Если человек проявляет беспечность и забывчивость, если он отворачивается от знамений, то его вера непременно ослабевает настолько, насколько сильно им овладевают эти три качества или хотя бы одно из них. По этой причине его сердце заболевает или даже гибнет, будучи охваченным низменными страстями и сомнениями.

Что касается беспечности, то она порицается в писании Аллаха. Он сообщил, что это низкое качество присуще неверующим и лицемерам, и предостерег людей от него самым убедительным образом.

Всевышний сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но еще более заблудшие. Именно они являются беспечными невеждами» (сура 7 «Ограды», аят 179);

«Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые беспечны к Нашим знамениям, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (сура 10 «Йунус», аяты 7-8);

«Воистину, многие люди беспечны к Нашим знамениям» (сура 10 «Йунус», аят 92);

«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизнью» (сура 30 «Римляне», аят 7).

Всевышний также сказал Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (сура 7 «Ограды», аят 205).

Беспечность – это небрежность, происходящая от недостаточной осторожности и бдительности (Аль-Фейрузабади. Басаир зави ат-тамйиз. Т. 4. С. 140), и если эта опасная болезнь поражает человека и закрепляется за ним, то он перестает уделять внимание богоугодным делам, поминанию Аллаха и поклонению Ему. Напротив, он предается праздным занятиям, которые еще больше отдаляют его от поминания Господа. Даже совершая богоугодные дела, такой человек делает это скверным образом, и его поступки оказываются лишены смирения, покорности, раскаяния, спокойствия, правдивости и искренности. Все это – лишь некоторые примеры отрицательного влияния беспечности на веру.

Что касается пренебрежения знамениями, то в Священном Коране также упоминается, что оно чревато многими дурными последствиями.

Во-первых, Аллах назвал того, кто отворачивается от Божьих знамений, самым несправедливым человеком и грешником. Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (сура 32 «Земной поклон», аят 22).

Во-вторых, Аллах сообщил, что на сердце такого человека накидывают покрывало и вешают замок, из-за чего он уже никогда не может уразуметь истину и внять верному руководству. Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамениях его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что совершили его руки? Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не постигли его (Коран), а их уши поражены глухотой. Если даже ты призовешь их на прямой путь, они никогда не последуют прямым путем» (сура 18 «Пещера», аят 57).

В-третьих, пренебрежение знамениями обрекает человека на тяжкую и бренную жизнь как в этом мире, так и после смерти. Господь по этому поводу сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (сура 20 «Та ха», аят 124).

В-четвертых, Пречистый Аллах поведал о том, что шайтан становится неразлучным спутником того, кто отворачивается от поминания Аллаха, и губит его религию. В Коране об этом говорится: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем. Они не будут пускать их на путь [Аллаха], а те будут считать, что они следуют прямым путем» (сура 43 «Украшения», аяты 36-37).

В-пятых, Аллах сообщил, что в День воскресения такой человек понесет бремя своего греха и будет подвергнут тяжким мукам: «Кто отвернется от него (Корана), тот понесет в День воскресения тяжелую ношу» (сура 20 «Та ха», аят 100);

«А тех, кто отвращается от поминания своего Господа, Он ввергает в тяжкие мучения» (сура 72 «Джинны», аят 17).

Помимо этих есть еще и другие аяты, в которых Пречистый и Всевышний Аллах сообщил о вреде и опасности пренебрежительного отношения к Его знамениям. И, конечно же, его самым опасным и самым ужасным следствием является то, что оно мешает человеку уверовать, если он еще не уверовал, и ослабляет его веру, если он уже обратился в нее. А тяжесть этих ужасных последствий определяется степенью такого пренебрежительного отношения.

Что же касается забывчивости, то под ней подразумевается неспособность человека сберечь то, что он усвоил. Это может быть связано либо с душевной слабостью, либо с небрежностью, а может носить и преднамеренный характер (Аль-Фейрузабади. Басаир зави ат-тамйиз. Т. 5. С. 49). Такая забывчивость оказывает очень сильное воздействие на веру и относится к факторам, которые ослабляют ее. И если она имеет место, то человек начинает реже совершать добрые дела и чаще ослушаться Господа.

В Священном Коране упоминаются два вида забывчивости. К первому из них относится непростительная забывчивость, к которой человек идет сознательно. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (сура 59 «Сбор», аят 19).

Второй вид – это забывчивость, которая прощается человеку, причина которой кроется не в нем самом. В Коране по этому поводу сказано: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (сура 2 «Корова», аят 286). В хадисе Ибн Аббаса сообщается, что в ответ на эту молитву Всевышний Аллах говорит: «Принято!» (Муслим 1/116).

От мусульманина требуется прикладывать усилия для того, чтобы уберечься от забывчивости, чтобы она не навредила его набожности и вере.