В стамбульском районе Фатих всегда оживлённо. В колоритных ресторанах и кофейнях обсуждаются политические новости и деловые предложения, магазины предлагают по доступной цене турецкий трикотаж и текстиль. На знаменитый Мальтийский рынок приезжают за покупками из разных районов города. Но стоит пройти вглубь квартала, как ты начинаешь ощущать дыхание старого Константинополя. Мужчины в тюрбанах и длинных рубахах, женщины в чёрных паранджах, добродушные лавочники, которые никогда не зазывают прохожих.
Больше всего меня привлекает то, что здесь можно спрятаться от городского шума и суеты. Мне нравится бродить по этим ухоженным улицам, застроенным где-то в середине прошлого века, то и дело натыкаясь на старинные мечети, в которых можно услышать истории о жизни праведных людей. А на вершине холма, четвёртого из семи городских холмов, возвышается мечеть Мехмеда Фатиха (Завоевателя).
Величественный силуэт мечети можно увидеть из разных концов города, а когда спускаешься по склону пятого холма, от мечети Селима Явуза, и купола Фатиха виднеются на противоположном конце улицы, невольно возникают ассоциации с Римом, со знаменитой улицей Панисперна и куполом базилики Санта-Мария-Маджоре. Османские султаны, безусловно, строили свой новый Рим и даже именовались «цезарями Рима».
Прежде на этом месте стояла Церковь Святых Апостолов, некогда главный храм Константинополя. Его строительство было начато около 330 г. Константином Великим с намерением собрать в нём мощи двенадцати апостолов Христа. Но приобрести удалось только, как считается, главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея. Строительство храма было завершено уже после смерти Константина, и его сын и преемник Констанций II похоронил в нём своего отца.
После того как при Юстиниане Великом был заново отстроен Софийский собор (532—537), было принято решение перестроить и храм Апостолов. Новая базилика, имевшая в плане греческий крест, с пятью куполами, была освящена в 550 году и на протяжении 700 лет оставалась второй по значимости церковью Византии. В ней покоились останки нескольких патриархов и более 30 византийских императоров и императриц, умерших до 1056 года.
В 1204 году храм был разграблен, были осквернены саркофаги императоров, в том числе Юстиниана и Ираклия. Многие реликвии были вывезены в Венецию, их можно увидеть в соборе Святого Марка, а часть мощей Григория Богослова была доставлена в Рим. После установления власти Палеологов храм был восстановлен, и перед ним была установлена колонна со статуей Михаила VIII. Но накануне османского завоевания церковь уже находилась в запущенном состоянии.
После падения Константинополя Геннадий Схоларий был вынужден перенесли свою кафедру в храм Апостолов, но поскольку этот район города заселялся мусульманами, между ними и прихожанами возникали конфликты. Через три года кафедра вселенского патриарха была перенесена в церковь Паммакаристы (ныне — мечеть Фетхие), а в 1461 году храм был разрушен по приказу султана. На его месте было задумано построить мечеть, которая должна была стать символом преображения Константинополя.
Весьма далёким от истины представляется предположение немецкого историка архитектуры Карла Вульцингера (ум. 1948) о том, что мечеть якобы была построена на уцелевшем фундаменте Церкви святых апостолов. Это невозможно хотя бы потому, что расположение стен восточных церквей и стамбульских мечетей никак не совпадало. К тому же сколько-нибудь достоверные сведения о плане и размерах древней церкви не сохранились.
Не менее бездоказательно и весьма распространенное в русской литературе мнение молдавского господаря Дмитрия Кантемира (ум. 1723) о том, что мечеть была построена византийским зодчим Христодулосом. Архитектором был Синауддин Юсуф ибн Абдуллах, больше известный как Атик Синан, тоже грек по происхождению. Тем не менее памятник изначально не имел признаков византийского зодчества и был воплощением османских традиций. В этом смысле мечеть Фатих не выбивается из ряда султанских мечетей Уч-Шерефели в Эдирне и Баязид в Стамбуле.
Эти мечети были названы султанскими, потому что были построены в знак благодарности Всевышнему за крупную военную победу. Первые османские падишахи связывали мечети со своими именами только по таким поводам. Мурад III (1574—1595), не добившийся громких побед, несмотря на территориальные приращения в Азербайджане и Курдистане, постеснялся построить в столице большую мечеть. Зато Ахмед I (1603—1617), чьё правление было отмечено неудачами в войне против Сефевидов и мятежами, не отличался такой скромностью и построил Голубую мечеть прямо напротив Айя-Софии. Времена менялись, и нравы падишахов тоже.
