Подавляющее большинство законоведов считают, что человек, узнавший о наступлении рамадана в течение дня, должен сразу же прекратить есть, пить и совершать другие нарушающие пост действия и начать поститься. Однако они разошлись во мнениях по поводу того, должен ли он возместить этот неполный день или пост засчитывается ему; и причина этого разногласия упирается в вопрос о том, обязательно или нет иметь намерение начать обязательный пост до рассвета. На этот счёт есть три мнения.

Согласно первому мнению, человек должен утвердить намерение поститься в ночь перед постом, то есть до наступления времени рассветной молитвы, и если он вознамерился поститься после начала рассвета, то пост этого дня не засчитывается и его нужно возместить. Так считало большинство маликитских, шафиитских и ханбалитских законоведов.

Ибн Кудама в «Мугни» (3/109) пишет: «Если пост обязательный, как, например, пост в рамадане или его возмещение, обетованный пост или соблюдаемый для искупления [определённого] греха, то обязательно (шарт) утвердить намерение с ночи, по мнению нашего имама [Ахмада ибн Ханбаля], а также по мнению Малика и аш-Шафи‘и».

Он также пишет (3/145): «Если человек не постился с утра, будучи убежденным в том, что тот день из шабана, а затем получил доказательство того, что люди видели новую луну, то он обязан воздержаться [от нарушающих пост действий] и возместить [пост этого дня], по мнению подавляющего большинства законоведов».

В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не постился тот, кто не вознамерился поститься до рассвета» (Абу Давуд 2454, ат-Тирмизи 730, ад-Даракутни 2/378, аль-Байхаки 4/203).

Есть в пользу этого и логический довод: поскольку пост относится к обрядам поклонения, намерение должно сопровождать его от начала до конца, и поэтому пост того, кто не имел намерения поститься часть дня, не засчитывается, и его следует возместить.

Согласно второму мнению, намерение начать пост можно утвердить до истечения первой половины дня, но только в том случае, если человек ещё не совершил каких-либо нарушающих пост действий. Под половиной дня здесь понимается средний час между наступлением рассветной молитвы и заходом солнца. Этого мнения придерживаются ханафиты. Причем они считают, что не имеет значения, знал человек о наступлении рамадана или нет.

В качестве довода они приводят хадис о том, что однажды утром к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл бедуин, засвидетельствовавший, что видел молодой месяц, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто уже поел, пусть не ест до конца дня, а тот, кто еще не поел, пусть постится» (Насб ар-рая 2/435).

Кроме того, по их мнению, требование утвердить намерение поститься с ночи может стеснить людей, потому что не все способны точно установить время наступления рассвета и потому что большинство людей ночью спит и может забыть утвердить намерение; особенно это касается женщин, которые нередко узнают об очищении от менструальных или послеродовых кровотечений уже после наступления рассвета. Также это касается «дня сомнения», когда ещё не известно, наступил рамадан или нет (Аль-Ихтияр ли-та‘лиль аль-Мухтар 1/127).

Согласно третьему мнению, намерение нужно утвердить до рассвета, но если человек узнал о наступлении рамадана только после рассвета и начал поститься, то этот день засчитывается ему, и он не должен его возмещать. Причем не имеет значения, когда именно человек начал поститься, утром или вечером, и совершил ли он какое-либо нарушающее пост действие или нет. Этого мнения придерживались некоторые законоведы, в том числе Ибн Хазм и Ибн Таймийя.

Ибн Таймийя пишет: «Если в дневное время получено доказательство того, что новый месяц был замечен, то человек должен завершить [постом] оставшуюся часть дня и не обязан возмещать этот день, даже если он уже принял пищу» (Аль-Фатава аль-кубра 5/276).

Ибн Хазм пишет: «Если кто-либо в рамадане забыл утвердить намерение с ночи, то он обязан вознамериться в любое время дня, следующего за этой ночью, как только он вспомнит, и воздерживаться от всего того, от чего должен воздерживаться постящийся, даже если до того он поел, попил или вступил в половую близость. Этот день засчитается ему, как полный день поста, и он не обязан возмещать его, даже если днём время осталось только на то, чтобы лишь вознамериться. Если же он не утвердит намерение, то его пост будет недействительным, и он ослушается Всевышнего Аллаха, намеренно испортив свой пост, который он не сумеет возместить.

