Размышления над ними, наблюдения за небом, землей, солнцем, луной, планетами, звездами, ночью, днем, горами, лесами, морями, реками и другими удивительными Божьими творениями, которые невозможно даже сосчитать, относится к важнейшим факторам, способствующим обретению и приумножению веры.
Поразмысли над небом, посмотри на него и вглядись в него, как следует, и ты увидишь в нем одно из величайших знамений Аллаха. Оно возвышенно, распростерто, непоколебимо, но в то же время оно не поднимается ввысь, подобно огню, и не падает вниз, подобно тяжелым телам. Оно не поддерживается опорами снизу и не подвешено сверху, а держится благодаря всемогуществу Аллаха. Теперь задумайся над тем, как оно вознесено и совершенно, ибо нет на нем ни щелей, ни трещин, ни ям, ни бугров. А еще задумайся над его прекрасным цветом, который так идеально подходит для зрения и даже усиливает его.
И поразмысли над тем, как Аллах сотворил землю, и в нем ты тоже увидишь одно из величайших знамений Творца и Созидателя. Он сделал ее ложем и подчинил ее Своим рабам, поместив в ней пропитание для них, их удел и средства к существованию. Он провел на ней дороги, чтобы они могли отправляться по ней по своим делам и нуждам. Он укрепил ее посредством могучих гор, которые, словно огромные колышки, удерживают ее от колебания. А еще Он распростер ее и сделал ее поверхность плоской и широкой. Он превратил ее во вместилище для живых, которые обитают на ее поверхности, и для мертвых, которых она собирает внутри себя. Ее поверхность является обителью для живых, а ее недра – обителью для усопших.
Посмотри на нее, когда она мертва, неподвижна, смиренна. Но стоит Аллаху пролить дождь, как она приходит в движение, набухает, поднимается, зеленеет и покрывается прекрасными растениями всяких видов. Она выводит из себя растения удивительные на вид и на вкус, которые доставляют радость тем, кто смотрит на них, и удовольствие тем, кто пробует их.
А теперь поразмысли над тем, как Аллах укрепил края земли могучими, непоколебимыми, твердыми и несокрушимыми горами. Он водрузил их на земле самым прекрасным образом, возвысил их и сделал их самыми твердыми участками земли, чтобы они не исчезали с годами, не смывались дождями и не развеивались ветрами. Он сделал их строение совершенным, а их корни могучими, и обогатил их полезными ископаемыми, рудниками и источниками.
Поразмысли над этим приятным воздухом, который удерживается между небом и землей. Его можно почувствовать, когда поднимается ветер, но его нельзя увидеть. Он движется между небом и землей, и птицы парят в нем и летают, взмахивая крыльями, словно животные, которые плавают в морской пучине. А когда поднимается буря, он приходит в беспокойство, подобно морям, в которых поднимаются волны.
Призадумайся над тем, как Пречистый Господь при помощи ветров гонит между небом и землей облака. Они сгоняют клочья облаков вместе и объединяют их, а затем оплодотворяют их, наполняя их каплями дождя. Затем они гонят их туда, где земля нуждается в воде, и, когда они достигают цели, из них проливается вода. Пречистый Аллах же посылает ветер, который расщепляет капли воды и развеивает их, чтобы они не причиняли вреда и не уничтожали все то, на что попадают. Когда же земля напивается и получает то, что ей необходимо, облака отправляются в дальнейший путь и расстаются с ней. Они словно сосуды, питающие землю, которые ветры переносят на своих хребтах.
Потом призадумайся над морями в различных уголках света, которые являются частями единого мирового океана. Он покрывает всю землю и настолько велик, что суша, горы и города по сравнению с ним подобны маленькому острову посреди огромного моря. Остальная часть земли покрыта водой, и если бы Всеблагой и Всевышний Аллах не удерживал воду Своей волей и Своим могуществом, то она залила бы поверхность земли целиком.
