В Кольмаре мы оказались проездом. Направляясь в Страсбург, парламентскую столицу Европы и урочище одного из старейших европейских университетов, мы решили посетить один из сказочно красивых городов Эльзаса. Но дорога заняла больше времени, чем мы рассчитывали, да и навигатор изрядно утомил нас, то и дело предупреждая, что мы движемся не по автостраде, а через лес и горы напрямик. В результате мы приехали в заранее забронированный отель лишь к девяти часам вечера.
В центре Кольмара движения почти не было, но припарковаться в узком переулке было негде. Поэтому мы остановились прямо напротив дверей гостиницы, получили билет на ближайшую парковку и поспешили оставить там автомобиль до утра. Город спал, и только на центральной улице жизнь продолжала бурлить. Воздух был наполнен нежной прохладой и ароматами цветов, и после короткой прогулки мы вернулись в отель, чтобы выспаться после напряжённого дня.
Ранним утром на улице было холодно. Кольмар ещё не стряхнул с себя покрывало тумана, и это делало его невероятно загадочным. Вдоль длинных мощёных улиц, точно солдаты в разноцветных мундирах, стояли аккуратные ренессансные домики. Среди них выделялись дома с деревянным каркасом, из которого составляется простой, но симпатичный геометрический орнамент. Эта технология, распространившаяся в Германии в XV веке, называется фахверк.
При строительстве фахверковых домов не использовались дорогие материалы: пространство между брусьями заполняли камнями или смесью навоза, соломы и извести, которую можно было заменить через несколько десятилетий. Зато дома получались крепкими, тёплыми и непохожими друг на друга. Что делает их такими обаятельными? Комбинация стоек и раскосов? Высокие треугольные крыши? Разноцветные фасады? Или симфония всего этого, дополняемая ухоженными цветами под окнами?
Выйдя на площадь генерала Раппа, мы оказались перед бронзовой статуей генерала работы Фредерика Бартольди, одного из самых известных уроженцев Кольмара. В городе многое связано с именем великого скульптора, автора статуи Свободы в Нью-Йорке и Бельфорского льва. А начиналось всё именно с этой скульптуры, которую Бартольди создал в 1854 году, когда ему было всего 20 лет. Спустя год она была презентована на Всемирной выставке в Париже, а в 1856 году оказалась в Кольмаре, на родине генерала Раппа. В 1940 г. нацисты разрушили памятник, но после войны его отреставрировали и вернули на место.
На другой стороне площади стоит карусель. Ещё одна городская знаменитость, самая большая крытая карусель во Франции. Её фасад украшают романтические виды старого Кольмара, а внутри собраны шестнадцать репродукций картин известного импрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Этот художник родился в знатной и богатой семье, но тяжёлая болезнь и любовь к живописи привели его на Монмартр. В результате он стал одним из поэтов парижского отребья, отразившим в своих работах мрачные стороны жизни Двора чудес. К сожалению, мы не смогли увидеть его работы, потому что ранним утром карусель не работала.
Совсем рядом уютный городской парк с громким названием Марсово поле. Что это, просто аллюзия на знаменитое Марсово поле в Риме или оно действительно предназначалось для военных парадов и тренировок? В любом случае оно вряд ли может соперничать с одноимёнными площадями в Париже или Санкт-Петербурге, но выглядит очень мило и привлекательно. Здесь можно погулять с детьми или помечтать, сидя на скамейке.
Не менее яркая аллюзия поджидала нас на набережной реки Лош. Этот район, который раньше заселяли рыбаки и виноторговцы, сейчас называется «маленькой Венецией».
Сказочные домики, кивающие козырьками в сторону реки, и старинные мосты с невысокими арками ежедневно позируют толпам туристов, гуляющим по набережной или катающимся на небольших лодках. Не удивительно, что создатели японского аниме «Ходячий замок Хаула» позаимствовали архитектурные элементы у Старого Кольмара.
Вообще, на улицах Кольмара можно преподавать историю германской архитектуры. Именно германской, потому что в состав Французского королевства Эльзас вошёл лишь во второй половине 17-го века, во времена Людовика Великого. Впоследствии эта область не раз переходила из рук в руки, но сохранила на себе отпечаток немецкого зодчества.
