Шайтан – заклятый враг верующих, который неустанно подстерегает их. Его единственной заботой, его единственной целью является пошатнуть веру в сердцах правоверных, ослабить и подпортить ее. И если человек следует за наущениями шайтана, подчиняется его воле и не ищет у Аллаха защиты от него, то его вера непременно ослабевает и уменьшается. Более того, мусульманин может и вовсе лишиться своей веры, в зависимости от степени его повиновения наущениям и нашептываниям шайтана.
Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана. А если кто следует по стопам шайтана, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (сура 24 «Свет», аят 21)
;
«Воистину, шайтан — ваш враг, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (сура 35 «Зиждитель», аят 6)
;
«Воистину, шайтан – явный враг человеку» (сура 12 «Йусуф», аят 5)
;
«Шайтан одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они — партия шайтана. Воистину, партия шайтана — это потерпевшие убыток» (сура 58 «Препирающаяся», аят 19)
.
Ибн аль-Джаузи писал: «Благоразумный человек обязан остерегаться этого врага, который не скрывает своей вражды со времен Адама, мир ему и благословение Аллаха, который посвятил всю свою жизнь и себя самого разрушению судеб сынов Адама. Недаром же Аллах велел остерегаться его». Затем имам процитировал несколько священных текстов на эту тему, а потом сказал: «Подобных аятов в Коране много» (Ибн аль-Джаузи. Талбис Иблис. С. 23).
Абу Мухаммад аль-Макдиси в предисловии к своей книге «Замм аль-Васвас» сказал: «Пречистый Аллах сделал шайтана врагом для человека, и тот подстерегает его на прямом пути и подходит к нему со всех сторон. Всевышний Аллах поведал о том, что Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура 7 «Ограды», аяты 16-17)
.
Великий и Могучий Аллах предостерег нас от следования его путем и велел нам враждовать с ним и противиться ему: «Воистину, шайтан — ваш враг, так относитесь же к нему как к врагу» (сура 35 «Зиждитель», аят 6)
;
«О сыны Адама! Не позволяйте шайтану совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей» (сура 7 «Ограды», аят 27)
. Господь поведал о том, как шайтан поступил с нашими прародителями, для того, чтобы предостеречь нас от повиновения ему и лишить оправдания тех, кто последует за ним. А наряду с этим Аллах приказал нам следовать прямым путем…» (Аль-Макдиси. Замм аль-васвас. С. 46).
Таким образом, шайтан – враг человека, единственной целью которого является разложение его воззрений и разрушение его веры. И если человек не оберегает себя от него посредством поминания Аллаха, если он не прибегает к покровительству Аллаха и не ищет у Него защиты, то он становится беззащитен перед шайтаном, который подстрекает его к совершению запретных поступков и наущает его совершать мерзкие грехи. И если он подчиняется ему, то обязательно теряет свою религию и губит свою веру.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Остерегайся того, чтобы шайтан поселился в твоих мыслях и желаниях, потому что он может испортить их так, что восстановить их после этого будет очень трудно. Он будет подбрасывать тебе всевозможные наущения и вредные мысли, удерживать тебя от размышлений о том, что принесет тебе пользу. А ведь ты сам помог ему добиться этого, когда позволил ему овладеть твоим сердцем и твоими помыслами» (Ибн аль-Каййим. Фаваид. С. 309).
В другой книге имам, да смилостивится над ним Аллах, привел удивительное сравнение, которое идеально подходит шайтану. Он сказал: «И если ты хочешь услышать подходящее сравнение, то его можно сравнить с голодной собакой, которую отделяет от тебя кусок мяса или хлеба. Если ты не сопротивляешься ей, то она смотрит на тебя и наблюдает за тобой, даже если она ближе тебя к еде. Но если ты попытаешься прикрикнуть на нее, чтобы отогнать в сторону, она не послушается и будет кружить вокруг тебя, чтобы схватить то, что лежит между вами» (Ибн аль-Каййим. Ат-Тибьян фи аксам аль-Куран. С. 419).
Этой притчей имам хотел разъяснить ту опасность, которую шайтан представляет для человека, если тот не ищет у Аллаха защиты от него и его зла посредством полезных молитв и благодатных слов поминания.
Поистине, шайтан не расстается с теми, кто отворачивается от поминания Аллаха, и продолжает наущать их до тех пор, пока не лишит их веры. По этому поводу Всевышний сказал: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем. Они не будут пускать их на путь [Аллаха], а те будут считать, что они следуют прямым путем. Когда же [неверующий] явится к Нам, он скажет [шайтану]: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!» (сура 43 «Украшения», аяты 36-38)
.