Война в Ираке и Сирии, нестабильность в Афганистане, неудавшаяся попытка военного переворота в Турции и рост религиозно мотивированного экстремизма вынуждают власти государств на постсоветском пространстве искать новые пути противодействия этому явлению. О том, как эти процессы воспринимаются в мусульманском сообществе, ЭМ побеседовал с казахстанским политологом, директором издательского дома «Қазақ университеті» Алмазом Асаном.

— Алмаз-ага, вы не первый год исследуете вопросы государственно-религиозных отношений в Казахстане. Как воспринимается эта тема в традиционной мусульманской среде?

— Тема воспринимается неоднозначно, и не только мусульманами, но и чиновниками. Многие верующие считают, что политика — это грязное дело. А значит, чем дальше ты будешь от политики, тем меньше у тебя будет проблем. Но, как сказал Бисмарк, если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами. И сегодня мы видим подтверждение этих слов: наивные молодые люди, мало что смыслящие в политике, становятся жертвами жестокого геополитического обмана. Они движимы желанием изменить мир, но при этом не разбираются в вопросах государственного строительства, международных отношений, не имеют четкого видения исламской модели управления. Я уже не говорю о тех методах, которые они избирают. Когда вы призываете к переменам в обществе, вам прежде всего необходимо отчетливо представлять, как это будет работать и к каким последствиям приведет, чтобы убедить остальных в правильности вашего выбора.

— То есть нужно нести ответственность за те действия, которые касаются не только тебя самого.

— Разумеется. Когда вы говорите о построении государства на основе шариатского права, нужно принимать во внимание и отношение остальной части общества к этому. Если то, к чему вы призываете, выглядит непривлекательно, если вы не сумели правильно преподнести это, то не нужно винить людей, которые не соглашаются с вами. Взгляните на современные демократические государства. Они имеют развитое правое поле, в котором каждый может защитить свои права вне зависимости от социального статуса, религиозной, расовой и половой принадлежности. Именно поэтому они сегодня так привлекательны, в том числе и для мусульман, и здесь есть о чем задуматься. Я ни в коем случае не умаляю значение шариата. Но когда речь идет о судьбах миллионов людей, целой страны, нельзя ограничиваться одной риторикой. И, конечно, нужно нести ответственность за свои поступки.

— Как же так происходит, что в секулярном обществе европейского типа многим мусульманам живется легче, чем в мусульманских странах?

— Кто-то внушил людям, что секулярное общество — это общество, в котором религия отделена от государства. В этом определении кроется причина, по которой верующие в нашей стране чувствуют себя ущемленными. Стоит нам потребовать права, гарантированные законами и конституцией, как наши аргументы бьют пятым тузом, мол, у нас светское общество и религия вне государства, а если хотите носить платок, то уезжайте в другую страну или носите его в религиозных заведениях. И как в такой ситуации должен поступить мусульманин или мусульманка? С одной стороны, она хочет исполнить веление своего Господа, а с другой стороны — хочет быть полезной для общества, работать, учиться. Не каждый может выдержать такое напряжение и не поддаться соблазну отойти от мейнстрима. То есть мы становимся свидетелями того, как трактовка пресловутого принципа отделения религии от государства способствует росту радикальных настроений. Этот вопрос известный у нас в стране политолог Тимур Козырев поднимал еще в 2011 году, когда обсуждалась новая редакция закона о религиозной деятельности. В пункте 1 статьи 3 сказано: «Государство отделено от религии и религиозных объединений». Козырев настаивал на ошибочности такой формулировки, потому что государство, воплощаемое в органах власти, можно отделить от религиозных объединений, но как отделить религию от государства? Религия — это понятие очень высокого уровня абстракции. Как можно абстрактное отделить от конкретных госструктур?

— Однако же этот принцип законодательно закреплен в конституциях многих государств и практически не обсуждается.

