Среди холмистых равнин Сьерра-Министры, где Иберийские горы переходят в Центральную Кордильеру, расположился небольшой городок Сигуэнса. Через город протекает река Энарес, которая в своём верхнем течении больше похожа на мелкий ручей. Поселение на этом месте существовало ещё в римские времена, когда отсюда проходила дорога, соединявшая Сарагосу и Мериду. После возрождения Вестготского королевства в Иберии, во второй половине VI века, Сегонтия стала центром епархии, которая просуществовала до арабского завоевания.
При кордовских халифах Сегонтия оказалась в тени соседнего города Мединасели и входила в систему приграничных крепостей, которая начиналась в долине реки Дуэро. После распада Халифата эмиры Толедо и Сарагосы, занятые соперничеством с соседними тайфами, не смогли защитить долину Дуэро, и Сегонтия оказалась беззащитной перед набегами кастильцев. Тем не менее мусульмане продолжали удерживать оборонительную линию между Сегонтией и Мединасели, и для усиления давления на этом направлении король Арагона Альфонсо I начал заселение крепостей Берланга и Альмасан. Это произошло вскоре после заключения брака между ним и Урракой Кастильской в 1009 году.
Однако династическая уния Кастилии и Арагона была недолгой, и кастильцы с ревностью наблюдали за успехами Альфонсо в Сарагосе и его последующим приближением к границам их королевства. Для того чтобы перехватить инициативу, архиепископ Толедо Бернардо де Седирак восстановил епископскую кафедру в Сегонтии, которая всё ещё находилась в руках мусульман. В 1121 году он рукоположил в епископы Бернардо де Ажена, бывшего клюнийского монаха, прибывшего в Кастилию около 1098 года для обращения местного населения в римский обряд. Его брат Педро был епископом Паленсии, а его дядя, тоже носивший имя Педро, служил кантором в Толедском соборе.
Кастильское войско заняло Сегонтию в 1123 или 1124 году. Согласно позднему документу, обнаруженному в соборе Сигуэнсы, город был освобождён 22 января, в день казни мученика Викентия Сарагосского. Верхняя часть города вместе с цитаделью перешла в собственность кастильской Короны, а нижняя часть досталась епископу Бернардо де Ажену. В 1140 году город получил небольшую хартию от короля Альфонсо VII, который спустя шесть лет пожаловал епископу верхнюю часть города с замком в обмен на владения в Карасене и Алькубилье. С тех пор город управлялся епископами, что отразилось на его исторической судьбе и архитектурном облике.
Резиденцией епископов стал замок, построенный на месте арабской цитадели и впоследствии принимавший участие во многих важных событиях в истории Испании. В 1465 году, когда кастильские гранды и архиепископы подняли мятеж против Энрике Бессильного, кабильдо Сегонтии выбрали епископом Диего Лопеса де Мадрида, который в течение двух лет отказывался подчиняться епископу Хуану де Мелья, назначенному папой Павлом II. А после смерти Хуана, который так и не попал в Сигуэнсу, замок был хитростью захвачен епископом Калаорры Педро Гонсалесом де Мендоса, сторонником короля Энрике и будущим «великим кардиналом».
Став епископом Сигуэнсы в 1467 году, Педро щедро расходовал на строительные работы в городе. При нём был построен барбакан перед воротами в замок и переделаны некоторые внутренние помещения. Также была расширена рыночная площадь перед собором, на которой были построены дворцы для кабильдо и местного дворянства. При поддержке короля в 1474 году Педро стал архиепископом Севильи с титулом кардинала. Но в конце того же года Энрике умер, а между его единокровной сестрой Изабеллой и его официальной дочерью Хуаной Бельтранехой, вышедшей замуж за короля Португалии Афонсу V, развязалась война за кастильское наследство.
Педро и его братья оказали большую поддержку Изабелле и её мужу Фердинанду Арагонскому, которых вторжение португальцев застало врасплох. Симпатии Изабеллы к Педро подтолкнули Альфонсо Каррильо де Акунью, архиепископа Толедского, принять сторону португальской королевы, которая в итоге проиграла войну. Архиепископ лишился своей власти, а после его смерти в 1482 году Педро занял престол примаса Испании, сохранив за собой кафедру в Сигуэнсе. Обладая огромным влиянием, он сыграл важнейшую роль в войне против Гранадского эмирата, изгнании евреев из Испании и возвращении Руссильона в состав Арагонской короны.
