До этого мы обсуждали факторы, усиливающие веру, а теперь перейдем к рассмотрению факторов, ослабляющих ее. Наряду с факторами, которые укрепляют веру, есть много других обстоятельств, которые уменьшают и ослабляют ее. И поэтому от мусульманина требуется изучать не только то, что усиливает веру, чтобы применять эти знания на практике, но и то, что уменьшет веру, чтобы остерегаться этого. Об этом сказал поэт:
Я изучил зло не ради него самого, а чтобы уберечься,
Ведь тот, кто не ведает о зле, может совершить его.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Хузейфы ибн аль-Йамана, в котором говорится: «Сподвижники спрашивали посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о добре, а я расспрашивал его о зле, опасаясь того, что оно постигнет меня» (аль-Бухари 8/93, Муслим, 3/1475).
Ибн аль-Джаузи писал: «Поистине, разъяснение зла является формой предостережения от него» (Ибн аль-Джаузи. Талбис Иблис. С. 4).
Поэтому от мусульманина требуется изучить факторы, которые ослабляют веру, ознакомиться со способами защиты от этого и уделять должное внимание этому вопросу. Более того, изучение его не менее важно, чем изучение путей укрепления веры.
Но прежде чем мы приступим к перечислению и разъяснению факторов, ослабляющих веру, я хочу отметить, что небрежное отношение к поступкам, укрепляющим веру, само по себе является одним из факторов, ослабляющих веру. Пренебрежение этими поступками и недостаточное внимание к ним обязательно ослабляет веру, делает ее несовершенной. Ведь если заботливое отношение к этим предписаниям помогает укрепить веру, то пренебрежение ими неизбежно ослабляет ее.
Шейх Мухаммад аль-Усеймин сказал, что вера ослабевает в силу некоторых обстоятельств, в числе которых он упомянул «отказ от совершения богоугодных поступков, и чем важнее религиозное предписание, которое не выполняет человек, тем больше ослабевает его вера. Более того, невыполнение некоторых предписаний, таких как намаз, может разрушить веру полностью» (Ибн аль-Усеймин. Фатх рабб аль-барийя. С. 66). Это подтверждается словами Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (сура 91 "Солнце", аяты 9-10)
.
Этот коранический отрывок подчеркивает важность совершения богоугодных поступков и заботливого отношения к ним, что относится к важнейшим способам очищения души. Он также указывает на опасность пренебрежения праведными поступками и совершения грехов, что, в свою очередь, является одной из важнейших причин убытка и разочарования.
Ибн Джарир ат-Табари, да смилостивится над ним Аллах, в комментарии к этому аяту сказал: «Это значит: преуспел тот, кто очистил свою душу от неверия и ослушания и выправил ее благодаря праведным деяниям».
Затем он привел высказывания ранних мусульман, подтверждающие справедливость этого толкования:
Катада сказал: «Кто творит добро, тот очищает ее благодаря покорности Аллаху».
Он же сказал: «Преуспел тот, кто очистил свою душу благодаря праведным деяниям».
Ибн Зейд сказал: «Преуспел тот, чью душу очистил Аллах».
Муджахид, Саид ибн Джубейр и Икрима сказали: «Преуспел тот, кто очистил ее…» (сура 91 "Солнце", аят 9)
, то есть тот, кто сделал ее праведной» (ат-Табари 15/211, 212).
Ибн аль-Каййим же передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Преуспел тот, кто очистил свою душу и выправил ее, покорившись Всевышнему Аллаху, и потерпел убыток тот, кто погубил свою душу и принялся ослушаться Всевышнего Аллаха».
Он же передал слова Ибн Кутейбы: «Это значит: преуспел тот, кто очистил свою душу, вырастил и возвысил ее благодаря покорности, благочестию, правдивости и добрым деяниям» (Ибн аль-Каййим. Игаса аль-лахфан. Т. 1. С. 65).
Что же касается слов Всевышнего: «…и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (сура 91 "Солнце", аят 10)
, то в комментарии к ним Ибн Джарир сказал: «Это значит: оказался в убытке и не достиг той праведности, к которой стремился, тот, чью душу Аллах сделал бездеятельной и оставил без верного руководства, позволив ей предаться ослушанию и отказаться от повиновения Аллаху».
Далее он сообщил, что Муджахид сказал: «Это значит: кто ввел себя самого в заблуждение». Саид ибн Джубейр сказал: «Это значит: кто сбил себя с верного пути». Катада же сказал: «Это значит: кто облек свою душу в грех и нечестие» (ат-Табари 15/212-213).
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это значит: умалил ее значимость и скрыл ее, отказавшись от благочестивых поступков и погрязнув в ослушании. Грешник всегда держится в тени, ему не хватает смелости, его личность неприметна, а голова опущена. Поистине, если человек совершает мерзкие поступки, то он непременно скрывает свою душу, подавляет ее» (Ибн аль-Каййим. Игаса аль-лахфан. Т. 1. С. 65).
Таким образом, тот, кто очищает душу, выполняя веления Аллаха и избегая всего, что запрещено, обязательно добивается успеха и преуспеяния. А тот, кто скрывает собственную душу, не выполняя приказов Аллаха и совершая запретные поступки, тот непременно оказывается в убытке и несет урон.
Что же касается причин уменьшения веры и факторов, ослабляющих ее, то таковых очень много. Тем не менее их можно разделить на две группы: на внешние и на внутренние факторы.