Между законоведами нет разногласий относительно того, что беременным и кормящим женщинам разрешено не поститься, если они боятся за своё здоровье или здоровье своих детей. Ибн аль-Каттан сказал: «Все [богословы] единодушны в том, что беременной женщине, которая боится за свой плод, и кормящей, которая боится за своего ребёнка, разрешено не поститься» [Аль-Икна‘ фи масаиль аль-иджма‘. Т. 1. С. 230]. Однако они разошлись во мнениях относительно того, как они должны возмещать пропущенный пост.
Ханафиты считали, что беременным и кормящим женщинам достаточно просто возместить пропущенные дни после рамадана. Аль-Касани пишет: «Что же касается беременных и кормящих, которые боятся навредить своим детям, то им разрешено не поститься в соответствии со словами Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, [пусть постится] столько же дней в другое время» (сура 2 «Корова», аят 185)
. Мы уже разъясняли, что в данном случае не имеется в виду сама болезнь, так как больной, которому пост не причиняет вреда, не имеет права не поститься. Под болезнью здесь подразумевается всё, что наносит вред во время поста. Поскольку в данном случае вред имеет место, то разрешение не поститься касается также беременных и кормящих. <…> Они обязаны возместить пост и не обязаны совершать искупление по нашему мнению» [Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 2. С. 97].
Этого мнения также придерживались ‘Ата ибн Абу Рабах, аль-Хасан аль-Басри, ад-Даххак, Ибрахим ан-Наха‘и, Са‘ид ибн Джубайр, аз-Зухри, Раби‘а, аль-Ауза‘и, ас-Саури, Абу ‘Убайд, Абу Саур и некоторые шафиитские богословы. Они опирались на слова Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, [пусть постится] столько же дней в другое время». Это значит, что пропустившему пост по причине болезни приказано только возместить его. Тот, кто добавляет к возмещению искупление, делает добавление к священному тексту, что позволительно только при наличии доказательства, а в данном случае Всевышний не приказал больному ничего, кроме возмещения.
Другой аргумент в пользу этого мнения — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Великий и Могучий Аллах освободил путника от половины молитвы и освободил путника, беременную женщину и кормящую женщину от поста» (Абу Давуд 2408, ан-Насаи 2315, Ибн Маджа 1667 и ат-Тирмизи 715). Законоведы единодушны в том, что путники обязаны только возместить пропущенные дни поста, а раз беременные и кормящие женщины упомянуты вместе с ними в одном контексте, они тоже должны только лишь возместить пропущенные дни.
По мнению шафиитов и ханбалитов, беременные и кормящие женщины, опасающиеся за своё здоровье, обязаны просто возместить пост. Если же они опасаются за здоровье своих детей, то они обязаны, помимо возмещения поста, накормить бедняка за каждый пропущенный день. Ибн Кудама пишет: «Если беременная или кормящая женщина опасается за себя, то она имеет право не поститься и обязана только лишь возместить пост. Мы не знаем разногласий между учёными по этому вопросу, так как они находятся в положении больного, опасающегося за себя. Если же они боятся за своих детей, то не обязаны поститься, но должны возместить пост и накормить бедняка за каждый [пропущенный] день» [Мугни. Т. 3. С. 149].
В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184)
. Как известно, когда был ниспослан данный аят, тем, кому пост был в тяготу, разрешалось не поститься, но вменялось в обязанность накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Потом Всевышний Аллах отменил это положение, но оно осталось действительным для пожилых, которые не способны поститься, для тех, у кого имеются хронические заболевания и нет надежды на излечение, а также для беременных и кормящих, которые сами по себе способны поститься, но это отягощает их по причине опасения за своих детей. [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азим. Т. 1. С. 367.]
Маликитские богословы считали, что беременная женщина должна только возместить пост, так как она подобна больному, ибо плод в утробе является частью матери и опасение за него равноценно опасению за себя. Однако кормящая женщина, опасающаяся за своего ребенка, обязана, по их мнению, возместить пост и накормить бедняка за каждый пропущенный день [Ибн ‘Абд аль-Барр. Кафи. Т. 1. С. 340]. По мнению некоторых маликитов, кормящая женщина освобождается от поста, только если ребенок не питается ничем, кроме материнского молока, и у семьи нет возможности нанять ему кормилицу [Хашия ад-Дасуки ‘аля аш-Шарх аль-кабир. Т. 1. С. 535-536].