Во время французской оккупации, продолжавшейся между 1808 и 1814 годами, замок Сигуэнсы был разграблен и превращён в армейские бараки. Но в 1827 году он снова использовался как резиденция епископа, и в нём останавливался король Испании Фердинанд VII со своей юной женой Марией Жозефой Амалией Саксонской. У августейшей четы не было детей, и они приехали в Сигуэнсу искать заступничества девы Марии, которую католики почитают как покровительницу города. Мария Жозефа так и не смогла подарить королю наследника, которого ждала вся Испания, а в мае 1829 года она умерла от лихорадки в Аранхуэсе.
Спустя полгода после её смерти Фердинанд VII женился на неаполитанской принцессе Марии Кристине, которая стала его четвёртой женой и, наконец, родила ему двух девочек. Не желая передавать трон своему брату Карлосу, Фердинанд издал прагматическую санкцию, допускавшую в случае отсутствия у короля сыновей переход трона к дочерям. Это привело к расколу в испанском дворянстве, а после смерти Фердинанда спровоцировало начало Первой карлистской войны. Во время карлистских войн, сотрясавших Испанию на протяжении XIX века, замок Сигуэнсы так сильно пострадал, что епископ подыскал себе новую резиденцию.
До начала гражданской войны 1936—1939 годов замок использовался в качестве казарм Гражданской гвардии, а в годы войны был разрушен и долгое время пребывал в руинах. В 1972 году Министерство туризма Испании присвоило замку статус парадора. Реставрация здания началась в 1964 году и была завершена в 1976 году под руководством архитектора Хосе Луиса Пикардо. В соответствии с сохранившимися рисунками были восстановлены романская капелла, башни, барбакан и тронный зал. Официальное открытие отеля состоялось в 1978 году при участии короля Хуана Карлоса и королевы Софии. После реконструкции периметр стен замка составил около 400 метров.
История Сигуэнсы после кастильского завоевания немыслима без кафедрального собора, который возвышается над площадью Майор. Мощные квадратные башни, увенчанные мерлонами, придают ему грозный вид, вполне соответствующий его мрачным залам и капеллам. Строительство собора было начато в 1144 году епископом Бернардо де Аженом в соответствии с требованиями Клюнийского ордена, и уже в 1169 году храм был открыт для богослужения. Но работы продолжились, и в течение следующего века был построен главный фасад с тремя романскими дверями, соответствующими трём нефам собора, а южная стена трансепта была украшена круглым витражом.
К началу XIV века была построена башня Галло, прилегающая к южному фасаду. Поначалу она служила для обмена сигналами с замком, а впоследствии претерпела несколько реконструкций. В том же столетии были завершены готический центральный неф и правая башня главного фасада высотой 40,5 метров, а левая башня была достроена лишь в 1533 году. Спустя три года перед собором был устроен атриум, обнесённый невысокими известняковыми колоннами. Неоклассический портал рядом с башней Галло был построен в 1797 году по заказу епископа Хуана Диаса де ла Герра, при котором были построены новые мосты, дороги, мельницы.
По инициативе Хуана Диаса начали застраивать северный пригород Сан-Роке, расположенный рядом с рекой Энарес. В западном пригороде Аррабаль было начато строительство церкви Санта-Мария, которое завершилось лишь в середине следующего века доном Мануэлем Фрайле Гарсией. Здание выполнено в барочном стиле, а его фасад украшен строгим неоклассическим порталом. Две колонны по бокам от входа соединяются полукруглой аркой, над которой возвышается треугольный фронтон с круглым окном. В последние годы жизнь в храме затухла и поддерживается лишь благодаря различным музыкальным конкурсам и общественным мероприятиям.
Во второй половине XVIII века Сигуэнса, как и вся Испания, переживала демографический подъём. Просвещённые реформы Карла III изменили облик городов, обеспечили эффективное управление и экономический рост. Но для церкви они также означали изъятие церковных земель в пользу Короны. Дон Хуан Диас отказался от владения городом в 1796 году, когда страной фактически управлял государственный секретарь Мануэль Годой, фаворит королевы Марии-Луизы, приведший Испанию к разорению. Однако, несмотря на изменившиеся порядки, епископы ещё долго продолжали играть первейшую роль в жизни города.
