявольского зеркала, и все вокруг начало представляться ему в превратном свете? Хорошее настроение поглощалось ненавистью или безразличием ко всему и вся. Отражаясь в этом ужасном стекле, все "великое и доброе казалось ничтожным и гадким, злое и дурное отражалось еще ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче".

Как часто мы сталкиваемся с такими случаями в реальной жизни! Порой люди меняются на глазах, легко позволяя страстям и сомнениям поработить их свободную душу. Но даже при таком развитии событий свет надежды в конце туннеля остается, ведь Всевышний никогда не позволяет шайтану вершить судьбу Его творений.

Душа человека продолжает тянуться к Божественному свету даже тогда, когда грехи обкладывают ее со всех сторон. Порой или даже зачастую ей не хватает сил самостоятельно выбраться из плена этих страстей, и она томится и алчет, пока кто-то другой не растопит лед вокруг нее. Так ведь произошло и с Каем: злосчастный осколок выпал из его глаза, и мир вокруг него вновь расцвел. Но разве не благодаря чистому свету, излучаемому любящей его Гердой? Ее доброте и искреннему желанию помочь?

Возможно, кто-то назовёт это всего лишь сказкой или чудом. Но разве чудеса нельзя делать своими руками? Да и что есть чудо вообще? Если не касаться божественного вмешательства в законы природы, то чудо — это воплощение нашей определенной мечты, в которой мы порой не признаемся даже самим себе. Первой и наиболее правдивой реакцией на материализацию этой мечты является вскрик: "Какое чудо!"

Скольким людям вокруг мы можем подарить такие "чудеса", которые они потом (и вполне справедливо) будут воспринимать как подарок от Бога. Помните, как значимо произнес герой Александра Грина: "Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем".

Таким образом, свет истинной веры — это не разговоры о Боге и не притязания на благочестие. Это — радушная улыбка, доброе слово, искреннее участие, безвозмездная помощь. Это внутренняя потребность создавать атмосферу радости вокруг себя, рождающаяся от чистой веры и любви. Этот свет изливается в наш мир и преображает его, материализуясь в нравственные поступки или плоды творческого труда. Он сближает народы и континенты, раскалывает глыбы безразличия и жестокости. Его нельзя утаить в душе, но озаряет он только одухотворенные сердца. Как сказал поэт Александр Матюшин:

Ничтожному богатства не создать,
Не поделиться радугою Света,
В душе ничтожной нужно ли искать
Мыслителя, художника, поэта?