И призадумайся над днем и ночью, одними из самых удивительных знамений Аллаха. Аллах сотворил ночь тихой и сделал ее покрывалом, которое окутывает мир, и его обитатели успокаиваются. Животные возвращаются в свои норы, а птицы разлетаются по своим гнездам. Творения отдыхают от работы и собираются с силами, и, когда они уже избавились от усталости и готовы отправиться по своим делам, Пречистый и Всевышний Аллах рассекает ночной мрак и снимает с творений покрывало тьмы. Все сущее озаряется светом и начинает видеть, и живые твари рассыпаются по земле в поисках пропитания и того, что приносит им пользу, а птицы вылетают из своих гнезд. Как же прекрасно это возвращение и пробуждение свидетельствует о том, что Пречистый Аллах способен на великое воскрешение!
Призадумайся над солнцем и луной, которые восходят и заходят для того, чтобы установились царства дня и ночи. А если бы этого не было, то мир пришел бы в беспорядок. Как люди находили бы средства к существованию и вели свои дела, если бы весь мир был покрыт мраком, и как бы они наслаждались жизнью, если бы они были лишены света? «Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия и установил на нем светильник и освещающую луну. Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (сура 25 «Различение», аяты 61-62)
.
Поразмысли над тем, как Аллах сотворил животных разных видов, отличающихся друг от друга качествами, внешним видом, цветом, удивительными особенностями и той пользой, которую они приносят. Одни из них ползают на брюхе, другие ходят на двух конечностях, третьи передвигаются на четырех лапах. Среди них есть хищные звери, которые вооружены когтями на лапах, и птицы, которые вооружены клювом, такие как орел, стервятник, ворона. Есть среди них и такие, которые вооружены зубами, и такие, которые защищаются рогами.
Задумайся же над тем, кто устроил этот мир, собрал воедино его части и установил этот совершенный порядок, который самым ярким образом свидетельствует о совершенном могуществе, знании, мудрости и милосердии его Творца. Поистине, если ты поразмыслишь над этим миром, то увидишь в нем готовое жилище, в котором есть все необходимое для существования. Это небо подобно вознесенной кровле, а земля – словно разостланное ложе и твердая опора для ее обитателей. Солнце и луна – это два светильника, освещающие этот мир, а звезды – это многочисленные лампочки, которые украшают его и указывают в нем путь. Копи драгоценных металлов и рудники, заложенные в земле, подобны припасам, приготовленным на любой случай. На ней можно встретить всевозможные виды растений на любой вкус и животных, предназначенных для различных целей. На некоторых из них ездят верхом, от других получают молоко, третьих употребляют в пищу. Есть среди животных и такие, из которых изготавливают одежду, утварь и различные орудия, и такие, которых используют для охраны. Человек же среди них чувствует себя царем, наместником, который распоряжается этими благами и управляет ими. Все это является величайшим доказательством и ярчайшим свидетельством существования Всеведущего, Премудрого, Всезнающего Творца, Который самым прекрасным образом предопределил и упорядочил все сущее.
Задумайся еще раз и удели особое внимание тому, как Аллах сотворил тебя, о человек, поразмысли над тем, как ты появляешься на свет, через что ты проходишь, чем заканчивается твоя жизнь. Поразмысли над тем, как ты появляешься из капли ничтожной, презренной жидкости, которую Господь господ по Своей воле выводит между чреслами и грудью и, несмотря на ее нелегкий и непростой путь, приводит к месту слияния двух жидкостей. Посмотри, как Аллах объединяет мужчину и женщину, создает между ними любовь и связывает их узами страсти и любви, которые подталкивают их к интимной близости, в результате которой появляется ребенок. Посмотри, как Господь предопределяет слияние этих двух жидкостей, несмотря на то, что их отделяет довольно длинный путь, который им предстоит пройти по канальцам и органам. Когда же после всего этого они сливаются, Аллах помещает образовавшуюся каплю в надежное место, куда не попадает воздух, который бы навредил ей, куда не пробирается холод, который бы заморозил ее, где ей не грозит никакая беда. Затем эта белая капля превращается в темно-красный сгусток, напоминающий пиявку, который в свою очередь превращается в кусочек мяса, похожий на разжеванную пластинку, отличающийся от сгустка и по цвету, и по форме, и по строению. Затем в нем появляются оголенные кости, которые пока еще не покрыты мясом, и на этой стадии зародыш также изменяется в форме, во внешнем виде, в размере, в плотности и в цвете. Таким же образом человек переходит из одной стадии в другую, пока не появляется на свет в том облике, который ему придает Аллах. Он наделяет его ушами, глазами, ртом, носом и другими отверстиями, одаряет его руками и ногами, на концах которых Он создает пальцы и покрывает их кончики ногтями. Он наделяет его сердцем, желудком, печенью, селезенкой, легкими, маткой, мочевым пузырем, кишками и другими внутренними органами, каждый из которых имеет особое значение и играет особую роль (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 205-226). Пречист же Тот, Кто сотворил и придал Своему творению совершенный облик, Кто предопределил и повел Своих рабов этим путем! «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 20-21)
.
