Познание прекрасных имен и возвышенных качеств Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, указывающих на Его абсолютное и всестороннее совершенство, относится к одним из важнейших разделов религиозного знания, которое позволяет укрепить веру. Ознакомление с именами и качествами Аллаха, постижение их смысла и углубленное изучение этого вопроса приносит человеку огромную пользу. Вот некоторые из многочисленных плодов этого знания:
1. Понимание того, что только Аллах обладает божественными именами и качествами, является самой славной и самой великой формой знания, и тот, кто пытается понять их смысл и занимается изучением их, посвящает себя служению самой возвышенной цели. Если же ему удается добиться желаемого, то он обретает один из самых прекрасных даров.
2. Познание Аллаха вызывает в человеке любовь к Нему, страх перед Ним и надежду на Него, побуждает его искренне служить Ему одному, что само по себе является истинным счастьем. А познать Аллаха можно только путем изучения Его имен и качеств и правильного подхода к пониманию их смысла.
3. Аллах создал творения для того, чтобы они познали Его и поклонялись Ему. В этом состоит смысл их сотворения, и если раб занят этим, то он посвятил себя именно тому, ради чего он появился на свет. Если же он не делает этого, то он пренебрегает тем, ради чего он был сотворен. Как же скверно поступает раб, который не ведает о своем Господе и не желает познать Его, несмотря на то, что Он беспрестанно оказывает ему милость и наделяет его всевозможными благами.
4. Вера в Аллаха является одним из столпов мусульманской веры. Более того, ее можно назвать важнейшим из всех столпов, имеющим первостепенное значение. Однако уверовать в Аллаха не означает просто сказать: «Я уверовал в Аллаха», при этом ничего не зная о своем Господе. Истинная вера заключается в познании Того, в Кого ты уверовал, и в стремлении побольше узнать о Его именах и качествах, чтобы достичь степени твердой убежденности. Поэтому вера раба растет по мере того, как он познает своего Господа. Чем больше он узнает об Аллахе, тем сильнее становится его вера, и чем дальше он отдаляется от этого знания, тем слабее становится его вера. И, безусловно, самым коротким путем к этому является размышление над именами и качествами Пречистого и Всевышнего Господа.
5. Знание об Аллахе лежит в основе всего сущего, и если человек истинно познал Его, то он может судить о Его деяниях и предписаниях, опираясь на свои познания о Его качествах и божественных деяниях. Это объясняется тем, что Аллах всегда поступает в соответствии со Своими именами и качествами. Божественные деяния зиждутся на справедливости, милосердии и мудрости, и поэтому все узаконенные Им предписания соответствуют Его славе, мудрости, милости и справедливости, все Его высказывания правдивы и истинны, а все Его повеления и запреты преисполнены справедливости и мудрости (Ибн Саади. Тафсир. Т. 1. С. 24-26).
Еще одна польза от изучения прекрасных имен и возвышенных качеств Аллаха заключается в том, что они вдохновляют человека на смирение и поклонение. Они подчеркивают необходимость поклонения Аллаху в любой форме, и если человек поступает так на практике, то это является одним из результатов познания им божественных имен и качеств. Это распространяется на любые формы поклонения душой и телом.
Объяснить это можно тем, что человек, который понимает, что только Всевышний Господь вредит и помогает, одаряет и лишает, творит и наделяет уделом, дарует жизнь и умерщвляет, непременно смиряется перед Ним и начинает уповать на Него в душе, а следствия и плоды этого упования начинают проявляться в его поведении и его поступках.
Когда он узнает, что Аллах слышит, видит и знает обо всем сущем, и что ни одна мельчайшая частичка не может скрыться от Него на небесах или на земле, и что Ему известно обо всех тайнах и секретах, о предательских взглядах и о том, что скрывают сердца, то он начинает оберегать свой язык, свои органы и даже свои мысли от всего, что не угодно Аллаху, и посвящает себя целиком тому, что Аллах любит, чем Он доволен.
