Все положения исламской религии прекрасны: ее убеждения – самые правильные, самые правдивые и самые полезные, ее нравственные ценности – самые замечательные и достойные похвалы, ее обряды и предписания – самые красивые и самые справедливые.
Размышления над этими превосходными аспектами религии делают веру более привлекательной для раба Божьего и помогают ему сильнее возлюбить ее. Аллах напомнил лучшим из Своих рабов о том, что им была оказана именно такая милость: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам…» (сура 49 «Комнаты», аят 7)
. Благодаря этому вера становится одним из самых любимых, самых дорогих для сердца чувств, и раб Божий начинает ощущать ее сладость и чувствовать ее в своем сердце. Истинная вера в основные предписания украшает его изнутри, а вытекающие из нее деяния становятся украшением для его тела (Ибн Саади. Ат-Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман. С. 32-33).
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Задумайся над той удивительной мудростью, которая заключена в этой истинной религии единобожия, в шариате Мухаммада, прелесть и совершенство которого невозможно описать или передать словами. Самые мудрые люди не смогут придумать ничего подобного, если даже они объединят для этого свои усилия, и если все они не будут уступать по своим способностям самому умному среди них. Если человек обладает совершенным, достойным разумом, то ему достаточно познать прелесть этой религии, чтобы засвидетельствовать ее превосходство и то, что свет никогда не видел более совершенного, более славного, более великого законодательства. Эта религия сама свидетельствует о себе и доказывает свою состоятельность. Она является одновременно и притязанием, и аргументом. И если бы Посланник не привел никаких доводов в ее пользу, то она сама была бы вполне убедительным доказательством, знамением и свидетельством того, что она ниспослана от Аллаха» (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 324).
Поэтому размышления над прекрасными положениями этой религии, внимательное изучение ее повелений и запретов, законов и предписаний, нравственных ценностей и норм поведения является одним из важнейших обстоятельств, побуждающих обратиться в ислам тех, кто еще не уверовал, и приумножающих веру тех, кто уже уверовал. Более того, если человек упорно размышляет над особенностями этой религии, приобретает твердые знания о ней и убеждается в ее прелести и совершенстве и в порочности всего, что противоречит ей, то он становится одним из самых сильных верующих, которые не испытывают колебаний и крепко придерживаются этого пути.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Умы лучших представителей мусульманской общины засвидетельствовали красоту, величие и совершенство этой религии наряду с порочностью, ущербностью и низостью всего, что ей противоречит, и вера и любовь к ней укоренились в их сердцах. И если кому-нибудь из них предложат выбрать между наказанием в огне или обращением в другую религию, он согласится на то, чтобы его бросили в огонь или четвертовали, но ни за что не согласится принять иную веру. К этой категории людей относятся те, чьи стопы утвердились на пути веры. Они не испытывают сомнений и колебаний и стойко следуют этим путем, пока не встретятся с Аллахом» (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 340-341).
Эти слова Ибн аль-Каййима подтверждаются хадисом Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его Посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь» (аль-Бухари 1/60, Муслим 1/66).
Такой человек ощущает сладость веры, которая проникает в самые потаенные уголки его сердца. Душа его освещается ее светом, и он находит в ней полное спокойствие и умиротворение. Вряд ли после этого он когда-либо вернется к неверию и заблуждению, станет потакать своим желаниям или следовать за лживыми предположениями. Напротив, он станет одним из самых сильных верующих, которые крепко держатся за религию и сильно уповают на своего Господа и Творца, потому что он обратился в ислам сознательно и убежденно, опираясь на истинные знания. Благодаря этому он познал его красоту и прелесть, достоинства и чистоту, его отличия от всех остальных религий. Он остался доволен им и проникся к нему сильной любовью. Разве ж после этого он станет искать иной путь или захочет отступить от ислама?!
Одним из важнейших выводов, которые приверженцы Сунны и единой общины делают из этого хадиса, является указание на увеличение и уменьшение веры и на различия между верующими в этом отношении. По этому поводу мой отец, да хранит его Аллах, сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что люди различаются по силе веры, которая растет благодаря богоугодным деяниям и уменьшается из-за ослушания Аллаха. Это объясняется тем, что люди, обладающие этими тремя качествами, ощущают сладость веры, в отличие от всех остальных» (Абд аль-Мухсин аль-Аббад. Ишруна хадисан мин сахих аль-Бухари. С. 168).