18 шавваля 664 года от Хиджры (23 (30) июля 1266) войска мамлюкского султана Египта и Сирии Бейбарса после длительной осады овладели крепостью Сафед — важнейшим оплотом тамплиеров, преграждавшим путь на столицу Иерусалимского королевства — Акру. Значение города при мамлюках значительно выросло, хотя наивысший расцвет Сафеда приходится на период османского владычества.

Этот небольшой город расположен в Верхней Галилее, в 20 км севернее Тверии, на высоте 840 м над уровнем моря. Отсюда открываются прекрасные виды на юго-востоке на Тивериадское озеро, на западе — на Средиземное море и на севере — на заснеженный горный массив Хермон. В долинах, окружающих город, в изобилии растут виноград, маслины, лимоны, груши и другие плоды.

Первые документальные упоминания о Сафеде относятся ко II веку, но в Иерусалимском Талмуде он упомянут как одно из пяти возвышенных мест, на которых разжигались костры для оповещения о новолунии и праздниках во времена Второго Храма, то есть значительно раньше. Некоторые авторы отождествляют его с городом Сеппх в Верхней Галилее, который упоминается еврейским историком Иосифом Флавием. Название города произошло от древнееврейского корня цофе — наблюдать, отсюда и его еврейское название — Цфат.

После арабского завоевания Сафед не имел заметного политического или торгового значения и не упоминается в ранних арабских источниках. Но после Первого крестового похода ситуация франки решили использовать выгодное стратегическое расположение города для контроля над дорогой, соединяющей Акру и Дамаск. Согласно арабским источникам, первая крепость на этом месте была построена в 495/1101-1102. В 1140 году король Иерусалимский Фульк приказал расширить и укрепить крепость. В 1157 году король Балдуин III, сын и наследник Фулька и королевы Мелисенды, укрылся в этой крепости после поражения от войск Нуруддина Махмуда Занги. Начиная с 1167 года крепость находилась под защитой тамплиеров и играла заметную роль в жизни ордена. Испанский еврей Вениамин Тудельский, совершивший паломничество в Святую землю в 1165 — 1173 гг., не упоминает ни об одном еврее, который жил бы в крепости в тот период.

Со времени возникновения государств крестоносцев взаимоотношения между ними и мусульманами были напряженными, но после завоевания султаном Египта Салахуддином аль-Аюби Дамаска и Алеппо новая война между Египтом и Иерусалимским королевством стала неизбежной. Франки осознавали угрозу и активно обсуждали идею нового крестового похода, но Салахуддин нанёс удар первым. Формальным поводом для начала войны стали нападения лорда Трансиордании Рено де Шатильона на торговые караваны, следовавшие из Египта в Сирию. Мусульманская армия осадила Тверию, оплот лорда Рено, и спровоцировала короля Иерусалимского Ги де Лузиньяна поспешить на помощь городу. 4 июля 1187 года войска султана нанесли сокрушительное поражение франкам при Хаттине, вслед за чем овладели портовой крепостью Акрой и уже в октябре того же года после непродолжительной осады овладели Иерусалимом.

Понимая, что европейские государства не оставят рыцарство без поддержки, султан Египта стремился как можно скорее развить успех. Его главной целью было освобождение Тира, который в военном отношении имел большее значение, чем Святой город. Осада Тира продолжалась чуть больше полутора месяцев, но закончилась неудачей для мусульман. В начале января 1188 года Салахуддин аль-Аюби отвёл свои войска к Акре. Несмотря на это, франки были деморализованы, и в течение следующих месяцев мусульманам удалось овладеть такими важными городами, как Тартус и Латакия, а также целым рядом крепостей. В конце 1188 года после девятимесячной осады тамплиеры согласились сдать город султану Египта, и тот позволил его храбрым защитникам перебраться в Тир.

Огромная империя Айюбидов, включавшая в себя Египет, Триполи, Сирию, Палестину, Месопотамию и Хиджаз, управлялась полузависимыми эмирами, которые формально подчинялись султану. После смерти Салахуддина в марте 1193 г. это стало причиной междоусобиц и переворотов. Относительно стабильным был период правления брата Салахуддина — Сейфуддина Ахмада ибн Аюба (1200 — 1218). Но незадолго до его кончины начался Пятый крестовый поход, сдерживать который пришлось его сыну Мухаммаду ибн Ахмаду, султану аль-Малику аль-Камилю. Примерно в 1219 — 1220 гг. из-за угрозы нападения со стороны крестоносцев крепость Сафед была срыта.