«Все творения, от атомов до Трона, представляют собой взаимосвязанные пути, ведущие к познанию Всевышнего, и убедительные доказательства Его извечности. Эта вселенная подобна устам, возвещающим о Его единстве. Этот мир подобен книге, которую могут прочесть только разумные люди, каждый по мере развития своего разума» (Ибн Раджаб. Зейл табакат аль-ханабила. Т. 1. С. 307).
Поразмысли же над этими и другими знамениями, которые Аллах сотворил в небесах и на земле, призадумайся над ними, потому что внимательное наблюдение за ними и размышление над ними является одним из самых полезных занятий для укрепления веры. В процессе этого человек познает единство своего Творца и Властелина, совершенство своего Пречистого и Всеблагого Господа, проникается к Нему еще большей любовью, еще большим уважением, становится еще более покорным и смиренным перед Ним. Все это – важнейшие следствия такого размышления.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Если ты поразмыслишь над тем, над чем Пречистый Аллах призвал задумываться в Своем писании, то непременно познаешь Аллаха через Его единство, совершенные качества и величественные эпитеты, через безграничность Его могущества и знания, через совершенство Его мудрости и милосердия, через Его добродетель, сострадание, доброту, справедливость, довольство, гнев, вознаграждение и наказание. Именно так Он описал Себя рабам и призвал их задумываться над Его знамениями» (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 204).
Ибн ас-Саади, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «К факторам, способствующим обретению и укреплению веры, относится размышление над вселенной и различными творениями, которые есть в ней, а также размышление над самим человеком и его качествами. Это – сильный фактор, побуждающий человека уверовать, потому что величие и огромные размеры творений свидетельствуют о величии и всемогуществе их Создателя; их красота, порядок и изумительное совершенство указывают на безграничность знания Аллаха и беспредельность Его мудрости; заложенные в них многочисленные блага и милости, которые невозможно сосчитать, знаменуют необъятность Его милости, щедрости и добродетели. В целом же все это обязывает человека возвеличивать Творца, благодарить Его, неустанно поминать Его, искренне служить Ему, и в этом заключается дух веры и ее тайный смысл» (Ибн Саади. Ат-Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман. С. 31).
Вот почему Великодушный и Пречистый Аллах побудил Своих рабов задумываться и размышлять над этими знамениями. Призыв к этому упоминается во многих местах Божьего писания, что объясняется тем, что это приносит людям огромную пользу.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (сура 2 «Корова», аят 164)
;
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь. Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих. Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием. Среди Его знамений – ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом – знамения для людей слышащих. Среди Его знамений – то, что Он показывает вам молнию, чтобы [вызвать у вас] страх и надежду, а также ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих. Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле. Потом Он позовет вас всего один раз, и вы выйдете [из могил]» (сура 30 «Римляне», аяты 20-25)
;
«Среди Его знамений – создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (сура 42 «Совет», аят 29)
;
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (сура 88 «День покрывающий», аяты 17-20)
.
В этих и многих других коранических аятах Господь призывает Своих рабов размышлять над Его знамениями и творениями, которые сами по себе являются величайшим доказательством Его единства, всемогущества, непреклонной воли, безграничного знания, добродетели, милосердия, великодушия. Все это побуждает рабов Божьих любить, благодарить и почитать Аллаха, повиноваться Ему и поминать Его без устали. Из этого становится ясно, почему наблюдения за вселенной и размышления над ней относятся к важнейшим факторам, укрепляющим веру.