Когда он узнает, что Аллах богат и великодушен, добр и милосерден, у него появляется большая надежда на Его милость, и эта надежда подталкивает его на более усердное поклонение Аллаху душой и телом и прививает ему любовь к познанию Аллаха и религиозным знаниям.
Когда же он узнает о совершенстве и красоте Аллаха, то в его сердце появляется особая любовь к Аллаху, страстное желание встретиться с Ним, что также вдохновляет его на усердное служение и поклонение Ему.
Из всего сказанного следует, что поклонение Аллаху целиком и полностью зависит от познания Его божественных имен и качеств (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 424-425).
Если раб хочет познать своего Господа истинно, как это требует от него религия, он должен не следовать путем еретиков, которые пытаются познать Аллаха, либо искажая смысл Его имен и качеств, либо лишая их какого-либо смысла вообще, либо описывая их суть, либо уподобляя их качествам творений. Эти ошибочные принципы калама, фактически, являются самым большим препятствием на пути познания Господа и самым существенным из факторов, пагубно сказывающихся на вере. И если рабу удается спастись от них, то он познает Аллаха посредством Его прекрасных имен и возвышенных качеств, которые упоминаются в Коране и Сунне, которые Аллах сообщил нам именно для того, чтобы мы могли лучше узнать Его. Он постигает смысл божественных имен и качеств в соответствии с учением ранних мусульман, наших праведных предков, что само по себе является одним из величайших факторов, способствующих усилению веры.
В достоверном хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что у Аллаха есть девяносто девять имен, которые позволяют войти в Рай тому, кто исчислит их надлежащим образом.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в Рай» (аль-Бухари 5/354, 11/214, 12/377, Муслим 4/2063).
Под исчислением здесь не подразумевается простое перечисление этих имен, потому что пересчитать их может даже грешник. Смысл этого заключается в использовании этих знаний на практике (Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. Т. 11. С. 226).
Следовательно, для того чтобы полностью извлечь пользу из божественных имен и качеств, мусульманин нуждается в осознании их смысла и понимании того, на что они указывают.
Абу Умар ат-Таламанки сказал: «Для более полного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха проповедник и знаток изречений посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, должен понимать, какую пользу это знание приносит людям, какие истины оно раскрывает перед ними. Тот, кто не ведает этого, не знает смысла божественных имен и не может извлечь пользу из их смысла, когда он произносит их» (Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. Т. 11. С. 226).
Ибн аль-Каййим отметил, что существует три ступени исчисления прекрасных имен Аллаха.
Первая ступень – это знание этих имен и умение сосчитать их.
Вторая ступень – это знание их смысла и значения.
Третья ступень – это обращение к Аллаху посредством этих имен, и это включает в себя как мольбу, подразумевающую поклонение, так и мольбу, содержащую просьбу (Ибн аль-Каййим. Бадаи аль-фаваид. Т. 1. С. 164).
Ибн Саади, разъясняя суть исчисления, упомянутого в хадисе Абу Хурейры, сказал: «Это значит: кто запомнит их, поймет их значения, поверит в них и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в Рай. А поскольку в Рай попадут только верующие, то это является одним из важнейших источников и оснований веры, ее силы и непоколебимости. Таким образом, познание прекрасных имен Аллаха – это основа веры, от которой и берет начало сама вера» (Ибн Саади. Ат-Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман. С. 26).
Кому удается познать Аллаха именно так, тот становится одним из тех, кто обладает сильной верой, неустанно повинуется Аллаху, усердно поклоняется Ему, испытывает перед Ним сильный страх и постоянно ощущает на себе Его взгляд.
Всевышний сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура 35 «Зиждитель», аят 28)
.
