Еще одним фактором, усиливающим веру, является изучение жизнеописания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, размышление над его прекрасными особенностями, благородными качествами и похвальными чертами. Аллах доверил ему Свое откровение, и он стал его избранником из числа людей, посланцем от Господа к Его рабам. Он принес правую веру и верное учение, был послан как милость к мирам и стал имамом всех богобоязненных праведников и доводом против всех творений. Аллах отправил его в тот период, когда человечество уже длительное время оставалось без Божьих посланников, и он повел людей прямым и ясным путем. Господь обязал рабов повиноваться ему и поддерживать его, почитать и любить его, выполнять свои обязанности перед ним, ибо все пути в Рай ведут только через его путь. Аллах раскрыл его грудь и прославил его, избавил его от бремени и унизил всех тех, кто противился ему. И ни один из тех, кто появился на свет после его пришествия, не сможет добиться счастья в этом мире и в Последней жизни, если не последует его путем и не покорится ему.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Из этого становится ясно, что рабы безмерно нуждаются в знании о Посланнике, в изучении того, что он принес, в вере во все, о чем он сообщил, и в повиновении всем его приказам. Добиться счастья и преуспеяния, как в этом мире, так и в Последней жизни, можно только, следуя путем посланников, и только через них можно подробно узнать обо всем хорошем и дурном. И, конечно же, снискать довольство Аллаха можно только благодаря ним. Поэтому благими считаются те поступки, слова и нравственные качества, которые соответствуют их верному руководству и принесенному ими учению. Именно они являются этим мерилом, потому что по их словам, поступкам и качествам оцениваются слова, поступки и качества других людей, и благодаря следованию их путем праведники отличаются от заблудших. Люди нуждаются в них больше, чем тело нуждается в душе, глаза – в зрении, а душа – в жизни. В чем бы ни нуждался человек, потребность в Божьих посланниках намного превышает эту нужду.
Что можно подумать о человеке, если отсутствие его верных наставлений может в мгновение ока так навредить душе, что она станет словно рыба, которую вынули из воды и положили на сковороду? Таким становится человек, когда его сердце отделяется от того, что принесли Божьи посланники, и даже хуже того, однако почувствовать это может только живая душа. Нанесение раны мертвому не причиняет боли…
И если счастье раба в обоих мирах связано с верным руководством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то каждый искренне желающий себе добра, спасения и счастья, обязан изучить его руководство и жизнеописание, чтобы выйти из круга тех, кто не ведает о нем, и оказаться в числе его последователей и сторонников. В отношении к этому вопросу люди делятся на тех, кто прикладывает усилия, на тех, кто довольствуется малым, и на тех, кто лишен какого-либо удела. Милость – в Руках Аллаха, и Он наделяет ею, кого пожелает. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Ибн аль-Каййим. Зад аль-маад. Т. 1. С. 69-70).
Поэтому тот, кто изучает жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и размышляет над его качествами, упомянутыми в Коране, Сунне и книгах о его жизни, приобретает для себя великое благо и начинает еще сильнее любить его. И эта любовь побуждает человека следовать его примеру во всех словах и поступках. «Знание – это основа основ, и самым полезным из знаний является изучение жизнеописания Посланника и его сподвижников» (Ибн аль-Джаузи. Сайд аль-хатыр. С. 66).
Задумайтесь над тем, как Всевышний Аллах охарактеризовал Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (сура 9 «Покаяние», аят 128)
;
«Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68 «Перо», аят 4)
;
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 159)
.
Есть еще много других аятов, в которых встречается описание посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Задумайтесь и над тем, как сподвижники, да будет доволен ими Аллах, описывали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в Сунне. В хадисе Аиши, да будет доволен ею Аллах, например, говорится: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выбирал между двумя решениями, он всегда брался за то, что было легче, если оно не было греховным. Если же оно было греховным, то он сторонился его сильнее, чем кто-либо иной. Он никогда не мстил за самого себя, но если кто-либо преступал запреты Аллаха, то он мстил за Него» (аль-Бухари 6/566, Муслим 4/1813).
В хадисе Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Я прислуживал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в течение десяти лет, и, клянусь Аллахом, он никогда не говорил мне даже: «Тьфу!» Что бы я ни сделал, он никогда не говорил мне: «Почему ты поступил так?». А когда я не делал что-либо, он никогда не говорил мне: «Лучше бы ты сделал это!» (аль-Бухари 10/456, Муслим, 4/1805).