Строительство мечети началось в марте 1463 и продолжалось до декабря 1470 года. Вокруг мечети были построены другие здания, вошедшие в кюллие. Главными среди них были восемь медресе Сахн-и Семан. Они были построены параллельно друг другу в четыре ряда, а мечеть оказалась между ними: медресе, расположенные на северо-восточной стороне были названы черноморскими, а на юго-западной стороне — средиземноморскими.
На протяжении веков мечеть пережила не одно землетрясение и бедствие. В 1509 году от подземных толчков обрушился султанский махфиль, в 1633 году сгорели навершия минаретов, в 1698 году от взрыва на пороховом заводе в Шехремини пострадал купол мечети. А 22 мая 1766 года в Константинополе произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром в восточной части Мраморного моря, и купол мечети Фатих обрушился. Это случилось на третий день празднования Курбан-байрама, через час после восхода солнца.
Описание старой мечети мы находим в трудах Эвлии Челеби, Айвансарайлы Хусейна-эфенди и Хезарфена Хусейна-эфенди. Её изображения сохранились на гравюре художника из Фленсбурга Мельхиора Лорка (XVI век), старой карте городского водопровода (XVII век) и в других источниках. Архитекторам удалось воплотить в жизнь лучшие достижения османского зодчества и превзойти решения, использованные ранее в мечети Уч-Шерефели в Эдирне.
По своему плану мечеть Фатих была похожа на мечеть Атика Али-паши (построена в конце XV века) на площади Чемберлиташ. Главный купол, накрывавший центральный неф, опирался на два массивных пилона, две мраморные колонны и полукупол, располагавшийся со стороны михраба и имевший такой же диаметр. Каждый из двух боковых нефов был накрыт тремя куполами меньших размеров. Вход в мечеть находился в северо-западной стене, к которой прилегали два минарета, каждый из которых имел один балкон.
Внутренний двор был окружён галереей с гранитными колоннами и куполами, посреди него находился шадырван для омовения. Мраморные плиты, использованные для мощения двора, были сняты с храма Апостолов. Арочные проёмы над окнами галереи были украшены изразцами, из которых сохранились два панно с басмалой и фрагментом Аята аль-Курси. В них используется редчайший жёлтый цвет, присутствующий только на керамических изделиях XV века.
После обрушения свода мечеть не подлежала восстановлению, и проект новой мечети утвердил лично султан Мустафа III. Строительные работы начались в конце июля 1767 года под руководством архитектора Сарыма Ибрахима-эфенди, а в конце октября 1769 года его сменил Иззет Мехмед-бей. По распоряжению султана мраморные плиты доставлялись из каменоломен Мармары, а камни — из Гебзе. 26 апреля 1771 года в мечети снова была прочитана пятничная проповедь.
Новая мечеть была построена в классическом стиле, который османские зодчие довели до совершенства. Центральный купол диаметром 26 метров поддерживается четырьмя пилонами и четырьмя полукуполами с экседрами. Четыре главные арки выполнены из мрамора и красного камня, а в боковых арках использовался зелёный камень. В дневное время огромный зал прекрасно освещается естественным светом, а по ночам для его освещения зажигали 600 масляных ламп.
Высокий мраморный михраб украшен сталактитами, над которыми почерком сульс джали записан фрагмент аята из Корана: «Когда он стоял на молитве в михрабе, ангелы воззвали к нему». Изящный минбар выполнен из мрамора и украшен геометрическим орнаментом и барочным фронтоном, а его шатёр завершается деревянной пирамидой. Напротив минбара на четырнадцати мраморных колоннах возвышается махфиль для муэдзина. Деревянная кафедра для чтения проповедей инкрустирована перламутром.
Слева от михраба находится махфиль, предназначавшийся для падишаха. Вычурные декоративные элементы на его деревянной решётке выдают увлечение турецких архитекторов второй половины XVIII века европейским барокко. Тяготея к живописности, они плавно скруглили углы пилонов и богато украсили ступенчатые карнизы. Тем не менее, в отличие от барочной мечети Нуруосмание, построенной между 1748 и 1755 годами, в мечети Фатих нарочито подчёркивается приверженность классическому стилю.
Основания и нижние части минаретов сохранились со времён Мехмеда II. В XIX веке минареты были увеличены, старые балконы были заменены, и вместо одного каждая башня получила два балкона с барочными изгибами. После землетрясения 1894 года к минаретам добавили каменные конусовидные навершия, но в 1966-67 годах они снова были заменены деревянными со свинцовым покрытием, а каменные конусы некоторое время хранились во дворе Музея строительства и памятников искусства в Фатихе, рядом с акведуком Валента.