Также, если кто-либо получил известие о том, что вчера ночью люди увидели молодой месяц рамадана, то, даже если он уже поел, попил или вступил в половую близость и, как мы уже сказали выше, даже если он получил это известие в конце дня, он должен вознамериться начать пост, как только он убедится в достоверности этого известия, и воздержаться от всего, от чего должен воздерживаться постящийся. Этот день будет засчитан ему, и он не обязан возмещать его. Если же он не сделает этого, то его пост недействителен» (Мухалля 4/290).

В пользу этого мнения приводят хадис о том, что, когда пост в день Ашура стал обязательным, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, послал утром этого дня гонцов в поселения ансаров, чтобы те передали им его слова: «Тот, кто начал пост с утра, пусть соблюдает его до конца, а тот, кто не соблюдал его с утра, пусть соблюдает его оставшуюся часть» (Муслим 1136).

Нет никаких указаний на то, что после этого случая Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел людям возместить пост этого дня, хотя в тот период пост в день Ашура был обязательным. Следовательно, веление поститься оставшуюся часть дня тем, кто не знал о посте, относится и к посту в рамадане, так как впоследствии этот пост стал обязательным и заменил пост в день Ашура.

Данное мнение подкрепляется и словами Всевышнего: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (сура 33 «Полчища», аят 5), — а также словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах простил моим последователям ошибку, забывчивость и то, к чему они были принуждены» (Ибн Маджа 2043). Также сообщается, что среди первых мусульман этого мнения придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз и ‘Ата ибн Абу Рабах.

Что касается мнения о том, что нужно воздерживаться от действий, нарушающих пост, а затем возместить пост этого дня, то Ибн Хазм ответил на это следующим: «Это самое несостоятельное мнение, так как оно не подтверждается ни священными текстами, ни аналогией, и нам не известно, чтобы его придерживался кто-либо из сподвижников. Подобный отказ [от еды, питья и половой близости], который они повелевают, либо является постом, который засчитывается человеку, — однако они так не считают, — либо не считается постом и не засчитывается. Как же получается, что они велят человеку совершать утомляющее и обременяющее его действие, которое ему не засчитывается? Кроме того, человек может либо не поститься, либо поститься. Если он постится, тогда зачем он должен возмещать пост, постясь два дня вместо одного? Если же он не постится, тогда зачем они велят ему совершать действия постящегося? Это очень странно» (Мухалля 4/294).

Что же касается мнения ханафитов о том, что поститься следует лишь в том случае, если человек не совершил никаких нарушающих пост действий, то это мнение несостоятельно по причине недостоверности хадиса о бедуине, который мы упомянули выше. Этого хадиса нет ни в одном авторитетном сборнике хадисов, и никто из имамов не подтвердил его достоверность. Имам аз-Зайля‘и сообщил, что этот хадис передан только одним человеком и что Ибн аль-Джаузи в книге «ат-Тахкик фи масаиль аль-хиляф» назвал его неизвестным (Насб ар-рая 2/435). Их мнение о том, что утвердить намерение нужно до истечения половины дня, тоже опирается не на священные тексты, а на чистую логику.

Таким образом, по данному вопросу между имамами четырех мазхабов есть разногласия, и доводы каждой из школ предельно ясны. Мнение большинства законоведов более безопасное, но мусульмане не совершают греха, если отдают предпочтение аргументам и мнению другого мазхаба. Мы же считаем более сильным третье мнение о том, что человек обязан иметь намерение поститься с ночи, и если он не вознамерился поститься с ночи, то его пост недействителен. Но если он не знал о наступлении рамадана или забыл, что должен поститься, то он обязан утвердить в душе намерение и начать поститься сразу, как только он узнает или вспомнит, и не обязан впоследствии возмещать этот день поста. А Аллах знает лучше.