17 рамадана 2 года от Хиджры (13 (16) марта 624) у колодцев Бадра состоялось первое крупное сражение между мусульманами и мекканскими язычниками. Несмотря на троекратный перевес противника в численной силе, мусульмане одержали блестящую победу, а участников того сражения стали называть асхаб аль-бадр. Они относятся к числу наиболее авторитетных сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, и пользуются особым уважением среди мусульман.

Деревня Бадр располагается в 160 км к юго-западу от Медины, примерно в 30 км от побережья Красного моря. Она была хорошо знакома арабам благодаря колодцам с питьевой водой и потому, что она находилось на караванном пути, соединявшем Мекку и Сирию. Кроме того, в доисламские времена в месяце зуль-каада здесь устраивали ежегодную ярмарку, которая продолжалась восемь дней. Однако наибольшую известность этому местечку принесло сражение между мусульманами и мекканскими язычниками, произошедшее неподалёку в марте 624 года.

После инцидента в долине Нахля, где отряд Абдуллаха ибн Джахша захватил торговый караван и двух пленных курейшитов, мекканские язычники еще больше озлобились на мусульман. Все это время они не прекращали преследование верующих и не оставляли попыток раз и навсегда покончить с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. Но теперь им было ясно, что после переселения в Ясриб мусульмане обрели силу и способны вести боевые действия. Ввиду географического расположения Ясриба (Медины) под угрозой оказалась торговля богатых мекканцев с Сирией, и это обстоятельство вынуждало их действовать более решительно.

Всевышний Аллах предупредил верующих, что язычники "не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут" (сура 2 "Корова", аят 217). Вслед за этим были ниспосланы аяты, в которых мусульманам ещё раз было позволено сражаться с теми, кто сражается против них, не начиная войну первыми и не преступая границ дозволенного (сура 2 "Корова", аяты 190-193).

Неизбежность войны с сильным и многочисленным противником вселяла тревогу в сердца многих мусульман. Ещё недавно, озлобленные на язычников и уставшие от притеснений, они вопрошали: "Почему Аллах не позволяет сражаться с неверующими?" А теперь те, чьи сердца были поражены недугом, смотрели друг на друга взглядом человека, "потерявшего сознание перед смертью" (сура 47 "Мухаммад", аят 20).

В таких непростых условиях в шабане 2 года от Хиджры (февраль 624) мусульмане подверглись очередному испытанию. Всевышний Аллах приказал изменить направление киблы с Иерусалима на Запретную мечеть в Мекке. И хотя многие верующие спокойно восприняли этот приказ, некоторые пришли в смятение и стали задаваться вопросами: почему Аллах сразу не сообщил, куда мы должны поворачиваться во время молитв? Неужели все наши молитвы и ночные бдения пропадут даром? И что будет с теми мусульманами, которые умерли до этого?

Сомнения одолевали маловеров, и этим воспользовались лицемеры, примкнувшие к мусульманам после хиджры пророка, мир ему и благословение Аллаха. Одни из них надеялись извлечь выгоду из дружбы с мусульманами, другие пытались войти в доверие к ним, чтобы посеять между ними вражду и недоверие. Теперь же и те, и другие открыто отделились от верующих, но их предательство лишь укрепило ряды последователей Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

На фоне этих событий мухаджирам представилась очередная возможность поквитаться с язычниками, лишившими их крова и имущества. Из Сирии возвращался караван курейшитов, состоявший из тысячи нагруженных верблюдов. Посоветовавшись с ближайшими сподвижниками, пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял решение захватить караван и отправил Тальху ибн Убейдуллаха и Саида ибн Зейда на север для сбора сведений. Они вернулись лишь в день битвы, но мусульмане узнали о приближении каравана из других источников. Им также стало известно, что караван охраняют всего сорок всадников. Добыча казалась легкой, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил мусульманам самим решить, кому выступить в поход, а кому остаться дома.

Однако курейшиты тоже прекрасно понимали, что мусульмане могут помешать продвижению каравана, и поэтому Абу Суфьян, который был старшим в караване, принял меры предосторожности. Узнав о приготовлениях пророка, мир ему и благословение Аллаха, к нападению на караван, он отправил гонца в Мекку с призывом о помощи. В поход против мусульман собрались представители всех курейшитских семей, кроме бану ади, и тысяча триста человек, среди которых было сто всадников на лошадях, без промедления выступили в направлении Ясриба.

Мусульмане не знали о приготовлениях мекканцев и не были готовы к серьезному сражению. 12 рамадана пророк, мир ему и благословение Аллаха, оставив за старшего Абдуллаха ибн Умм Мактума, выступил из Ясриба в сопровождении трехсот десяти с лишним человек, из которых более восьмидесяти были мухаджирами. Они были легко вооружены и имели при себе семьдесят верблюдов и всего две лошади. Однако Абу Суфьяну удалось выйти на след мусульман, и он благополучно увёл свой караван на запад, к побережью Красного моря.