На постаменте южного минарета находятся оригинальные солнечные часы. По большой стрелке определяют время дня, а маленькая указывает на то, сколько времени осталось до послеполуденной молитвы. Турецкий учёный, основатель медицинского факультета Стамбульского университета Сюхейл Унвер утверждал, что эти часы были придуманы в 1473 году известным математиком Али аль-Кучши, который по приглашению Мехмеда I переехал из Тебриза в Константинополь и преподавал в Айя-Софии.
Шадырван во внутреннем дворе окружён восемью мраморными колоннами, на которых покоится свинцовая кровля с коническим завершением. Фризы деревянного потолка и борта кессона, расположенного в его центре, украшены растительным орнаментом. Монументальный портал главного входа датируется XV веком, а надпись над входом принадлежит известному каллиграфу Али ибн Яхье ас-Суфи. Его мастерски выполненные росписи украшают ворота Баб-и-Хумаюн во дворце Топкапы.
В то время как стена мечети со стороны внутреннего двора, без сомнения, относится к ранней постройке, по поводу стены михраба есть разногласия. Распространено мнение, что во время реконструкции мечети молитвенный зал был увеличен. Возможно, для этого даже пришлось передвинуть мавзолей Мехмеда II, и в таком случае его могила находится под михрабом новой мечети. Другие исследователи считают, стена михраба находится на прежнем месте, как и тюрбе султана, а его останки покоятся в склепе между тюрбе и михрабом.
Точная дата строительства тюрбе Мехмеда II неизвестна. Возможно, оно было построено при его жизни или сразу после его смерти в 1481 году. В мае 1766 года памятник получил незначительные повреждения, но в 1782 году сильно пострадал во время пожара. По приказу Абдул-Хамида I тюрбе было восстановлено, и в центре его поместили новый гроб, накрытый куском кисвы. Яркие барочные росписи на стенах и потолке относятся к периоду правления султана Абдул-Азиза (1865-66).
Со стороны киблы рядом со стеной мечети находится библиотека Махмуда I, которая была открыта в 1742 году. Однако должности хафиз-и кутуб и катиб-и кутуб при мечети существовали задолго до того. Небольшие библиотеки, существовавшие в четырёх из восьми медресе Сахн-и Семан, были объединены в одну, вероятно, при султане Баязиде. В настоящее время здание библиотеки закрыто, а её собрание, включающее 5219 рукописных и 319 печатных книг, передано библиотеке Сулеймание.
Некоторые постройки, входившие в комплекс мечети Фатих, не сохранились до наших дней. Среди них дарушшифа (лечебница), которая была первым медицинским учреждением, построенным в Константинополе мусульманами. Она располагалась восточнее мечети, и сейчас эта территория застроена жилыми домами. Полностью разрушены хаммам, мектеб (начальная школа) и муваккитхане (астрономическая служба).
Из восьми медресе уцелели только основные здания четырёх средиземноморских и одного черноморского медресе. Также сохранилось здание табхане, которое по своей планировке очень похоже на медресе. Собственно, оно долгое время и использовалось с этой целью. Кроме того, в нём находилась столовая, которая обслуживала служащих мечети, преподавателей, учащихся и гостей. В 1766 году купол небольшой мечети внутри здания обрушился и был восстановлен лишь после 1956 года.
Рядом с мечетью находится большое кладбище, на котором похоронены некоторые выдающиеся деятели Османской империи и Турецкой республики. Помимо тюрбе Мехмеда II здесь находятся гробницы Гюльбахар-хатун (жены Мехмеда и матери султана Баязида II), Накшидиль-султан (наложницы Абдул-Хамида I и матери султана Махмуда II), а также «льва Плевны» Османа Нури-паши, который прославился во время героической обороны Плевны.
Новая мечеть Фатих на протяжении последних двух с половиной веков неоднократно реставрировалась. Масштабные работы потребовались после пожара 1782 года и землетрясения 1894 года. Во время Измитского землетрясения в августе 1999 года были повреждены свод, стены и галерея внутреннего двора. Основательная реставрация памятника, продолжавшаяся четыре с половиной года, была завершена к рамадану 2012 года. Однако у специалистов остаются опасения по поводу прочности фундамента мечети и соседних медресе, значение которых для всего исламского мира трудно переоценить.