Данный вопрос целесообразно рассмотреть шире, потому что он касается не только женщин с месячными или послеродовыми кровотечениями, но и всех, кто не постился по уважительной причине, например, по причине несовершеннолетия, беспамятства, болезни или путешествия. То есть, если мусульманин не постился первую часть дня по такой уважительной причине, обязан ли он воздерживаться от действий, нарушающих пост, оставшуюся часть дня, если эта причина исчезла? Между законоведами нет согласия по этому вопросу.

Согласно первому мнению, они обязаны воздерживаться от нарушающих пост действий до конца дня, а затем возместить этот день, так как их воздержание не считается постом. Этого мнения придерживались ханафиты, а также большинство ханбалитов и некоторые шафииты.

Ибн Кудама пишет: «Что касается тех, кому разрешено не поститься в начале дня, как явно, так и скрыто, например, женщине во время менструации и послеродовых кровотечений, путнику, ребенку, умалишенному, неверующему и больному, и их уважительные причины устранятся в течение дня — женщина очистится от менструальных или послеродовых кровотечений, путник прибудет на место постоянного проживания, ребенок достигнет совершеннолетия, умалишенному вернется рассудок, неверующий примет ислам и не соблюдающий пост больной выздоровеет, — то относительно них есть два сообщения [от имама Ахмада]. Согласно одному из них, им надлежит воздерживаться [от нарушающих пост действий] оставшуюся часть дня. Этого мнения также придерживались Абу Ханифа, ас-Саури, аль-Ауза‘и, аль-Хасан ибн Салих и аль-‘Анбари» [Мугни 3/145, 146].

Сторонники данного мнения основываются на том, что вышеперечисленные категории людей имеют право не поститься из-за наличия уважительной причины. Когда же эта причина исчезнет, они обязаны поститься. Но поскольку они не имели намерения поститься с самого начала, их пост не засчитывается. Тем не менее они обязаны воздерживаться от нарушающих пост действий из уважения к посту в рамадане.

Всевышний сказал: «Вот так, и кто почитает святыни Аллаха, тот [поступает] так из-за богобоязненности в сердце» (сура 22 «Паломничество», аят 32), а пост в рамадане — это столп ислама и один из самых значимых его обрядов.

Также они приводят в качестве довода хадис о том, что когда пост в день Ашура стал обязательным, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто начал пост с утра, пусть соблюдает его до конца, а тот, кто не соблюдал его с утра, пусть соблюдает его оставшуюся часть» (Муслим 1136). Этот хадис указывает на то, что нужно воздерживаться от нарушения поста, как только исчезла уважительная причина не соблюдать его.

Согласно другому мнению, перечисленные выше категории людей не обязаны воздерживаться от нарушающих пост действий оставшуюся часть дня. Этого мнения придерживались маликиты, а также большинство шафиитов и некоторые ханбалиты.

Известный маликитский законовед ас-Сави сказал: «Тот, кому разрешено не поститься в рамадане и он знает о наступлении рамадана, как, например, ребенок, достигший половой зрелости после наступления рассвета, выздоровевший больной, прибывший днем на постоянное место жительства путник, женщины, имевшие месячные и послеродовые кровотечения и очистившиеся днем, умалишенный, к которому вернулся рассудок, а также люди, вынужденные прервать пост из-за жажды или голода [, которые могут нанести вред здоровью человека], то для них не является желательным воздерживаться оставшуюся часть дня» [Бульга ас-салик 1/689].

Приверженцы данного мнения аргументируют его тем, что всем этим людям было разрешено не соблюдать пост по уважительной причине, и поскольку они уже не соблюдали его часть дня, то им разрешается не соблюдать его до конца дня, так как воздержание от действий, нарушающих пост, не имеет смысла, ведь их пост в любом случае недействителен и они обязаны возместить его. Также они приводят в качестве довода слова Ибн Мас‘уда: «Тот, кто поел в начале дня, пусть ест и в конце его» [Мухалля 4/383].

Доводы приверженцев второго мнения представляются нам убедительнее и логичнее. Что же касается хадиса о посте в день Ашура, то это не сильный аргумент в пользу первого мнения, так как веление поститься было обращено к людям, не имевшим уважительных причин, из-за чего они были обязаны поститься, как только узнали о наступлении поста.

Поэтому если месячное или послеродовое кровотечение прекратилось днем в рамадане, то женщине, не постившейся первую часть дня по этой уважительной причине, разрешается есть и пить оставшуюся часть дня, и в этом нет ничего предосудительного. Но если она продолжает воздерживаться от еды и питья, следуя рекомендациям других мазхабов, то она также не совершает ничего плохого. А Аллах знает лучше.