— Это не совсем так. Он обсуждается в среде интеллектуалов, в том числе на Западе. Так, например, американский историк Уилфред МакКлей различает две формы секуляризма: политический и философский. Но если политический секуляризм утверждает моральную легитимность религии, то секуляризм философский враждебен к религии. Подмена этих понятий и приводит к нарушению прав верующих в обществе. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда даже госслужащие, ратующие за сохранение светскости, приходят в замешательство из-за явных противоречий между принятыми в спешке нормативными документами. В таких вот ситуациях верующие нуждаются в политической грамотности для того, чтобы отстоять свои права в рамках закона. Верующие граждане должны чётко знать, где нужно проявить принципиальность, а где пойти на компромисс.

— В Коране есть такое выражение: «Не излишествуйте в вашей религии». Как это понять? Может ли быть ислама слишком много?

— Излишество не есть хорошо, и это касается всего. В Коране подчеркивается, что община ислама придерживается срединного пути, а это значит, что во всем надо знать меру. Ислам — это образ жизни, который охватывает повседневный быт и поклонение. Говоря языком религиоведов, ислам объединяет профанное и священное. Мусульманин не может, оставив быт, предаваться только поклонению, и наоборот. Нужно уделять внимание и работе, и досугу, находить время для родителей, родственников и друзей, отдавая должное всему и вся. Несмотря на это, некоторые верующие сознательно изолируют себя от общества, оправдывая свое поведение желанием сберечь веру. Вот это — пример излишества в религии. В Коране и Сунне много текстов, предостерегающих от излишества не только в поклонении, но и в повседневной жизни. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не излишествовал ни во сне, ни в еде, ни в одежде, ни в речах, ни в решениях, ни в спорах, ни в чем. Вместе с тем он предостерег от халатности и попустительства, которые представляют собой противоположную крайность.

— Значит ли это, что в исламе по определению не может быть эндогенного радикализма? Или ни одна религия не свободна от этого явления?

— Радикализм возникает там, где мало знаний. Радикализм среди мусульман вызван не исламом, а целым комплексом социокультурных причин и человеческих недостатков, с которыми борется ислам. Не обходится и без идеологических ловушек, когда за неимением четких указаний для определенных случаев верующие принимают неправильные решения и руководствуются ошибочными принципами. В силу целого ряда причин в такие ситуации попадают многие молодые мусульмане, но когда им разъясняют истину, они возвращаются и исправляются. Опасность возникает тогда, когда в свете особых обстоятельств человеку кажется, что этим неправильным путем он добьется большего. Однако не будем отрицать, что эти люди тоже часть нашей уммы и что решать эту проблему должны в первую очередь сами мусульмане.

— Какие задачи, на ваш взгляд, должны решать мусульмане в масштабах уммы для преодоления таких негативных явлений?

— В первую очередь нужно научится принимать друг друга такими, какие мы есть, не стремиться к разделению, а наоборот, искать причины и способы для объединения. Сегодня это стало жизненной необходимостью, и платформой для такого объединения должно стать единобожие. В шариате есть такое правило: если встает выбор между получением выгоды и отдалением вреда, нужно сначала отдалить вред, а потом позаботится о получении выгоды. А значит наша главная задача сегодня — объединить усилия в борьбе с терроризмом, безнравственностью, культом насилия и вседозволенности, которые угрожают всему человечеству.

Мир меняется у нас на глазах. Совершенно неприемлемые в недалеком прошлом идеи сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся. Для их насаждения используется не только огромный потенциал масс-медиа, но и новейшие социологические концепции, такие как «окно Овертона». Сознанием людей манипулируют, и они поддаются. Можно много полемизировать о том, как и почему это происходит. Но вопрос ведь в другом: что мы делаем для того, чтобы фальши и несправедливости вокруг стало меньше?

Знаете, в Коране наша жизнь неоднократно сравнивается с игрой и потехой. И это очень мудрое сравнение. Разве мы не подчиняемся правилам игры, установленным не нами, когда играем в футбол, или садимся за руль автомобиля, или выходим на работу? Знаменитая фраза Шекспира «весь мир — театр» до сих пор не потеряла своей актуальности. Но это не значит, что мы должны плыть по течению или оставаться безучастными наблюдателями. Каждый из нас должен сыграть свою роль, делая все возможное для преображения мира к лучшему и начиная с себя самого.

Беседовал Эльмир Кулиев