Положительные сдвиги в системе религиозного образования в Азербайджане

Накануне отечественный исламовед Эльмир Кулиев вернулся из Москвы, где принял участие в международной конференции на тему «Повышение квалификации преподавателей и усиление роли педагога в теологическом образовании». Корреспондент газеты "Эхо" попросил его поделиться мыслями о будущем исламского образования в Азербайджане и за рубежом.

Прикосновение к совершенству

В период великих преобразований нужно правильно расставлять приоритеты. В последние годы голоса сторонников необузданной «вестернизации» становятся громче. Они умаляют значение культурных традиций, шаржируют исламскую угрозу, идеализируют западный образ жизни. В действительности же они стыдятся самих себя, испытывают социальную дисфорию, получают наслаждение от присвоения чужих манер.

Запад пытается помешать интеграционным процессам в мусульманском мире

Запад пытается воспрепятствовать политическому объединению исламского мира, и надо задуматься над тем, как противостоять такой внешней агрессии. Мусульманам необходимо преодолеть преграды, мешающие вести активную общественно-политическую деятельность в решении стоящих перед ними задач. Но будет ли политическая активность религиозных общин отвечать интересам самих мусульман?

Ислам – источник силы и средство духовного очищения

Крайне важно, чтобы все мусульмане осознавали истинную цель и предназначение исламской веры, рассматривали её как источник духовной силы и средство духовного очищения, а не как политический инструмент. Мусульмане по-разному видят место религии в современном обществе. Кризис исламской мысли, начавшийся ещё в позднем средневековье, привёл к тому, что мы разучились правильно расставлять приоритеты.

Преступники ставили целью не только устранить ахунда мечети, но и вызвать широкий общественный резонанс

Подобные преступления не оправдываются ни одной традиционной религией. Должны быть приняты меры, чтобы подобное никогда не повторилось. В цивилизованном обществе нет места тем, кто проповедует насилие и покушается на жизнь мирных граждан. Исполнители и вдохновители этого вопиющего преступления должны понести наказание.

Построение правового общества должно опираться на духовность и нравственность

Значимость исламских ценностей для нашего народа очень велика, ведь они определяют не только быт и внешнюю сторону жизни, но и отношение к жизни, форму мышления. Потеря их угрожает и духовному здоровью нации, её культурной самобытности. Трудно представить азербайджанский народ без уважения к старшим и гостеприимства, без смирения перед Кораном и любви к потомкам нашего Пророка.

Образ ислама не должны формировать невежественные муллы, поджидающие у ворот мечетей и кладбищ

Ни радикальные религиозные идеи, проникающие из-за рубежа, ни западную массовую культуру, изменившую до неузнаваемости нашу молодёжь, нельзя назвать традиционными для нашего народа. Многие из этих идеологий сформировались на чуждой Азербайджану историко-культурной основе и эксплуатируются для подрыва азербайджанской идентичности.

Азербайджан располагает всем необходимым, чтобы сотворить своё чудо

Религиозные знания не должны порождать зло и ненависть. Вера помогает выстроить отношения с Всевышним Создателем и окружающим миром, установить гармонию в собственной душе. Вся совокупность религиозных предписаний — это путь познания Аллаха, приближения к Нему, путь самоочищения и самосовершенствования. Этого нельзя достичь благодаря ненависти или нетерпимости.

Запад должен поучиться религиозной терпимости у Азербайджана

Интерес к исламу в нашем обществе очевиден. Однако особенности религиозной жизни в стране меня совершенно не радуют. Среди выраженных религиозных лидеров мало тех, которые правильно оценивают роль религии в современном обществе. Большинство их — традиционалисты, не осознающие потребности в переменах и не способные превратить ислам в один из факторов социального прогресса.

В переосмыслении религиозных ценностей нуждается всё общество

Многие мусульмане отвергают идею реформации, даже не вникая в её суть. Однако она отнюдь не чужда нашей религии и даже находит отражение в хадисах нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Речь идёт не об изменении или отмене коранических постулатов, а о критическом осмыслении традиции в свете самого Корана и нынешних общественных отношений, о реформе общественного сознания.