Ибн Джарир ат-Табари в толковании этого аята писал: «Всевышний имел в виду, что боятся Аллаха и опасаются Его наказания посредством богоугодных деяний только те, кому известно, что Аллах способен на всякую вещь, что Он совершает все, что пожелает, поскольку знающий это убежден в том, что Аллах наказывает за ослушание, и это заставляет его бояться Аллаха» (ат-Табари 13/132).
Ибн Касир писал: «Это значит: по-настоящему боятся Аллаха только познавшие Его богословы, ибо чем лучше и совершеннее человек узнает Великого и Всеведущего Аллаха, обладающего совершенными качествами и прекрасными именами, тем больше и сильнее он боится Его» (Ибн Касир 3/553).
Один из ранних мусульман кратко и лаконично выразил эту мысль, сказав: «Чем лучше человек познает Аллаха, тем сильнее он боится Его» (Абу аль-Касим аль-Кушейри. Ар-Рисала аль-кушейрийя. С. 141).
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Души ни в чем не испытывают такой необходимости, как в познании своего Творца и Создателя, в любви к Нему, в поминании Его, в получении удовольствия от этого, в стремлении приблизиться к Нему. Однако добиться всего этого можно только посредством познания Его качеств и имен, и чем глубже раб познает их, тем лучше он узнает Аллаха, тем желаннее он становится для Него, тем больше он приближается к Нему. Если же он не знает о них, то лишается знаний об Аллахе, становится ненавистнее Ему, отдаляется от Него. Воистину, Аллах относится к Своему рабу так, как тот относится к Аллаху...» (Ибн аль-Каййим. Аль-Кафийа аш-шафийа. С. 3-4).
Знания о Великом и Могучем Аллахе усиливают страх перед Ним и ощущение того, что Он наблюдает за человеком, приумножают в его сердце надежду на Аллаха, укрепляют его веру, вдохновляют его на более усердное поклонение. Однако приобрести эти знания можно только путем размышления над писанием Аллаха, Его именами, качествами и деяниями, о которых Пречистый Господь сообщил нам устами своих посланников, и размышления над теми пороками и недостатками, которые, по свидетельству Самого Аллаха, не могут быть присущи Ему, и размышления над Его мудрыми приговорами и над той участью, которая постигает Его угодников и Его врагов. Аллах поведал об этом в Своем писании и сделал Своих рабов свидетелями этого, чтобы они поняли, что Он – Истинный и Явный Бог, Единственный, Кто заслуживает поклонения, что Он способен на всякую вещь и ведает обо всем сущем, что Он суров в наказании, но в то же время – Прощающий, Милосердный, Могущественный, Мудрый. Он пожелал, чтобы им стало ясно, что Он совершает все, что Ему угодно, и что милость Его объемлет все сущее, и что все Его деяния исходят из божественной мудрости, милости и справедливости, что все они необходимы и целесообразны. И, безусловно, для того чтобы постичь это, необходимо задумываться над Словом Аллаха и размышлять над результатами Его божественных деяний (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 202).
А кто отклоняется от этой дороги и сходит с этого пути, пытаясь познать Аллаха так, как это делают еретики, тот ошибается и отдаляется от истинного познания своего Господа. Более того, такой человек познает Аллаха хуже других и боится Его намного меньше, чем остальные.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, подчеркнул, что различия в степени познания Аллаха определяются тем, что люди в разной степени знакомы с пророческими высказываниями, их смыслом и ответами на сомнительные утверждения, противоречащие истине. После разъяснения этого он сказал: «Ты можешь убедиться в том, что самыми слабыми знаниями обладают последователи калама – лживых и порочных догм, которые были раскритикованы ранними мусульманами. А объясняется это тем, что они не знают священных текстов и их смысла, и лживые сомнения укоренились в их сердцах».