Есть ещё одно мнение, согласно которому беременные и кормящие женщины должны только накормить бедняка за каждый пропущенный день и не обязаны возмещать пост, независимо от того, опасаются ли они за себя или за своих детей. Этого мнения придерживались ‘Абдаллах ибн ‘Умар, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас и Са‘ид ибн Джубайр. Они основывались на словах Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184)
.
Ибн ‘Аббас сказал: «Если беременная женщина боится за себя, а кормящая — за своего ребенка, то они не должны поститься, а должны накормить бедняка за каждый день и не обязаны возмещать пост» [Джами‘ аль-баян. Т. 3. С. 427]. Также сообщается, что однажды Ибн ‘Аббас увидел свою беременную или кормящую невольницу и сказал: «Ты подобна тому, кому в тяготу поститься. Ты должна накормить бедняка за каждый день и не должна возмещать пост». Ад-Даракутни (2384) назвал это сообщение достоверным.
Са‘ид ибн Джубайр рассказывал, что Ибн ‘Умар сказал: «Беременная и кормящая женщины не постятся и не возмещают пост». Ад-Даракутни (2385) назвал это сообщение достоверным. Также сообщается, что как-то раз беременная жена Ибн ‘Умара спросила его о том, как она должна поступить, и он ответил: «Не постись. Накорми за каждый день по бедняку и не возмещай [пост]» (ад-Даракутни 2388). В другом сообщении говорится о том, что дочь Ибн ‘Умара, которая была замужем за одним курайшитом, испытывала жажду в рамадане, будучи беременной, и он велел ей не поститься и накормить бедняка за каждый пропущенный день (ад-Даракутни 2389).
Данное мнение предпочтительнее других по нескольким причинам. Во-первых, нам неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников высказывал по данному вопросу мнение, отличное от мнения Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, и есть большая вероятность того, что данная ими фетва восходит к самому Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Утверждать это с абсолютной уверенностью мы не можем, но суждение авторитетнейших сподвижников, даже если оно опирается на их собственный иджтихад, в любом случае предпочтительнее, чем слова других улемов.
Во-вторых, это мнение соответствует духу Шариата, поскольку облегчает выполнение религиозных заповедей для тех категорий верующих, которые нуждаются в облегчении. Известно, что женщина носит ребенка во чреве приблизительно девять месяцев и по этой причине она не может поститься. После родов она порой не может возместить пост до наступления следующего рамадана по причине послеродовых кровотечений и кормления, которое может длиться длительное время. Случается, что в этот период женщина снова беременеет, из-за чего у неё накапливается большая задолженность по посту, а в соответствии с правилами шариата трудность требует облегчения.
В-третьих, это мнение учитывает интересы бедняков, которых требуется накормить вместо возмещения поста.
Что же касается совмещения кормления бедняков с возмещением поста, то мнение на этот счёт слабое, потому что неправильно обязывать человека сразу двумя видами возмещения. Помимо того, что это мнение не подтверждается ясными текстами, так оно ещё применяется к людям, которые более других заслуживают облегчения в данном вопросе. Ведь если путнику, не испытывающему никакого дискомфорта в пути, разрешено не поститься и всего лишь возместить пост, то как можно обязывать женщину возмещать пост и кормить бедняков, притом что она испытывает бóльшие трудности во время беременности и кормления, да к тому же не ради самой себя?! Подобное противоречит духу исламской религии, религии великодушия, милосердия и облегчения.
Таким образом, становится ясным, что беременная и кормящая женщины могут не поститься, если они опасаются за своё здоровье или здоровье ребёнка, и обязаны накормить бедняка за каждый пропущенный день. Разрешается кормить по одному бедняку каждый день по завершении дня поста. Также разрешено накормить 29 или 30 бедняков (в зависимости от продолжительности месяца) после окончания рамадана. Сообщается, что когда Анас ибн Малик стал не в состоянии поститься, он приготовил похлёбку и накормил ею досыта тридцать бедняков (ад-Даракутни 2390). Большинство законоведов считают, что неправильно кормить заранее за те дни рамадана, которые ещё не наступили, так как пост в эти дни ещё не стал обязанностью человека.
Вместо непосредственно кормления также разрешается раздать беднякам продукты. В этом случае следует давать один мудд (примерно 510 г) продуктов за каждый пропущенный день. Разрешается дать каждому бедняку по одному мудду или дать несколько муддов одному из них. Нафи‘ рассказывал, что у Ибн ‘Умара спросили о беременной женщине, опасающейся за своего ребёнка, и он сказал: «Пусть она не постится и накормит за каждый день одного бедняка муддом пшеницы» (аш-Шафи‘и 1/266, аль-Байхаки 4/230, Малик 1/308/52). А Аллах знает лучше.