По мнению ханбалитских законоведов, добровольный пост в шабане не имеет какого-либо превосходства над постом в другие месяцы. Аль-Бухути в «Кашшафе» (2/340) пишет: «По мнению большинства [ханбалитов] пост в месяцах раджаб и шабан не является желательным». Они обосновывают это тем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в этот месяц нерегулярно, следовательно, пост в это время дозволен, но не имеет каких-либо особых достоинств.
Однако большинство богословов, в том числе ханафиты, маликиты, шафииты и некоторые ханбалиты, считали пост в шабане желательным. Имам ан-Навави в «Маджму‘» (6/348) пишет: «К желательным постам относится пост в шабане». В пользу этого мнения свидетельствуют слова матери правоверных Умм Салямы: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился два месяца подряд, кроме шабана и рамадана» (Ахмад 26022, Абу Давуд 2336, ан-Насаи 2175, Ибн Маджа 1648).
Также передают со слов матери правоверных ‘Аиши: «Я не видела, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в каком-либо месяце больше, чем он постился в шабане. Он не постился в нем лишь несколько [дней] и даже постился весь месяц» (Муслим 1156).
Также сообщается, что как-то раз Усама ибн Зайд сказал: «О Посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты постился в каком-либо месяце столько, сколько ты постишься в шабане». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Люди пребывают в неведении относительно этого месяца между раджабом и рамаданом. В этот месяц дела восходят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои дела восходили, когда я пощусь» (ан-Насаи 2357).
Ввиду достоверности этих текстов мнение большинства законоведов о желательности поста в шабане — сильное и правильное. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, много постился в этом месяце. Есть даже сообщения о том, что он постился шабан целиком. Однако они противоречат другому хадису, который передали Муслим со слов Шакика ибн ‘Абдаллаха и ан-Насаи со слов Са‘да ибн Хишама, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не постился целый месяц подряд, кроме рамадана, с тех пор, как прибыл в Медину.
Комментируя эти сообщения, некоторые богословы полагали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда постился весь шабан, а иногда — нет. Другие считали, что под выражением «постился весь шабан» имеется в виду, что он постился большую часть месяца, а не весь месяц. Ибн аль-Мубарак сказал: «В арабском языке можно сказать, что человек постился весь месяц, если он постился большую его часть. Также можно сказать, что человек молился всю ночь, даже если он поужинал и был занят другими делами». [Ат-Тирмизи. Аль-Джами‘ аль-кабир. Т. 2. С. 106.]
Ибн Хаджар в «Фатхе» (4/214) пишет: «Ат-Тайби полагал, что он иногда постился весь шабан, а иногда большую его часть, чтобы никто не подумал, что пост в этот месяц обязателен, как пост в рамадане. Другие считали, что под всем месяцем она имела в виду, что иногда он постился в начале месяца, иногда — в конце, а порой и в середине, так что пост происходил в течение всего месяца, а в какие-то конкретные дни он не постился».
Здесь необходимо упомянуть и о другом хадисе, переданном со слов Абу Хурайры. В нëм сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поститесь после того, как пройдёт половина шабана» (Ахмад 2/442, Абу Давуд 2337, ан-Насаи 2923, ат-Тирмизи 738, Ибн Маджа 1651).
По мнению большинства учёных, этот хадис слабый, потому что его единственным передатчиком был Абу Шибль аль-‘Аля ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн Я‘куб. Имам Ахмад сказал: «Этот хадис противоречит другим сообщениям. Я спросил о нëм Ибн Махди, и он не назвал его достоверным и не рассказывал его мне. Он относился к нему с осторожностью. Аль-‘Аля заслуживает доверия, и из его хадисов не принимается только этот». [Аз-Зайля‘и. Насб ар-рая. Т. 2. С. 441.] Абу Давуд также сообщил, что имамы считали этот хадис аль-‘Аля неприемлемым. [Ибн Хаджар. Тахзиб ат-тахзиб. Т. 8. С. 187.] Ибн Хаджар в «Фатхе» (4/129) пишет: «По мнению большинства богословов, разрешается совершать добровольный пост по прошествии половины шабана. Они сочли хадис о запрете слабым».
Кроме того, этот хадис противоречит другому достоверному хадису, также переданному со слов Абу Хурайры, в котором говорится: «Не поститесь за один-два дня до рамадана, кроме тех, кто обычно постится. Они пусть постятся» (аль-Бухари 1914, Муслим 1082). Получается, что запрет касается только поста за один-два дня до наступления рамадана, а значит, поститься за три и более дня до его наступления разрешается. И поскольку это сообщение приводится в обоих «Сахихах», оно является более убедительным доводом, чем предыдущий хадис Абу Хурайры, переданный аль-‘Аля ибн ‘Абд-ар-Рахманом.
Однако многие шафиитские законоведы считали этот хадис достоверным и не разрешали поститься во вторую половину шабана тому, кто не постился в первую половину месяца, даже если он не собирается поститься в последний день этого месяца перед рамаданом. [Ан-Навави. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Т. 6. С. 453-454.] Дело в том, что все рассказчики этого хадиса заслуживают доверия и он отвечает требованиям имама Муслима, и то, что он дошёл до нас только через одного надёжного и правдивого учёного, не является его недостатком. [Ибн аль-Каййим. Тахзиб ас-сунан. Т. 2. С. 1042-1043.]
Таким образом, пост в шабане является сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и значение его в том, что в этот месяц деяния людей возносятся к Всевышнему, что увеличивает шансы на их принятие. В этом месяце разрешается поститься любое количество дней, и чем больше мусульманин постится, тем большую награду он получит за свой пост. Однако за один-два дня до начала рамадана добровольный пост запрещается, если человек не имеет обыкновения поститься в эти дни, как, например, те, которые регулярно постятся по понедельникам и четвергам или через день. Тому, кто не постился в первой половине шабана, лучше не соблюдать добровольный пост во второй половине месяца, а тот, кто начал поститься в первой половине шабана, может поститься до конца месяца. А Аллах знает лучше.