Затем он разъяснил, что невежественные мусульмане осведомлены о своем Господе лучше этих заблудших, и сказал: «Если ты задумаешься над положением невежественных людей, которых большинство из них (мутакаллимов) даже не считают верующими, то тебе станет ясно, что они обладают большей проницательностью и более сильной верой, чем последователи калама; они лучше них подчиняются откровению и смиряются перед истиной» (Ибн аль-Каййим. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 125).
Еще раньше имам, да смилостивится над ним Аллах, указал на важность проницательности в правильном понимании единобожия в вопросе божественных имен и качеств, понимании этого вопроса в соответствии с учением праведных предков, и на важность избежания сомнительных доводов последователей калама, которые пагубно сказываются на этом единобожии.
Затем он сказал несколько полезных слов о том, как можно стать проницательным в вопросе о божественных именах и качествах: «Для этого необходимо всем сердцем осознавать, что Всевышний и Всеблагой Аллах находится над Троном, на который Он поднялся, что Он произносит Свои повеления и запреты, видит всех обитателей высшего и нижнего миров, их качества и движения, слышит их голоса, наблюдает за их совестью и знает их тайны и секреты. Судьбы всех рабов находятся в Его власти, предопределяются с неба и возвращаются туда, а Его воля неуклонно исполняется во всех уголках вселенной. Он обладает самыми совершенными качествами и величественными эпитетами, и Он бесконечно далек от любых пороков, недостатков и сравнений. Его качества доподлинно описаны в Его писании, и Он превыше того, как описывают его творения. Он – Живой, Который не умирает, и Он – Вседержитель, Который не засыпает. Он – Знающий, от Которого не может скрыться даже мельчайшая частичка на небесах и на земле, и Он – Видящий, Который темной ночью видит даже черного муравья на черной скале, и Он – Слышащий, Который слышит голоса творений, обращающихся к Нему на разных языках с самыми разными просьбами. Его слова преисполнены истины и справедливости, и Его качества настолько величественны, что их нельзя сравнить с качествами творений, а Его божественная сущность превыше любого сходства с их сущностью. Он поступает со Своими творениями, руководствуясь справедливостью, мудростью, милосердием, добродетелью и великодушием. Он творит и повелевает, одаряет благами и оказывает милость, обладает властью и заслуживает похвалы и славы. Он – Первый, и никто не предшествовал Ему, Он – Последний, и никто не сможет пережить Его. Он – Высочайший, и нет никого выше Него, Он – Ближайший, и нет никого ближе него. Все имена Его заслуживают похвалы, восхваления, прославления, и поэтому все они прекрасны. Все качества Его совершенны, все эпитеты Его величественны, а все деяния Его преисполнены мудрости, милосердия, блага и справедливости. Все Его творения свидетельствуют о Нем, ясно указывают на Него. Он не создал небеса, землю и то, что между ними, понапрасну и не предоставил человека самому себе, не возложив на него никакой ответственности. Напротив, Он создал творения для того, чтобы они исповедовали единобожие и поклонялись Ему. А вместе с этим Он щедро одарил их благами, чтобы они были благодарны Ему и тем самым заслужили еще большую милость. Он представил Себя рабам самыми разными способами, подробно разъяснил им Свои знамения и показал им самые разные доводы и доказательства. Он призвал их возлюбить Его, воспользовавшись для этого любыми возможностями, и установил с ними прочную связь. Он завершил Свою милость по отношению к ним и довел до их сведения истину, подкрепив её неопровержимыми доказательствами. Он щедро наделил их благами, предписал Себе быть милосердным, а в Его записи говорится, что милость Его опережает гнев Его» (Ибн аль-Каййим. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 124-125).
Тот, кто познает Аллаха именно таким, становится проницательным в этом вопросе. Он превосходит остальных своей верой, лучше других почитает и возвеличивает Аллаха, помнит о том, что Великий и Могучий Господь наблюдает за ним, больше других совершает богоугодные поступки и стремится приблизиться к Нему. Люди различаются между собой в этих делах, и в то время как одни проявляют в них усердие, другие делают упущения.