Несмотря на провал Пятого крестового похода, государство Айюбидов переживало тяжелейшие времена. На земли в Ахлате претендовал хорезмшах Джелал ад-Дин Манкбурны, а в 1229 году Южный Йемен перешел под контроль династии Расулидов. Ослаблением Айюбидов воспользовался император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен, который убедил египетского султана уступить ему Иерусалим и узкий коридор вдоль побережья. 18 февраля 1229 года Фридрих II вступил в Святой город, который оставался в руках франков вплоть до 1244 года. После смерти аль-Малика аль-Кямиля в 1238 году в Каире и Дамаске снова началась борьба за власть. В результате в 1240 году эмир Дамаска Исмаил ибн Ахмад вступил в союз с крестоносцами против Аюба ибн Мухаммада, египетского султана аль-Малика ас-Салиха II, и Давуда ан-Насира, эмира Эль-Карака. По этому договору большая часть Галилеи снова перешла к франкам, а Сафед и еще несколько крепостей достались тамплиерам.

Восстановление крепости началось по инициативе епископа Марсельского Бенедикта д’Алиньяна и продолжалось больше двух лет. Вот как описывает Сафед автор книги «Рыцарские ордена в бою»: «Семь башен украшали крепостную стену. Замку принадлежали леса и фруктовые сады, виноградники и пастбища; воздух был здоровым, а земля плодородной. Там выращивали фиги, гранаты, миндаль, маслины, в изобилии было вина и зерна. Рощи поставляли древесный уголь для отопления печей. Имелась также большая цистерна, чтобы поить животных и орошать огороды, и другие цистерны с питьевой водой. За замком находилось двенадцать водяных мельниц, а многие другие, приводимые в движение ветром или тягловой силой животных, располагались внутри».

Вскоре Багдадский халифат подвергся опустошительному нашествию монголов и прекратил своё существование, а в Египте малолетний Айюбидский султан Муса ибн Масуд был низложен мамлюками. Франки помогали монголам во время их сирийской кампании, и поэтому после победы над монголами и укрепления своей власти в Сирии главной задачей мамлюков было полное освобождение Палестины от латинян. Весной 1265 года султан Бейбарс захватил крепости Биру, Кейсарию и Арсуф, после чего мамлюкская армия вернулась в Египет.

Весной 1266 года, когда султан Бейбарс осадил Акру, часть войск была направлена к Сафеду для сдерживания тамплиеров. 8 рамадана (14 июня) султан лично прибыл к стенам осаждённой крепости и взял на себя командование армией. До конца рамадана крепость регулярно обстреливалась из катапульт и осадных орудий, а в начале шавваля сюда подошло подкрепление из Египта и нескольких сирийских городов.

7 июля крепость была забросана "греческим огнём", после чего передовые отряды мамлюков приступили к штурму. Мусульмане несли большие потери, и султан приказал разбить шатры для раненых. В тот день он отказался от помощи слуг и щедро вознаграждал воинов, но штурм не принёс успеха мамлюкам, как и две следующие попытки — 13 и 19 июля. Султан Бейбарс был разгневан на эмиров, которые не проявляли старания во время штурма, и хотел даже наказать более сорока из них, но в итоге не стал делать этого. Однако взыскание возымело действие, и давление на осаждённых усилилось. Вскоре тамплиеры не выдержали и попросили пощады.

Султан согласился пощадить защитников крепости при условии, что они не вынесут с собой оружие и ценности и не станут разрушать и сжигать оставленное имущество. В назначенный час тамплиеры начали выходить из крепости, и каждого из них обыскивали в присутствии султана. Все, кто нарушил условия сдачи и пытался вынести серебро и оружие, были заключены под стражу. Кроме того, выяснилось, что рыцари пытались увести с собой нескольких пленных мусульман под видом христиан. На следующий день тамплиеры были казнены, за исключением двоих: один изъявил желание принять ислам, а другому сохранили жизнь для того, чтобы он передал послание султана королю Иерусалимскому.

Султан Бейбарс не намеревался срывать крепость и передал управление ею эмиру Мадж ад-Дину ат-Тури. Он предложил жителям Дамаска переселиться в Сафед и назначил им высокое жалованье. Стены крепости были укреплены, а в центре её была построена высокая башня. В городе были построены две мечети: одна внутри крепости, а другая — за крепостной стеной. В мамлюкский период город вырос и превратился в один из шести административных центров Сирии, в его подчинении находились Тибнин, Тверия, Назарет. Но наивысший расцвет Сафеда, безусловно, приходится на период османского владычества.