В 1808 году при поддержке епископа Педро Иносенсио Бехарано (1801–1818) рядом с рекой был разбит неоклассический парк Аламеда. К работам был привлечён архитектор Паскуаль Рефуста, который создал живописную аллею, тянущуюся вдоль всего парка. В восточной его части была установлена барочная арка с гербом дона Педро и латинской надписью, которая гласит: «Для комфорта бедных и украшения города». На площадке перед аркой, между четырёх пирамидальных колонн, раньше находился монументальный фонтан. В начале прошлого века посреди парка был установлен ещё один фонтан, сохранившийся до наших дней.
После окончания карлистских войн Аламеда стала центром культурной жизни города, который начал притягивать ярких представителей испанского модернизма. По тенистым аллеям Аламеды прогуливались драматург Федерико Гарсиа Лорка, новелист Бенито Перес Гальдос, философы Хосе Ортега-и-Гассет и Мигель де Унамуно. В парке была установлена сцена, которую использовали во время летнего фестиваля Сан-Роке. Но все мечты о светлом будущем были похоронены под пеплом гражданской войны, которая унесла жизни полумиллиона человек. Пригороды Сигуэнсы были опустошены, церкви и памятники были разграблены.
Последствия гражданской войны до сих пор видны внутри церкви Сантьяго, расположенной на главной улице между собором и замком. Романский храм был построен по указанию дона Серебруно, третьего епископа Сегонтии (1156-1167). До войны церковь использовалась для богослужений клариссинками из монастыря, основанного в городе в первой половине XVI века. На тимпане портала сохранилось рельефное изображение апостола Иакова. Между архивольтом и карнизом расположен герб епископа Фадрике де Португала Нореньи, который был близок к Изабелле Католичке, а при её внуке Карлосе I вырос до архиепископа Сарагосы.
Уцелели и некоторые участки средневековой стены, которая при католических епископах вытянулась от замка к собору, охватив поселение с обеих сторон. В прошлом веке она уже не имела оборонительного значения, и значительная её часть слилась с поздними постройками. Тем не менее сохранились две круглые башни и пять из семи ворот, в прошлом соединявших город с пригородами. Пуэрта-дель-Йерро оставались главными воротами Сигуэнсы до XIV века, когда стена была расширена. За ними начинался небольшой еврейский квартал, и здесь же взималась пошлина за товары, которые попадали на городской рынок.
Портал Майор появился после расширения города, и с внутренней стороны он украшен полукруглой нишей, в которую поместили статую девы Марии. Над аркой находится небольшая звонница, а каменные особняки по обе стороны от ворот делают этот уголок одним из самых романтичных в городе. Отсюда дорога спускалась в Аррабаль, куда после завоевания города кастильцами были выселены мавры. После изгнания морисков в этом пригороде стали селиться фермеры, которых происхождение не обязывало тесниться внутри крепостных стен, а удалённость от центра города компенсировалась широкими улицами и светлыми комнатами.
После Второй мировой войны Сигуэнса начала восстанавливаться, и в 1965 году город был объявлен историко-художественным памятником, а его символом стал Донсел. Так в городе прозвали Мартина Васкеса де Арсе, юношу из знатного рода, погибшего в войне против мавров в 1486 году и похороненного в соборе. А скульптура юноши с крестом Святого Иакова на груди, читающего книгу полулёжа, закинув ногу на ногу, установленная на его могиле, стала одним из самых известных образцов поздней готики в Испании. В городе сохранился и дом Донсела, который был перестроен во второй половине XV — начале XVI веков.
Но самого города епископов больше нет. Внутри церквей и монастырей, закрыв глаза, можно услышать отголоски крестовых походов и судов инквизиции. Призраки давно ушедших дней. Церковный дух теперь живёт только в камнях, и колокола больше ни по ком не звонят. И людей пугают другими врагами, и они приносят жертвы другим богам. Символично, что один из последних памятников, который муниципальные власти разрешили установить в центре города, носит название «Монолит мира». Он декларирует новые страхи и идеалы, а надпись на мемориальной доске гласит: «Ветры мира ласкают крылья свободы. Дань жертвам терроризма. Ноябрь 2009 года».