Выражать социальный протест, обращаясь к религии, стало модно

Толерантность в нашем обществе порой граничит с безучастием. Для людей, далеких от религии, источником толерантности нередко являются незнание и нежелание ничего знать о чужих убеждениях. С верующими, изучающими Коран и соблюдающими каноны ислама, дело обстоит иначе. Они знают и ценят традиции своего народа, но при этом уважительно относятся к тем, кто видит мир иначе.

Некоторые религиозные группы проводят в жизнь политику «двойных стандартов

На сегодняшний день духовное воспитание наших граждан, особенно молодежи, не служит укреплению гражданского общества, не ориентирует их на интеллектуальное развитие и участие в общественной жизни. Кроме того, безграмотность мулл и плачевная ситуация в сфере ритуальных услуг способствуют распространению нетрадиционных форм религиозности.

Экстремистские настроения — это удел малограмотных мусульман

Уровень радикализма среди мусульман в Азербайджане и в России довольно низок. Ислам — религия умеренности и милосердия, и в ней порицаются любые проявления нетерпимости. Что же касается экстремистских настроений, то они являются уделом малограмотных мусульман, попавших под влияние далеких от правильного понимания Корана идеологических течений.

Я не поддерживаю идею преподавания религии в школах

Деятельность религиозных общин как организаций гражданского общества должна быть прозрачной и для государства, и для общества. Считаю, что все религиозные центры, проходя регистрацию, должны четко изложить основные вопросы своего вероучения и религиозной практики, а также свое отношение к азербайджанской государственности и законам страны.

Ислам — религия умеренности и веротерпимости

Мы не ставили перед собой цель перевести Коран. Ведь это огромная ответственность и тяжелый труд. Но в процессе работы над переводом тафсира Абдуррахмана Саади, мы столкнулись с серьезными трудностями. Ни один из существовавших на тот момент переводов Корана не удовлетворял нашим требованиям. Наиболее близким к оригиналу был перевод профессора Османова. 

Преподавание основ религии в средней школе на данном этапе неуместно

В целом преподавание основ религии в светских учебных заведениях не противоречит принципу светскости, что подтверждает опыт ряда европейских стран. Все зависит от того, по какой учебной программе ведется преподавание и насколько оно увязывается с интересами государства и общества. Но готово ли наше общество к массовому религиозному просвещению?

Соблюдение божьих законов принесет в ваш дом мир

Возврат к духовным истокам в нашем обществе приобрел широкий масштаб. В среде мусульманской интеллигенции и научной общественности появились новые лица, которые пользуются авторитетом не только среди верующих, но и среди значительной части мирян. Соблюдая заповеди ислама и излагая их в своих трудах, они берегут основы нашей духовности.

Религиозная традиция не должна мешать нам стремиться вперед

Социально-политическая роль религии выросла практически повсеместно, однако движущие факторы этого процесса на Востоке и на Западе различаются. Растущий интерес к религии в западных странах, как нам представляется, является скорее результатом изменения соотношения сил в многовековой борьбе религиозных догматов с достижениями естественных наук.

Политические баталии лишают верующих духовности

В современном обществе бороться за свои права приходиться не только женщинам, но и мужчинам, и мусульманские страны в этом отношении не исключение. Другое дело, что права женщины в исламе отличаются от тех прав, за которые борются женщины на Западе. Шариат принимает во внимание естественные и физиологические различия между мужчинами и женщинами.

Каждый аят Корана стал для меня открытием

Мы хотели донести до читателей очевидный смысл аятов, который открывается мусульманину, хорошо осведомленному об основных и второстепенных вопросах религии, когда он читает Коран на арабском языке. Для достижения этой цели, в первую очередь, предстояло избежать грубых ошибок, противоречащих мусульманских убеждениям и основным принципам Шариата.