Он же рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был «самым щедрым, самым красивым, самым смелым человеком» (аль-Бухари 6/95, Муслим, 4/1802).
В другом хадисе сообщается, что он также сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был самым благонравным человеком» (Муслим 3/1692).
В хадисе Абдуллаха ибн Амра, да будет Аллах доволен им и его отцом, говорится: «Воистину, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не был грубым и не позволял себе вести себя непристойно. Он говорил: «Лучшими среди вас являются самые благонравные» (аль-Бухари 10/456, Муслим, 4/1810).
А в хадисе Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был стыдливее, чем девушка на выданье в своей комнате, и если ему что-либо не нравилось, то мы узнавали об этом по выражению его лица» (аль-Бухари 6/566, Муслим, 4/1809). Хадисов на эту тему очень много.
Поистине, кто размышляет над качествами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, тот извлекает из этого огромную пользу. Кроме того, это является одним из важнейших факторов, которые усиливают в сердце мусульманина любовь к его Пророку, мир ему и благословение Аллаха. И если любовь раба к нему вырастает, то и вера его непременно усиливается, что плодотворно сказывается и на его приверженности пути Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и его праведных деяниях. Все это, несомненно, относится к важнейшим обстоятельствам, помогающим следовать прямым путем.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, перечислил несколько факторов, позволяющих встать на прямой путь и следовать ему, и в этом – великая милость Аллаха по отношению к Его рабам, ведь они различаются по своему уму, сообразительности, проницательности. Одним из этих факторов он назвал размышление над жизнью и качествами Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Именно это является причиной, по которой некоторые люди встают на прямой путь.
Он сказал: «Есть и такие люди, которые встают на прямой путь, ознакомившись с жизнеописанием Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его совершенным нравом, качествами и поступками. Им становится ясно, что Аллах не позорит тех, кто обладает такими качествами и совершает такие поступки, потому что они ведают об Аллахе, познают Его. Именно это имела в виду мать правоверных Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, когда она сказала Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Не беспокойся! Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, говоришь правду, помогаешь слабым, оказываешь почтение гостям и помогаешь попавшим в затруднительное положение» (аль-Бухари 1/23, Муслим, 1/141; Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 340).
Ибн Саади, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Одним из путей укрепления веры является познание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ознакомление с его возвышенным нравом и совершенными качествами, ибо, если человек познал его должным образом, он никогда не усомнится в его правдивости и истинности Корана, Сунны и той религии, которую он принес. По этому поводу сказал Всевышний: «Или же они не узнали своего Посланника и принялись отвергать его?» (сура 23 «Верующие», аят 69)
. Это значит, что познание его побуждает поскорее уверовать тех, кто еще не обратился в веру, и приумножает веру тех, кто уже уверовал.
Призывая людей размышлять над поведением Посланника, проповедовавшего истинную веру, Всевышний сказал: «Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым. Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений» (сура 34 «Саба», аят 46)
.
Всевышний поклялся совершенством и величием нравственного облика Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и назвал его самым совершенным среди творений: «Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68 «Перо», аяты 1-4)
. Благодаря своим достойным похвалы качествам, славным чертам, правдивым речам и праведным поступкам Посланник, мир ему и благословение Аллаха, стал величайшим проповедником веры, самым совершенным образцом для подражания. Всевышний сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…» (сура 33 «Полчища», аят 21)
, «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура 59 «Сбор», аят 7)
.
Наряду с этим Аллах поведал о том, что обладатели разума, избранные творения Божьи, говорят: «Господь наш! Мы услышали глашатая, который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 193)
. Этим глашатаем был благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, который призывал к вере своими словами, нравственным обликом, поступками, набожностью, всем своим поведением, и они уверовали в него так, что в их сердцах не осталось места сомнениям. … И поэтому, стоило справедливому человеку, который желал встать на истинный путь, увидеть его или услышать его речь, как он начинал верить в Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не испытывая сомнений в его миссии. Более того, многим из них достаточно было взглянуть на его лицо, чтобы им стало ясно, что это не было лицом лжеца…» (Ибн Саади. Ат-Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман. С. 29-30).