Богословы единодушны в том, что разрешается соблюдать обязательный пост в субботу. Однако они разошлись во мнениях относительно добровольного поста в этот день. По мнению большинства, соблюдение поста исключительно в субботу, не соблюдая при этом пост в пятницу или воскресенье, нежелательно. В качестве довода в пользу данного мнения приводится рассказ ас-Саммы бинт Буср о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не соблюдайте пост в субботу, кроме того поста, который вам предписан. И если кто-либо из вас не найдет в этот день ничего, кроме коры винограда или ветви дерева, то пусть пожует это» (Абу Давуд).
Если же человек соблюдает пост в субботу, при этом постясь в пятницу или в воскресенье, то это не является нежелательным. Мать верующих аль-Джувайрийя бинт аль-Харис рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к ней и, увидев, что она постится в пятницу, спросил: «Ты постилась вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Собираешься поститься завтра?» Она сказала: «Нет». Он сказал: «Тогда прекрати пост» (аль-Бухари).
Пост в субботу также не считается нежелательным, если он приходится на дни, в которые желательно поститься, например, на день Ашура, день Арафы или дни полнолуния. Если человек соблюдает пост пророка Давуда, регулярно постясь через день, то и в этом случае ему разрешается поститься, когда день его поста попадает на субботу. Этого мнения придерживалось большинство законоведов всех четырёх мазхабов [1].
Причину этого запрета некоторые авторы видели в том, что пост в субботу является уподоблением людям писания, так как совмещать пост и работу обременительно. В действительности же в иудаизме пост в шаббат запрещён, и уподоблением людям писание становится именно отказ от поста в этот день. Существует мнение, что вначале Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься по субботам и воскресеньям, потому что ему было предписано походить на людей писания. Позднее, когда ему было велено отличаться от людей писания, он разрешил поститься по этим дням и сам поступал так [2]. В пользу этого свидетельствует рассказ матери верующих Умм Саламы о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего постился по субботам и воскресеньям. При этом он говорил: «Эти дни являются праздником для многобожников, и я хочу отличаться от них» (Ибн Хузайма).
Поэтому некоторые ханбалиты и ряд других законоведов не считают пост исключительно в субботу нежелательным. Аль-Мардави пишет: «Аль-Аджурри упомянул только о нежелательности поста в пятницу, что явно указывает на то, что пост не считается нежелательным в другие дни» [3]. Возможно, именно поэтому имам Абу Давуд, передавший хадис ас-Саммы бинт Буср, назвал его отменённым.
Принимая во внимание разногласия между законоведами, можно заключить, что безопаснее совмещать пост в субботу с постом в пятницу или в воскресенье — кроме перечисленных выше случаев, когда на субботу попадает желательный пост. А Аллах знает лучше!
Примечания
[1] Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1406/1986. Т. 2. С. 79; Ибн Джузай, Мухаммад ибн Ахмад аль-Кальби аль-Гарнати. Аль-Каванин аль-фикхийя фи тальхис мазхаб аль-маликийя / Под ред. Мухаммада ибн Сиди Мухаммада Мауляй. С. 220; аль-Махалли, Мухаммад ибн Ахмад. Шарх ‘аля минхадж ат-талибин (с комментариями Ахмада аль-Буруллуси и Ахмада аль-Кальюби). Бейрут: Дар аль-фикр, 1415/1995. Т. 2. С. 94; аль-Мардави, ‘Али ибн Суляйман. Аль-Инсаф фи ма‘рифа ар-раджих мин аль-хиляф. Дар ихья ат-турас аль-‘араби, б/д. 2-е издание. Т. 3. С. 347.
[2] Ас-Сан‘ани, Мухаммад ибн Исма‘иль. Субуль ас-салям шарх Булюг аль-марам / Под ред. Мухаммада Насир ад-Дина аль-Альбани. Эр-Рияд: Мактаба аль-маариф, 1427/2006. Т. 2. С. 474-475.
[3] Аль-Мардави, ‘Али ибн Суляйман. Инсаф. Т. 3. С. 347.