Считается, что готический стиль родился во Франции. В Германии он начал распространяться спустя примерно столетие, но памятники немецкой готики впечатляют своей монументальностью и одновременно лёгкостью форм. В Кольмаре готический стиль представлен в Коллегиальной церкви Сен-Мартен. Из-за больших размеров её часто называют собором, хотя кафедра епископа находилась здесь лишь около десяти лет после Великой Французской революции до подписания Конкордата Наполеона в 1801 г.
Нынешнее здание было построено на месте романской церкви, но археологи утверждают, что ещё раньше, примерно в конце первого тысячелетия, здесь стояла церковь эпохи Каролингов. Нарочитые перепады высот и уносящаяся в небо массивная колокольня подчеркивают экспрессивность стиля и скрывают незавершенность строения. Несмотря на то, что церковь строилась между 1234—1365 гг., северная башня у неё так и не появилась. Зато в 1572 г., когда церковь восстанавливали после пожара, имеющаяся башня была увенчана ренессансным шпилем.
С проникновением в Германию ренессанса он обнаруживается и в архитектуре Кольмара. В городе процветали ремёсла и торговля, и зажиточные бюргеры не стеснялись подчёркивать свою самобытность. Первым в этом отношении стал дом шляпочника Людвига Шерера, построенный в 1537 г. Ныне он носит имя некоего Пфистера, владевшего им в 1840—1892 гг. Деревянная галерея и двухэтажный угловой эркер украшены фресками с изображениями библейских сцен и городской жизни.
Двумя боковыми эркерами с пирамидальной черепичной крышой выделяется ренессансный Дом с аркадами на центральной улице Гран-Рю. Он получил такое название из-за арочного прохода на первом этаже, в котором скрывается торговый ряд. Фасад здания, построенного архитектором Альбертом Шмидтом в 1606 г., характеризуется строгостью форм и пропорций, чего не скажешь об изящных хвостовых фронтонах по бокам.
В прямом смысле многоликим является знаменитый Дом голов. Он был построен в 1609 г. всё тем же Альбертом Шмидтом для богатого торговца Антона Бургера, а его фасад и эркер украшают более ста кривляющихся рожиц.
В 1902 г. на фронтоне Дома голов поместили оловянную скульптуру бондаря работы Фредерика Бартольди. А всё потому, что когда-то в этом здании располагалась винная биржа, а ныне — дорогой отель с рестораном.
По узнаваемости с Домом голов может соперничать только здание Старой таможни. Точнее, это сразу три здания: первое было построено в 1480 г., а два других пристроены к нему в 16-м веке. В конце 19-го века обветшалое строение хотели снести, но в итоге оно было отреставрировано, на его крыше появилась башенка, а сама крыша была покрыта разноцветной черепицей.
Прямо напротив Дома Голов находится здание бывшей колбасной лавки Aux deux frères, принадлежавшей двум братьям Финкер. Примечательно оно огромной вывеской, созданной по эскизу художника Жан-Жака Вальца, которого эльзасцы любовно прозвали «дядюшкой Анси». На вывеске изображен основатель отшельнического монашества Антоний Великий, читающий проповедь не кому-нибудь, а поросёнку. Над этим самым поросёнком — силуэты трёх разрушенных замков Эгисхайма, расположенных недалеко от Кольмара. Ну а на второй части вывески — собственно братья-мясники с их продукцией.
На той же улице бросаются в глаза и другие кованые вывески «дядюшки Анси». Вот, например, вывеска над аптекой, на которой изображён аптекарь, изготавливающий целебное снадобье, змея Эскулапа и лебедь — символ самой аптеки. Всего таких вывесок, созданных по рисункам знаменитого художника, на улицах города — восемь.
Но главная работа Жан-Жака Вальца — знаменитая иллюстрированная «История Эльзаса, рассказанная маленьким детям Франции». Создавая благочинные образы эльзасских крестьян и высмеивая немецких солдат, он способствовал поддержанию патриотического духа французов после их поражения во Франко-прусской войне 1870—71 гг.
Я не пытаюсь сравнивать Кольмар с европейскими столицами. Город небольшой и никогда не играл первых ролей в истории. Но бережливое отношение эльзасцев к своей культуре и своему прошлому впечатляет. Кажется, что каждому камешку и каждой вывеске здесь есть что рассказать и чем поделиться. И хотя своей славой Кольмар во многом обязан скульптору Бартольди, гравёру Мартину Шонгауэру и художнику Жан-Жаку Вальцу, увиденное нами стало возможным благодаря стараниям и любви простых горожан. Хороший и похвальный пример для всех нас.
Читайте по теме: Уроки истории на улицах Кольмара