Мекканцы услышали новость о спасении каравана, когда достигли Эль-Джухфы, и многие из них пожелали вернуться домой. Но Абу Джахль и его сторонники предложили добраться до Бадра и бросить вызов мусульманам. «Мы заколем верблюдов, будем есть и пить вино, а певицы станут петь нам песни, — сказал он. — И тогда мы прославимся среди арабов, которые узнают о нашем походе и нашем войске и всегда будут бояться нас». Курейшиты подчинились своему вождю, и только аль-Ахнас ибн Шурайк решился уйти и увёл с собой триста человек из бану зухра.

Мусульмане получили сведения о караване и о мекканском войске, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился в вади Зафран. Ситуация была крайне невыгодной: с одной стороны, мусульмане были не готовы к сражению с противником, который превосходил их числом и вооружением; с другой стороны, уклонившись от сражения, можно было лишиться авторитета не только среди арабов, но и в Ясрибе, и тогда любой неразумный араб считал бы позволительным напасть на мусульманина. Для того чтобы принять окончательное решение, пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова созвал военный совет, на котором мухаджиры и ансары выразили готовность принять бой, если этого пожелает посланник, мир ему и благословение Аллаха. Заручившись их поддержкой, он воскликнул: «Клянусь Аллахом, сейчас я будто вижу воочию этих людей поверженными на поле боя!»

Оба войска двинулись навстречу друг другу по направлению к колодцам Бадра. Мусульмане первыми добрались до деревни и по совету аль-Хубаба ибн аль-Мунзира остановились возле самого дальнего колодца, ближайшего к курейшитам, и засыпали остальные колодцы песком. Командный пункт посланника, мир ему и благословение Аллаха, был разбит на возвышенности и охранялся группой ансаров во главе с Саадом ибн Муазом. Ночь перед боем прошла спокойно, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, обошёл место завтрашнего сражения, а потом долго молился рядом с деревом, моля Всевышнего о помощи и прощении.

Наступило утро пятницы, 17 рамадана. Мусульмане заняли позиции, которые посланник, мир ему и благословение Аллаха, указал каждому из них прошлой ночью. Язычники разделились на отряды и тоже стали спускаться в деревню. Некоторые из них подошли к водоёму, который мусульмане вырыли для себя, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал не мешать им напиться. Умейр ибн Вахб аль-Джумахи, объехав войско мусульман, вернулся к мекканцам и сообщил им о численности противника. Он сказал: «Они могут надеяться только на свои мечи, и, клянусь Аллахом, я не думаю, что кого-нибудь из них можно будет убить, не потеряв хотя бы одного из вас, а если каждый из них убьёт хотя бы по одному из вас, то жизнь после этого хорошей уже не будет».

Мнения язычников разделились, и многие знатные курейшиты предлагали отказаться от боя, но Абу Джахль снова сумел настоять на сражении с мусульманами. Согласно обычаям арабов, бой начался с поединка между двумя богатырями. Сначала Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, вышедший вперед со стороны мусульман, легко расправился с аль-Асвадом ибн Абд аль-Асад аль-Махзуми. Следом вышли Утба ибн Рабиа, его брат Шейба ибн Рабиа и аль-Валид ибн Утба и вызвали на поединок трёх мусульман. Они отказались сразиться с тремя молодыми ансарами, пожелав увидеть перед собой своих соплеменников. В результате Утба начал рубиться с Убейдой ибн аль-Харисом, Шейба — с Хамзой ибн Абд аль-Мутталибом, а аль-Валид — с Али ибн Абу Талибом. Хамза и Али сразу зарубили своих соперников, а Утба и Убейда нанесли друг другу тяжелые ранения, после чего Али и Хамза убили Утбу. Убейда ибн аль-Харис умер через четыре или пять дней после битвы, не приходя в сознание, когда мусульмане возвращались в Медину.

Завязавшееся вслед за этим жестокое сражение завершилось к полудню убедительной победой мусульман. Мекканцы потеряли убитыми 70 человек во главе с Абу Джахлем, еще семьдесят человек попали в плен. Потери мусульман составили четырнадцать человек (шесть мухаджиров и восемь ансаров). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал похоронить их в тех местах, где они погибли, и до нас не дошло никаких сообщений о том, что он совершил по ним заупокойную молитву.

Проведя в Бадре три дня, мусульмане вернулись в Медину, взяв с собой пленных. Посоветовавшись со сподвижниками, пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял решение получить за них выкуп в размере от тысячи до четырех тысяч дирхемов (в зависимости от материального состояния пленного). Те, кто не имел возможности откупиться, получили свободу после того, как обучили грамоте десятерых мусульман. Некоторым пленным свобода была дарована без выкупа. Муж дочери пророка Зейнаб — Абу аль-Ас — получил свободу в обмен на то, что позволил своей жене переселиться в Медину. Лишь двое язычников — ан-Надр ибн аль-Харис и Укба ибн Абу Муайт — были казнены за то, что они причинили много страданий верующим.

В связи с битвой при Бадре была ниспослана сура «Трофеи». Отдельные откровения, в которых описывается данное сражение, есть и в других сурах. Примечательно, что в них нет восхваления победителей, к которому привыкли арабы времен невежества. Напротив, в них обращается внимание на нравственные недостатки мусульман, от которых им ещё предстояло избавиться. В Коране также подчёркивается, что верующие одержали победу при Бадре благодаря поддержке Аллаха и участию ангелов (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 123-125; сура 8 «Трофеи», аяты 9-12, 17).